Анализ коэффициентов рентабельности
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. При анализе финансовой отчетности, для оценки эффективности хозяйственной деятельности и процессов ценообразования, применяют коэффициенты рентабельности.
1. Рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле.
ROS = Прибыль от продаж, руб./выручка, руб. * 100% (23)
Коэффициент рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании – реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и ее способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода.
|
|
2. Рентабельность активов
ROА = Чистая прибыль, руб. / А, руб. * 100% (24)
где ЧП – чистая прибыль, руб.; А – Средняя стоимость активов, руб.
Показывает величину чистой прибыли на 1 руб. стоимости активов. Чем выше значения коэффициента ROA, тем выше эффективность предприятия и выше его результативность в создании прибыли с помощью активов.
3. Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия.
ROЕ = ЧП, руб. / СК, руб. * 100% (25)
где СК – средняя стоимость капитала, руб.
Показывает величину чистой прибыли на 1 руб. вложенного собственного капитала.
4. Рентабельность инвестированного капитала
ROS = ЧП, руб./(СК+ДО) * 100% (26)
где ДО – долгосрочные обязательства.
Характеризует отдачу от вложенного долгосрочного капитала, к которому относится собственный капитал и долгосрочный заемный капитал. Показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.
23. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКАКОРПОРАЦИИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.
Корпоративная финансовая политика – политика в области денежно-‐финансовых отношений, направленная сбалансирование
финансово-‐экономических интересов сторон или участников ведения бизнеса.
Финансовая политика – материализованная в финансовые решения и реализованная в практике, осознанная государством и обществом, предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала.
|
|
Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.
Разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие, во-‐первых, верно идентифицировать свою стратегию, во-‐вторых, мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.
Основными направлениями финансовой политики являются:
1. реформирование финансовых отношений-‐ предусматривает достаточно широкий спектр изменений в организации финансов внутри корпорации, а также принятие мер по изменению внешних взаимоотношений в области финансов, денежного обращения и кредита. Политика реформирования проистекает из понимания необходимости кардинальных изменений не только в практической организации финансов, но в их общем строе, результатах финансово-‐хозяйственной деятельности, эффективности денежного оборота и финансов. Политика реформирования нередко предполагает проведение принципиально важных и крупных мероприятий подпадающих под понятие финансового строительства. Поэтому финансовая политика реформирования может быть представлена как политика в известной мере в области финансового строительства.
2. стабилизация финансовых отношений -‐ предполагает не существенные изменения в составе и характере протекания финансовых отношений и процессов, а поправление их с целью недопущения ухудшения количественных параметров производственной и финансовой
деятельности. Это взвешенная, без резких изменений в организации финансов предприятия и его финансовых взаимоотношениях с внешним миром, реалистическая политика консервативного толка.
3. финансовое оздоровление-‐ политика управления финансовой деятельностью предприятия в условиях плохого финансового состояния, включая особые, чрезвычайные ситуации типа резкого подрыва финансовой устойчивости и перспективы банкротства. Политика финансового оздоровления выступает вынужденной мерой и может проводиться на базе существующей системы финансовых отношений, т.е. без глубоких преобразований экономики и финансов.
Основными элементами финансовой политики корпорации являются: бюджетная политика,
внебюджетная политика, пол-‐ка в области расчетов и платежей, пол-‐ка финансирования текущих расходов, учетно-‐финансовая пол-‐ка.
Финансовая политика по периоду охвата и сроку проведения:
Оперативная, долгосрочная и краткосрочная
Финансовая политика по стадиям процесса воспроизводства:
1. В области пр-‐ва
2. В области обмена
3. В области потребления
4. В области распределения
Финансовая политика охватывает все стороны деятельности компании и делится по отраслевому
признаку: промышленная, строительная, торговая, сельско-‐хозяйственная, транспортная,
коммунальных услуг, потребительского рынка, инвестиционная и торговая.
Финансовая политика призвана дать ответы на вопросы:
Ø Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?
Ø Как в конкретных финансово-‐экономических условиях достигнуть поставленных целей?
Ø Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
Ø Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия посредством использования финансовых инструментов?
|
|
Ø Как и какими критериями возможно проконтролировать достижение поставленных целей? Только с помощью разработанной финансовой политики можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применяется в практической сфере управления предприятиями.
Разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие, во-первых, верно идентифицировать свою стратегию, во-‐вторых, мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.