Предмет, принципы, задачи права социального обеспечения

Как предмет и метод правового регулирования, принципы также относятся к числу важнейших отраслеобразующих свойств права социального обеспечения.

Одно из важнейших философских определений принципа сводится к тому, что принцип есть центральное понятие, основание системы, обобщающее положение, распространяемое на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован (См.: Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М., 1987. С. 382.). Другими словами, принцип – это теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает самую суть явления.

Опираясь на философские определения понятия “принцип”, правоведы довольно неоднозначно определяют понятие “принцип права”.

Результаты дискуссии по проблеме формы существования принципа права и наметившаяся неоднозначность в использовании термина “правовой принцип” приводят к мысли о том, что правовой принцип – это категория правового сознания и что правовые принципы предшествуют созданию системы права. А когда такая система уже бывает создана, тогда правовые принципы становятся принципами права, т.е. его нормами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принцип права существует только в форме нормы права. Принципы же других правовых явлений (правовые принципы) существуют в иных формах: принципы правосознания – в форме идей, обычаев, доктрин и положений, выводимых из норм; принципы юридической науки – в форме идей.

Следовательно, принцип права социального обеспечения – это закрепленное в Конституции РФ или федеральном законе руководящее положение, которое непосредственно регулирует сферу социально-обеспечительных правовых отношений.

Система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с системой принципов права, в основе которой лежит родовидовая классификация. Основаниями классификации принципов права являются: содержание общественных отношений (предмет), метод правового регулирования, цели и задачи, стоящие перед соответствующими отраслями и институтами права.

В юридической литературе нет единства относительно классификации принципов права. Чаще других можно встретить разделение всех принципов права на три вида: общие, межотраслевые и отраслевые.

Как общие, так и отраслевые и другие принципы права имеют самостоятельное значение. При этом отраслевые принципы являются своеобразным преломлением общеправовых через предмет и метод регулирования данной отрасли права.

Общие, межотраслевые, отраслевые и подотраслевые (институционные) принципы соотносятся между собой как диалектические категории общего, особенного и единичного. Это означает, что если какой-либо принцип относится к общеправовым, то он действует во всех (или почти во всех) отраслях права (например, принцип законности), однако в каждой группе отраслей права и в каждой конкретной отрасли права этот принцип проявляется по-своему. Своеобразие его проявления определяется спецификой предмета и метода регулирования каждой отрасли права, а следовательно, спецификой выполняемых ею задач и функций.

Поэтому, когда идет речь о системе принципов права социального обеспечения, то вполне обоснованно можно включить в нее общие принципы права. Таким образом, указанная система должна включать в себя две подсистемы: 1) общие и межотраслевые принципы права в праве социального обеспечения и 2) принципы собственно права социального обеспечения.

Общие принципы права – это руководящие, отправные идеи и положения, закрепленные в нормативных актах высшей юридической силы и отражающие сущность, содержание и особенности права как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

Набор общих принципов права составляют следующие принципы: законности (ч. 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ); равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ); справедливости (ст. 297 УПК РФ); гуманизма (ст. 6, 7 УК РФ); презумпции добропорядочности субъекта права (ст. 49 Конституции РФ); необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54 Конституции РФ).

Указанные принципы нашли отражение и в международных правовых документах. Так, принцип законности закреплен во Всеобщей декларации прав человека (преамбула) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4); принципы гуманизма, справедливости, презумпции добропорядочности субъекта и равенства – в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 10, п. 1 и 2 ст. 14, ст. 26).

Реализация общеправовых принципов в сфере социального обеспечения – одна из острейших социальных проблем, требующих незамедлительного решения путем как принятия соответствующих экономических мер, так и их правового опосредования в нормах соответствующих социально-обеспечительных законов.

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, а базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики конкретных отраслей права.

Межотраслевые принципы – это такие нормы права, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей (двух или более) права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право).

К межотраслевым принципам, которые имеют регулирующее значение и для социально-обеспечительных отношений, относятся такие, как: защита прав безработных; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; право ветеранов, пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на достойное существование.

Непосредственно к принципам права социального обеспечения относятся отраслевые и подотраслевые (институционные).

Третий уровень принципов права – это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей, правовых принципах. Вместе они образуют фундамент, на котором создается и функционирует данная отрасль права. На отраслевых принципах создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Пока нет единого акта, который в достаточно полном объеме специально регулировал бы социальное обеспечение человека и провозглашал его принципы, их выделяет наука права социального обеспечения.

Подотраслевые (институционные) принципы наиболее динамичны и могут изменяться при изменении соответствующего законодательства, в котором они сформулированы. Подотраслевые принципы закреплены в соответствующих федеральных законах. Так, принципы обязательного социального страхования сформулированы в ст. 4 ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”. К их числу данный Закон относит: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования и др.

Принципы социального обслуживания как подотрасли права социального обеспечения закреплены в ст. 5 Закона об основах социального обслуживания. Согласно данной статье оно основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

На другие подотрасли социального обеспечения – государственное пенсионное обеспечение, социальную поддержку и социальную помощь – можно и необходимо экстраполировать отдельные принципы обязательного социального страхования и социального обслуживания населения.

“Собственные” принципы имеет также ряд институтов права социального обеспечения. Так, основными принципами института охраны здоровья граждан, провозглашенными Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее – Основы от 22 июля 1993 г.), являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Основой для выделения современных принципов права социального обеспечения стали разработанные философами и юристами признаки принципа права. Среди них:

1) сформулированностъ принципа в нормативном правовом акте соответствующей юридической силы. Такими источниками являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы;

2) предметная определенность. Она означает, что объективным критерием для определения принципа права социального обеспечения (отраслевого, подотраслевого, институционного) служит специфика предмета правового регулирования – социально-обеспечительные и в какой-то части распределительные общественные отношения;

3) целевая направленность. Этот признак дает возможность выделить принципы права социального обеспечения по направлениям и желаемым результатам в области правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Признак целенаправленности означает, что правообеспечительный принцип должен выражать сущность определенной совокупности норм права не только в статике, но и в динамике, в направлении достижения целей социального обеспечения;

4) нормативность. Как признак она сводится к указанию на то, что в общем случае может человек как субъект права социального обеспечения и что обязаны и не могут государство и другие лица по отношению к нему как субъекту этого права. Нормативность принципов – это более высокая ступень обобществления по сравнению с нормативностью конкретных норм права. Принципы не содержат гипотезы, диспозиции, санкции. Тем не менее в отдельных случаях при опоре на них можно урегулировать конкретное социально-обеспечительное отношение;

5) выражение внутреннего единства совокупности правовых норм отрасли (подотрасли, института). Принцип права социального обеспечения вносит единообразие во всю систему юридических норм отрасли и придает глубокое единство правовому регулированию социально-обеспечительных отношений, цементирует все элементы механизма социального обеспечения;

6) стабильность. Этот признак означает, что принцип права социального обеспечения действует в течение определенного, относительно длительного отрезка времени. Он не может быть изменчив в такой же мере, как правовые нормы, потому что принцип в данном случае предстает как устойчивое знание и правопони-мание, утвердившееся на данном этапе в качестве не только нормы права, но и в качестве научной истины, которой в процессе дальнейшего развития теории права и правовой действительности предстоит постоянно обобщаться и уточняться за счет установления новых норм, отражающих неизвестные или новые правовые явления;

7) универсальность. Данный признак является ведущим при выделении принципа из норм права социального обеспечения. Универсальность принципа базируется на его общезначимости, общеобязательности, высшей императивности и прямом действии;

8) истинность. Принципом может быть только такое положение, которое не противоречит иным принципам права социального обеспечения и юридической практике;

9) взаимосвязь и взаимообусловленность принципов права социального обеспечения. Взаимосвязь принципов предполагает их взаимное воздействие. Характер связи может быть различным: содержание, причина, следствие; прямая, косвенная, непосредственная. Связь принципов определяется единой целью, и чтобы достичь этой цели, они должны взаимодействовать.

Перечисленные выше признаки, наполненные специфическим содержанием, позволяют вычленить из множества нормативно-руководящих положений только те нормы законов, которые являются принципами именно права социального обеспечения. К их числу следует отнести: 1) принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение; 2) принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; 3) принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств; 4) принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; 5) принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: