В настоящее время наиболее достойной целью «интеллигентного» бизнеса считается повышение стоимости акционерного капитала. Это оправдано с юридической и моральной точек зрения, поскольку именно владельцы акций являются законными собственниками компании. Стоимость капитала акционеров компании повышается при выплате им высоких дивидендов, увеличении рыночной стоимости акции и назначении денежных выплат.
На практике это означает управление предприятием с целью получения реальных денежных средств, а не «бумажных» прибылей. Если цель компании состоит в повышении стоимости капитала акционеров, предприятию следует инвестировать средства только в тех случаях, если оно рассчитывает на прибыль большую, чем её собственники получат при альтернативных вложениях. В этом случае, если некое подразделение компании представляет особую ценность для другой фирмы, оно тотчас продаётся, а полученные средства распределяются между акционерами (непрофильные активы).
Руководство, стремящееся максимально увеличить стоимость капитала акционеров, обычно реализует политику, в корне отличающуюся от действий, направленных на повышение текущей прибыли и рост компании. Исследования показали, что политика, ориентированная на повышение краткосрочной прибыли, нередко приводит к уменьшению стоимости капитала акционеров. Кроме того, фондовый рынок крайне скептически относится к фирмам, стратегия которых строится на слияниях и поглощениях, поскольку стоимость акций покупателя в этих случаях обычно снижается.
Однако и стремление максимально увеличить стоимость акционерного капитала влечёт за собой определённые проблемы, например конфликт интересов между различными заинтересованными группами. Хотя благо акционеров – неплохой способ оценки основных приобретений и продаж, менеджмент фирмы вряд ли вспоминает об интересах собственников при принятии рабочих решений о назначении цены на продукцию, начале компании по её продвижению или повышении в должности сотрудников. Даже важнейшие решения о направлении инвестиций принимаются в значительной степени субъективно. Предприятие планирует деятельность не более чем на пять лет вперёд, однако оценить влияние денежных поступлений за этот период на стоимость акционерного капитала весьма затруднительно. Например, П. Марш, сравнивая стоимость акций компании и текущих дивидендов, показал, что только 8 % её текущей рыночной капитализации относится за счёт их величины; 29 % определяется приведённой стоимостью дивидендов, ожидаемых в течении последующих пяти лет; а 50 % - значением дивидендов, ожидаемых в течение 10 лет. Таким образом, основная часть стоимости бизнеса – его будущие прибыли. К сожалению, достоверного способа оценки подобных показателей не существует. Практические трудности использования стратегии, направленной на увеличение стоимости акционерного капитала, определяют ориентацию предприятий на показатели прибыли.
Ориентация на повышение стоимости капитала акционеров затрудняет ведение конкурентной борьбы для фирм Великобритании и США, особенно в промышленно развитых регионах. В британских компаниях норматив прибыли, в соответствии с которым принималось решение об инвестировании, в два раза превышал величину доходов, на которые ориентировались конкуренты из других стран. Другими словами, для английского предприятия срок окупаемости инвестиций составлял 4 года, а для аналогичного японского – 10 лет. Неудивительно, что фирмы, стремящиеся к максимальному увеличению стоимости акционерного капитала, встречаются главным образом в «зрелых» отраслях промышленности и в сфере обслуживания, в которых долгосрочное инвестирование, исследования и разработки, а также длительность обучения персонала сведены к минимуму. В результате издержки общества заключаются в сокращении инвестиций в промышленность и высокотехнологичные отрасли, а значит, снижаются темпы роста реальных доходов работников, повышается риск безработицы.
Примеры расчетов нормы прибыли на инвестиции в коммерческих организациях.
Практически все компании определяют норму прибыли на вложенный капитал (НВК или ROI). В основе этого лежит простой расчет, показывающий связь между доходами и капиталом. Важными вариантами этого метода является определение нормы прибыли на используемый капитал (НИК) и нормы прибыли на акционерный или собственный капитал (НСК или НВК). НВК является важным инструментом для определения рациональности решений, связанных с затратами. Вследствие своей простоты норма прибыли стала показателем эффективности управления как компании в целом, так и ее отдельных структурных подразделений. Использование этого показателя значительно возросло вследствие текущих тенденций к диверсификации и децентрализации ответственности за получение прибыли. НВК является важным плановым и контрольным показателем.
