Формы контроля знаний и умений. Особенности фронтального и индивидуального опроса. Психолого-педагогические основы тестовой формы контроля знаний

Формы контроля - устный, письменный, лабораторный методы контроля. Они могут осуществляться путем индивидуальной, групповой и фронтальных проверок.

Устный контроль:

- опрос

- устные контрольные работы и т.д.

Письменный контроль: проведение контролирующих самостоятельных работ, биологических диктантов, тестов, зачетов и т.д.

Лабораторный контроль: позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умение пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ.

Для проверки усвоения учащимися программного материала по биологии и с целью разнообразить формы работы на уроке; а также увеличения количества оценок я использую различные формы и методы контроля: групповые и индивидуальные, устные и письменные, творческие задания, практические, работа с дополнительными источниками информации. Классификация используемых методов контроля: словесные; наглядные; практические; репродуктивные; проблемно-поисковые; индуктивные; дедуктивные; самостоятельная работа.

Словесные методы опроса я используются на различных этапах уроков, например:

При изучении темы «Биологические функции белка» 10 класс для активизации знаний проводится фронтальная беседа:

1. К какой группе веществ относятся белки.

2. Что является мономерами белковой молекулы?

3. Вспомните, какие функции выполняют белки?

Для проверки результативности урока при закреплении провожу индивидуальный опрос у доски. Например: тема «Строение организмов» 5 класс прошу учащихся: одного нарисовать строение растительной клетки, другого - показать на плакате органоиды растительной клетки и назвать их.

Наглядные методы контроля. 6 класс – тема «Классификация цветковых растений» учащиеся должны среди гербарного материала найти и определить растения изученных семейств. На обобщающих уроках в 7 классе использую компьютер или изображения различных животных. Учащиеся должны определить систематическую принадлежность организма. Другой вид проверки?» – игра «Кто лишний?» Предложены следующие изображения: лошадь, корова, олень, песец (кто из них лишний и почему?).

Практические методы. Учащиеся 5-6 классов получают летние задания, результаты которых я оцениваю в новом учебном году, следующего содержания:

1. Размножить любым вегетативным способом комнатное растение.

2.Вырастить его.

3. Собрать коллекцию: а) типов жилкования листьев; б) типов корневых систем; в) видов соцветий; г) типов плодов; д) приспособление плодов и семян к распространению. Репродуктивные методы. Наиболее простые, требует от учащихся воспроизведения заученных понятий, я использую для учащихся, которые испытывают трудности в усвоении программного материала. 6 класс – «Жизнедеятельность организмов» даю следующее задание: Прочитайте предложенный текст, заполните в нем пропущенные места: «В хлорофилловых зернах зеленых растений поглощается….., выделяется…… и образуется …..только на свету. При дыхании растения и в темноте и на свету поглощают….., а выделяют…. (использовать слова: кислород. углекислый газ., крахмал).

Задания типа «Выбери правильное суждение»:

1. Солнце – источник тепла и света на Земле.

2. Земля во много раз больше Меркурия. 3.Марс и Венера – звезды Солнечной системы.

4. Луна – спутник Земли.

Ответ: 1,4. и т.д. Проблемно – поисковый метод обучения позволяет узнать причину возникновения явления, проявляющееся в постановке вопросов типа «почему?», умение объяснять природу наблюдаемых явлений, их взаимосвязь, применять знания в измененной ситуации, где нужно самому провести предварительные преобразования учебного материала. Для этого уровня характерно конструирование ответа в разных вариантах с использованием дополнительных источников, например Интернет, материалы смежных предметов. Например: нахождение ошибок в рисунках. С помощью этого приема я проверяю понимание функциональных связей, правильность приемов оказания приемов оказания первой помощи в курсе биологии 8 класса. Например: Рассмотрите рисунок с изображением сердца, в котором отсутствует один важный признак. Найдите его среди перечисленных ниже признаков: а) нет полулунных клапанов; б) нет створчатых клапанов; в) нет сухожильных нитей и сосочковых мышц, препятствующих выворачиванию клапанов в сторону предсердий; г) отсутствует аорта и легочная артерия. При использовании формы тестирования предлагаю следующие задания: Из предложенных ответов выбрать один правильный ответ: 1. В отличие от природных экосистем агросистемы характеризуются: а) большим разнообразие видов; б) наличием монокультуры; в) усложнением; г) большей площадью. Выбранный ответ поясните. (11 класс. «Основы экологии»). Индуктивный метод – основан на умении применять знания в измененной ситуации, уметь связывать частные понятия с общей закономерностью; уметь выводить общие закономерности на примере частных случаев, находить общие признаки. Например: 6 класс «Классификация растений» - предлагаю следующие задания: а) среди предложенных гербарных экземпляров определите растения семейства Крестоцветных; б) по каким признакам вы это сделали? Дедуктивный метод контроля знаний позволяет определить умение учащихся применять ранее полученные знания, применять их в различных ситуациях при выполнении таких заданий, как решение биологических задач, тестировании, выполнять творческие задания и т.д.

