Развитие личности как педагогическая проблема

1. Выпишите два-три высказывания педагогов-классиков о роли педагогической науки в формировании человека._______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. В чем сущность биологизаторской концепции развития и формирования личности?___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Укажите на основные закономерности и движущие силы развития личности.___________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Какие факторы являются ведущими в развитии и формировании человека?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. В чем принципиальное отличие взглядов представителей различных концепций на роль наследственности и среды в развитии личности?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Жизнь, творческая деятельность Т. Г. Шевченко была ярким выражением самобытного таланта. Сын крепостных родителей, Т. Г. Шевченко стал всемирно известным поэтом, политическим деятелем. Укажите, какие факторы были ведущими в формировании личности поэта-демократа. Проанализируйте путь развития и формирования личности Т. Г. Шевченко с позиций современной науки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. А. Н. Радищев писал: «Человек есть хамелеон, принимающий на себя цвет предметов, его окружающих: живущий с мусульманами — мусульманин, с куклами — кукла общества, в коем мы обращаемся. Общежитие вселяет в нас род своих мыслей и побуждает нас то называть добрым, что оно добрым почитает. Мы усвояем помалу страсти, в обществе господствующие; наипаче мы склонны к восприятию того, что нас прельщает...» В чем состоит философский смысл аналогии человека с хамелеоном у Радищева? В какой мере данное суждение А. Н. Радищева отражает научный подход к концепции развития личности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов. Обоснуйте свой выбор.

Какие качества передаются от родителей к детям?

…….. а) способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности.

…….. б) черты характера;

…….. в) тип нервной системы, темперамент;

……... г) способности к различным видам деятельности;

…….. д) задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей;

…….. е) цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор;

…….. ж) социальный опыт;

…….. з) нравственные качества;

…….. и) особенности речи, памяти, внимания;

…….. к) воля, настойчивость, целеустремленность;

…….. л) жестокость, алчность, агрессивность;

…….. м) склонность к правонарушениям.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

8. «Развитие личности» и «формирование личности». Общее в этих понятиях. Различие в этих понятиях. _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

9. Вспомните о собственных попытках заняться самовоспитанием и напишите небольшое сочинение об одной из этих попыток. Придерживайтесь следующего плана:

1. Что побудило (кто побудил) заняться самовоспитанием?

2. Какие были приняты самообязательства?

3. Какие приемы и средства использовались?

4. Как долго вы шли к цели?

5. К чему в итоге пришли?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

10. Выберите правильный ответ.

1. Личность – это совокупность:
а) индивидуальных и социальных;

б) моральных, профессиональных качеств;
в) нравственных, морфологических качеств;

г) социальных и личностных качеств, определяющих его общественную сущность качеств.

2. Факторы развития личности:
а) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание;

б) интерес к учебе, уровень достижений;

в) уровень знаний по учебным дисциплинам;

г) статусное положение личности в коллективе;

д) методы обучения и воспитания.

3. Развитие – это:
а) подготовка к выбору профессии;

б) увеличение роста и массы тела ребенка;
в) стихийный процесс, независимый от воли человека;

г) приспособление к условиям жизни;

д) количественные и качественные изменения в организме человека.


4. Какой возрастной период характеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, развитием воли, саморегуляции личности, произвольности ее поведения, рефлексии?
а) 3 – 6 лет;

б) 6 – 11 лет;

в) 11 – 14 лет;

г) 14 – 18 лет.

5. Для какого возрастного периода ведущим типом деятельности являются общение со сверстниками, осуществление социально-значимой деятельности; характерны формирование собственных взглядов, протест против авторитета взрослых, развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям?
a) 3 – 6 лет;

б) 6 – 11 лет;

в) 11 – 14 лет;

г) 14 – 18 лет.

6. В младшем школьном возрасте доминирует... мышление:
а) словесно-логическое;

б) предметно-манипулятивное;

в) наглядно-действенное;
г) наглядно-образное.

7. Распределите по порядку возникновения типы ведущей деятельности:
а) сюжетно-ролевая игра;

б) эмоционально-непосредственное общение;
в) учебно-профессиональная деятельность;

г) интимно-личностное общение;
д) учебно-познавательная деятельность;

е) предметно-манипулятивная деятельность.

8. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;

б) развитие у ребенка мелкой моторики;

в) желание ребенка ходить в школу;

г) зрелость психических функций и саморегуляция;

д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.

9. Что такое наследственность? Проанализируйте предложенные ответы, доказав правильность или ошибочность каждого из них.

1. Биологические задатки, служащие основой для развития индивидуальных физических способностей человека.

2. Наследственность представляет собой тот социальный опыт, который родители передают детям.

3. Способности к различным видам психической деятельности.

4. Наследственность — это все те качества характера, которые ребенок получает от родителей в генной информации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

10. Какое значение имеет деятельность человека для его развития? Из приведенных ответов выберите правильный, обосновав свой выбор.

1. Человек — это продукт наследственности, среды и воспитания. Поэтому деятельность личности не играет существенной роли в ее развитии.

2. Деятельность человека может быть направлена лишь на внешние факторы, вести к изменениям внешней среды. На собственное развитие она не оказывает влияния.

3. Организованная и целенаправленная деятельность ребенка способствует развитию личности. Активная деятельность индивида в физической, психической, социальной сферах как нельзя лучше способствует развитию и формированию личности.

4. Деятельность человека имеет лишь второстепенное значение для его развития. Ведь становление личности детерминировано наследственными факторами. Поэтому в деятельности лишь проявляются готовые свойства личности. Своей деятельностью человек изменяет окружающую действительность, но не самого себя.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

11. Являются ли способности человека врожденными? Из предложенных ответов выберите правильный, доказав ошибочность одного-двух ответов.

1. Несомненно. Человек рождается с различными способностями. В генетической структуре зафиксировано проявление способностей каждого человека.

2. Человек рождается с набором определенных способностей, которые были характерны для родителей.

3. Способности представляют собой психические свойства личности, сформированные после рождения. Человек рождается с набором потенциальных возможностей формирования способностей. В их становлении, развитии ведущую роль играют среда, воспитание и деятельность личности.

4. Способности человека нельзя отнести к врожденным свойствам. Они образуются исключительно в ходе пожизненного формирования. Качества способностей всецело зависят от социальных условий жизни личности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

12. Что вы понимаете под акселерацией? Из предложенных ответов найдите правильный. Проиллюстрируйте его примерами из жизни.

1. Акселерация—это не что иное, как проявление настойчивости личности в достижении поставленной цели.

2. Акселерация представляет собой процесс активной деятельности личности в общении с людьми.

3. Под акселерацией понимают ускоренное формирование интеллектуальных сил личности.

4. Акселерация предполагает ускорение в индивидуальном физическом развитии человека.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

13. В чем сущность индивидуального развития человека? Выберите правильный ответ, объясните ошибочность одного-двух оставшихся ответов.

1. Развитие количественных изменений в организме.

2. Развитие — это процесс формирования у детей определенных качеств.

3. Под развитием понимают становление человека как социального существа; оно происходит в процессе деятельности.

4. Развитие представляет собой количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека в течение всей его жизни.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: