Тема 2. Исследовательские проекты
План лекции
1. Понятие и виды исследовательских проектов.
2. Поисковое (ознакомительное, разведочное) исследование.
3. Описательное (дескриптивное) исследование.
4. Причинно-следственное (каузальное экспериментальное) исследование.
5. Рекомендации для выбора вида исследовательского проекта.
Понятие и виды исследовательских проектов
Проект – это временная деятельность, результатом которой является продукт или услуга. Эта деятельность имеет начало и конец. Когда она окончена, рабочая группа распадается или переключается на новые проекты.
Маркетинговый проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного времени и при установленном бюджете определенных маркетинговых целей.
Под исследовательским проектом (проектом исследования) понимается план исследования, детализирующий методы получения информации, с помощью которой структурируют и решают проблему маркетингового исследования.
|
|
Виды исследовательских проектов по Г.А. Черчиллю:
1. Поисковые (разведочные) исследования.
2. Описательные исследования.
3. Каузальные исследования.
«Казуальный» происходит от лат. casualis «случайный».
Казуальным называют нечто, вытекающее из или обусловленное особенностями данного случая.
Каузальность (лат. causalis) – то есть причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина), происходит соответствующее ожидаемое изменение другого предмета, объекта (следствие).
Виды исследовательских проектов по Н.К. Малхотре:
1. Поисковые исследования.
2. Итоговые исследования (дескриптивные: профильные и временные; причинно-следственные исследования).
Дескриптивный – (англ. descriptive описательный) – в научной методологии представленный в виде точного описания характера и последовательности каких либо событий, явлений.
Выбор вида (или видов) маркетинговых исследований зависит от поставленной цели и задач исследования, возможности получения информации, временных рамок и бюджета исследования.
Поисковое (ознакомительное, разведочное) исследование
Поисковое (разведочное) исследование – это проект исследований, в котором основное внимание уделяется генерации идей и сбору информации, помогающей понять проблему.
Поисковое исследование проводят в том случае, когда проблема не ясна и не структурирована. Это исследование помогает понять природу проблемы, выявить возможные пути ее решения, определить релевантные (т.е. важные, существенные) переменные, которые необходимо учесть исследователю.
|
|
Гипотезы поискового исследования сформулированы неточно или вообще отсутствуют.
Методы сбора данных в данном случае достаточно гибки и имеют качественный характер.
Поисковое исследование позволяет реализовать следующие цели:
- сформулировать проблему для более точного исследования;
- выдвинуть гипотезы или уточнить их;
- установить приоритеты в будущем исследовании;
- определить направления исследований и уточнить способы их проведения;
- увеличить степень осведомленности аналитика о проблеме.
В процессе поискового исследования часто удается привести широкую, абстрактно сформулированную проблему к ряду конкретных проблем, которые могут быть исследованы более глубокими методами, т.е. к которым возможно применение описательного или даже каузального исследования.
Виды поискового исследования
Основные виды поискового маркетингового исследования:
- работа с литературой,
- экспертные опросы,
- фокус-группы,
- анализ выбранных примеров.
Работа с литературой предусматривает поиск данных по исследуемой проблеме в статистических справочниках, экономических журналах, периодической литературе, книгах, ресурсах Интернет. Таким образом, используются исключительно вторичные данные, в связи с чем необходимо уделять особое внимание их достоверности.
Под вторичными данными понимаются данные собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований.
Вторичные данные по степени их первичности подразделяются на первичные вторичные и вторичные вторичные.
Первичные вторичные данные – это отчеты корпораций, статистические отчеты, данные конкретных маркетинговых исследований.
Вторичные вторичные данные – это данные обзоров, аналитических статей, т.е. источников, в которых данные агрегируются (объединяются).
С одной стороны, вторичные вторичные данные, как правило, менее точные, ввиду того что подвергаются дополнительной стадии обработки.
С другой стороны, обзоры и аналитические статьи позволяют использовать предлагаемые в них методы анализа, посмотреть на проблему с точки зрения других исследователей.
Экспертные опросы – это интервью с людьми, являющимися специалистами в исследуемой проблеме.
Цель экспертного опроса состоит не в том, чтобы получить точную картину ситуации или произвести отбор лучших гипотез, а в том, чтобы получить понимание взаимосвязей между переменными, найти продуктивные идеи и полезные взгляды.
Успех экспертного опроса в значительной степени зависит от правильного формирования группы экспертов. Важнейшими характеристиками экспертов должны быть не только их профессиональный уровень, но и умение сформулировать проблему. Кроме того, для продуктивных результатов желательно привлечение экспертов с альтернативными точками зрения на рассматриваемую проблему. Вышесказанное объясняет, почему экспертные группы тщательно подбираются, а не определяются вероятностным способом.
Метод фокус-групп предполагает личное собеседование, проводимое одновременно с небольшой группой лиц.
Этот метод в большей степени ориентирован на групповую дискуссию, чем на прямые вопросы.
Фокус-группы достаточно широко используются в маркетинговых исследованиях, прежде всего для решения следующих задач:
- выдвижение гипотез, которые возможно количественно проверить;
- предоставление информации, полезной при разработке анкет;
- предоставление дополнительной информации по товарным категориям;
- высказывание мнений по концепции нового продукта.
Фокус-группа предполагает, что небольшая группа людей собирается в одном помещении с целью обсудить интересующие исследователя темы.
|
|
Организатор дискуссии (модератор) направляет дискуссию таким образом, чтобы, не отклоняясь от заданного направления, обеспечить свободное обсуждение различных суждений участниками группы.
Количественный состав фокус-групп может значительно колебаться, однако опыт показывает, что оптимальный состав должен быть в интервале 8-12 человек. В совсем маленьких группах часто появляется лидер, навязывающий свою точку зрения и препятствующий таким образом продуктивной дискуссии. Большие группы склонны к делению на субгруппы, в результате общей дискуссии не получается.
При определении состава фокус-групп многие фирмы проводят предварительное собеседование, при этом одним из специфических критериев, не позволяющих привлекать человека к работе в фокус-группе, является его участие в аналогичных исследованиях раннее. Это обусловлено тем, что такой человек зачастую начинает вести себя как эксперт, ограничивая свободу дискуссии.
Учитывая, что часто фокус-группы получаются достаточно гомогенными, с целью изучения различных точек зрения создается несколько фокус-групп. Идеи, высказанные одной фокус-группой, могут быть обсуждены в другой. Типовым считается проект, включающий создание 4-х групп, однако в ряде случаев используется до 12 групп.
Анализ выбранных примеров предусматривает исследование отдельных проявлений интересующего явления или ситуации.
Наиболее часто рассматриваются примеры, которые отображают:
- типичную реакцию – например, как рынок реагирует на появление нового конкурента;
- крайние варианты поведения потребителей;
- порядок, в котором события происходили по времени.