Экономическая конкуренция -это соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров. Она проявляется в стремлении каждого субъекта превзойти другого в достижении конечной цели, т.е. получить более высокую прибыль, а тем самым вытеснить соперника из экономического пространства. Экон.конкур-ция полезна и эффективна только тогда, когда желание опередить соперника превращается в стремление к повышению кач-ва и рез-тивности собств.предпринимат.деят-сти. В рыночной экономике конкуренция возникает, естественным образом, благодаря свободе создания предприятий и производств.
Главными инструментами развития конкуренции в настоящее время являются:
-реформирование отраслевой структуры;
-создание условий для поддержания новых форм и методов хозяйствования;
-проведение мероприятий по ограничению монополистической деятельности;
-формирование механизмов, ориентирующих производителей на производство конкурентоспособной продукции;
-воздействие на потребителей через ассоциации потребителей;
|
|
-совершенст антимон законодат и антимоноп регулирования экономики.
Монополистическая деят-сть - это противоречащее антимонопольному законодательству действия хоз.субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция. Таким образом, можно сделать вывод, что основными путями преодоления монополизма являются:
-формирование нормально действующей рын экономики и конкур среды на товарных рынках;
-развитие малого предпринимательст;
-разгосударствление собственности и приватизация предприятий.
Все эти меры относятся к меропр по демонополизации экономики.
Демонополизация экономики – это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рын отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Преодоление монополистической деятельности – ограничение и предупреждение, недопущение и пресечение таких действий хозяйствующих субъектов, а также органов власти и управления, которые направлены против конкуренции и свободного предпринимательства, против формирования конкурентной среды на товарных рынках.
Содействие формированию рыночных отношений – обеспечить всем участникам хозяйственной деятельности равную свободу вне зависимости форм собственности, масштаба производства и сбыта продукции, места расположения предприятия.
Антимонопольное законодательство -это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, убирая те из них, кот.признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам к потребителю и производителей, а также вредными для общества.
|
|
Антимонопольная политика -представляет собой первоочередные мероприятия гос-ва по демонополизации экономики, обеспечении равных стартовых возможностей предпринимательства, замедление процесса перерастания конкуренции в монополию.
Основные принципы антимонопольной политики:
1) Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка можно использовать, например, показатель, характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем объеме предложения продукции. Если показатель превышает 60%, то рынок считается монополизированным, если меньше 20%, то рынок не монополизирован.
2) Дифференцированный подход к монопольным рынкам. Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.
3) Выявление зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации. В частности, для эффективного управления технологическими олигополиями нужны преимущественно административные методы, включая текущее и перспективное планирование производства и инвестиций, контроль над ценами, качеством продукции и т. д. Вмешательство государства в научно - техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно - технической информацией как внутри отдельных стран, так и между ними. Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса, то государство