Рассмотрим сильные и слабые стороны этого метода.
Прибыль на инвестиции, которая определяет взаимосвязь между чистой прибылью и инвестированным капиталом (общие активы), это критерий оценки эффективности использования каждой единицы денежных средств, инвестированной в активы компании. Увеличение ПНИ сказывается на увеличении прибыли на собственный акционерный капитал. ПНИ рассчитывается следующим образом:
Чистая прибыль после налогообложения
ПНИ= ------------------------------------------------------
Общая сумма активов
Пример. Рассмотрим следующие исходные финансовые данные. Если общая сумма активов= 100000 у.е. и чистая прибыль после налогообложения = 18000 у.е., тогда:
18000 у.е.
ПНИ= ------------ =18 %.
100000 у.е.
Проблема заключается в том, что формула показывает только, насколько эффективно компания использует свои активы и как уверенно по сравнению с другими компаниями чувствует себя в своей отрасли промышленности. Но она не может использоваться для планирования прибыли.
Метод, который использует фирма «Дюпон» для определения НВК, показан на рис. 3.
|
| ||||||||||||||||
|
| ||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
|
Рис. 3. Метод компании «ДЮПОН»
.я думаю чтоб увеличить норму прибыли нужно увеличить оборот капитала, либо ному прибыли от стоимости продаж до 7%, а третий вариант уменьшить расходы на изготовление продаж путем экономии материалов и ресурсов Увеличение оборота капитала за счет увеличения количества проданных изделий до 700 000 единиц. то естьт стоимость продаж = 700 000 долларов
Чтоб увеличить оборот капитала нужно увеличить скорость транспортных услуг, увеличить эфективность производства
Вариант 1. Повысить маржу, оставляя оборачиваемость неизменной. Следуя по
этому пути, необходимо сохранять действующие продажные цены и прилагать усилия
к повышению эффективности производства с целью снижения расходов. Данный прием
поможет снизить расходы на 2000$, не оказывая влияния на объемы продаж и
инвестиции, и таким образом добиться получения целевого значения 20% ПНИ, как
это приведено ниже:
Вариант 2. Повысить оборачиваемость путем сокращения инвестиций в активы,
сохраняя чистую прибыль и объем продаж неизменными. Компания может сократить
оборотный капитал или продать часть земли, уменьшая инвестиции в активы на
10000$, не затрагивая объемы продаж и чистую прибыль, добиваясь при этом
получения целевого значения 20% ПНИ, как это приведено ниже:
200000
Вариант 3. Повысить как маржу, так и оборачиваемость, избавляясь от
устаревшего и избыточного товарно-материального запаса или путем проведения
активной рекламной компании. Например, компания могла бы сократить на сумму
5000$ товарно-материальные запасы, тем самым уменьшив складские расходы на
1000$. Данный прием помог бы повысить величину ПНИ до целевого значения 20%.
200000
Чрезмерные инвестиции в активы — тот же сдерживающий фактор в отношении
повышения рентабельности, как и чрезмерные расходы. В этом случае сокращение
излишних товарно-материальных запасов помогает снизить стоимость их хранения
и повысить одновременно как маржу, так и оборачиваемость. На практике вариант
3 является наиболее распространенным по сравнению с вариантами 1 или 2.
Рисунок дает представление о факторах, которые полностью определяют рентабельность той или иной коммерческой организации, и показывает их взаимосвязь. Из рисунка видно, что норма прибыли на вложенный капитал в значительной мере зависит от скорости кругооборота капитала или объема реализованной продукции, которую можно произвести на одну единицу капиталовложений.
Коэффициент ПНИ можно рассматривать как показатель прибыльности и оборачиваемости активов. В прошлом менеджеры больше внимания уделяли вопросам получения прибыли, не используя показатель оборачиваемости активов. Однако наличие избыточных денежных средств, замороженных в активах компании, может служить препятствием для роста прибыли, как и чрезмерные расходы. Дюпон Корпорейшн была первой солидной компанией, признавшей важность одновременного анализа, как коэффициента прибыльности, так и показателя оборачиваемости активов при оценке управленческой деятельности компании. Разделение коэффициента ПНИ на составляющие, известное как формула Дюпона,- результат операций с этими двумя показателями:
Чистая прибыль после налогообложения
ПНИ= ---------------------------------------------------------- =
Общая сумма активов
Продажи Чистая прибыль после налогообложения
= -------------------------------- х --------------------------------------------------------- =
Общая сумма активов Продажи
= Оборачиваемость общей суммы активов х Коэффициент прибыльности.
Разделение ПНИ основано на тезисе, что прибыльность компании, непосредственно, связана, со способностью ее руководства эффективно управлять активами и квалифицированно контролировать расходы. Коэффициент прибыльности (процентное выражение прибыли, полученной от продаж), является показателем рентабельности или эффективности финансовых операций. С другой стороны, оборачиваемость общей суммы активов (количество операций, при которых инвестиции, размещенные в активах, оборачиваются в течение года с результатом, воплощенным в продажи) дает возможность оценить, насколько хорошо компания распоряжается своими активами.
Пример. Предположим, что исходные данные аналогичны представленным в предыдущем примере. Предположим также, что продажи составляют 200000 у.е. Тогда:
18000 у.е.
ПНИ= ---------------- = 18 %.
100000 у.е.
С другой стороны:
18000 у.е.
Коэффициент прибыльности = ------------------- = 9 %.
200000 у.е.
200000 у.е.
Оборачиваемость общей суммы активов = ----------------- = 2 раза.
100000 у.е.
Следовательно,
ПНИ = Коэффициент прибыльности х Оборачиваемость общей суммы активов =
= 9 % х 2 раза = 18 %.
Финансовым менеджерам очень полезно знать, как повысить рентабельность и усовершенствовать стратегию капиталовложений, пользуясь возможностями разделения ПНИ на составляющие. (Коэффициент прибыльности и оборачиваемости общей суммы активов далее именуются как МАРЖА и ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ соответственно.) Такое разделение ПНИ создает преимущества при планировании прибыли по сравнению с первоначальной формулой:
1. Оно признает важность оборачиваемости как ключевого момента при определении общей прибыли по капиталовложениям. Фактически оборачиваемость является таким же важным фактором, как рентабельность в увеличении общей доходности.
2. Оно признает важность объема продаж.
3. Оно указывает на возможность взаимного уравновешивания маржи и оборачиваемости в процессах совершенствования деятельности компании. Другими словами, невысокая оборачиваемость может быть компенсирована высокой рентабельностью, и наоборот.
Пример. Разделение ПНИ на два компонента показывает, что целый ряд комбинаций маржи и оборачиваемости имеет в результате одну и ту же окупаемость капитальных вложений, как показано ниже:
Маржа х Оборачиваемость = ПНИ
9 % х 2 раза = 18 %
6 х 3 = 18
3 х 6 = 18
2 х 9 = 18
Существует ли оптимальный коэффициент ПНИ? Нет такого коэффициента ПНИ, который подходил бы для всех компаний. Надежная и эффективная финансовая деятельность в результате является оптимальной комбинацией прибыли, продаж и вложенного капитала, однако подходящая их комбинация находится в прямой зависимости от характера бизнеса и особенностей реализуемой продукции.
Практическое задание.
Предположим, что руководство устанавливает 20 % ПНИ в качестве цели предприятия. В настоящее время коэффициент прибыльности инвестиций составляет 18 %, чистая прибыль после налогообложения равна 18000 долл., годовой объем продаж 200000 долл., общая сума активов фирмы 100000 долл. Предложите несколько вариантов решений, которые помогут компании достичь поставленной цели. Подтвердите Ваши предложения необходимыми расчетами.