Опрос можно проводить фронтально (с включением в него всего класса и индивидуального с вызовом отдельных учащихся для ответа) и индивидуально (учитель следит за правильностью и точностью изложения материала, исправляет фактические и стилистические ошибки, что способствует развитию речи и мышления ученика).

Во время индивидуального опроса необходимо формулировать вопрос всему классу, дать ученикам время для составления плана ответа, добиваться от учащихся чтобы они следили за ответом товарища, фиксировали неточности, выносили поправки и дополнения. При неверном ответе необходимо вежливо прервать ученика и дать возможность классу поправить ошибку. Индивидуальный опрос дает возможность полнее выявить знания учащихся и приучает их излагать свои знания последовательно, по определенному плану. Ответы могут быть либо письменными на доске (изображение схемы, рисунка и т.п.), либо устными, после чего вызываются другие учащиеся с целью проверки выполненного задания, и затем им даются дополнительные вопросы.

Опыт показывает, что за 15 минут может быть опрошено до 9 учеников при активном участии в обсуждении всего класса. Наряду с преимуществами устный индивидуальный опрос имеет недостатки: занимает много времени и имеет большие интервалы в системе контроля знаний учащихся. Поэтому заслуживает внимание сочетание устного индивидуального опроса с письменным индивидуальным опросом по карточкам (один отвечает, второй чертит схему на доске и трое или четверо отвечают по карточкам письменно). Такой способ дает возможность за 10-12 минут опросить 6-7 человек. Его можно использовать на обобщающих, заключительных уроках.

Фронтальный опрос обеспечивает активное состояние класса и позволяет выявить знания многих учащихся. Использовать его целесообразно при повторении основных понятий курса биологии: вопросов систематики, эволюции. Однако с помощью этого метода не удается выяснить целостность знаний учащихся, построить учебную информацию в виде логического рассказа, дать доказательное объяснение. Фронтальный опрос эффективен в том случае, когда изучение нового материала можно связывать с пройденным ранее. Необходимо иметь ввиду и отрицательные стороны фронтального опроса: в процессе его учащиеся дают односложные ответы, не приучаются излагать мысли в виде связанного рассказа, невозможно выяснить полностью знания каждого ученика. Если весь урок необоснованно проводится методом фронтальной беседы, приходится наблюдать, что отвечают одни и те же учащиеся. Использование этого метода рационально тогда, когда ученики имеют необходимые знания и учитель активизирует деятельность всех учащихся.

Тесты. В настоящее время для контроля результатов учебной деятельности учащихся используется метод тестирования. Он основан на использование специальной системы, состоящей из большого количества заданий-тестов, требующих краткого ответа или выбора из совокупности предложенных.

Во многих странах мира широко распространены интеллектуальные тесты - специальные задания для изучения индивидуально-психологических особенностей человека (уровня одаренности, скорости протекания умственных процессов, настойчивости, способности к самоконтролю и др.) и для выявления способностей (пространственных представлений, способностей оперировать числами и др.). Тесты применяются также для исследования малых групп (экипажей, команд, бригад), в клинической психологии, в психолого-педагогических исследованиях.

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности, удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Однако, как свидетельствует реальная практика, не всегда удается достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении. Вследствие этого часто снижается представление об учебной деятельности учащихся. Для оперативного контроля знаний и умений по биологии учеников средней школы традиционно используются дидактические материалы - специально подобранные и систематизированные упражнения.

Кроме того,к тестам предъявляют определенные требования:

Валидность (адекватность) теста, т.е. степень соответствия контрольного задания проверяемому материалу с учетом целей изучения. Каждый тест должен характеризоваться определенным уровнем трудности и полностью соответствовать тому уровню знаний, который им проверяется.

Выделяют три типа валидности:

Содержательная - дает ответы на вопросы, охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к знанию данного конкретного предмета и насколько данные задания (выбранные из множества возможных) пригодны для оценки знаний по этому предмету;

Эмпирическая - означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста;

Концептуальная - устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.

Надежность теста, т.е. соответствие результатов проверки действительным знаниям, что является показателем точности измерения. Один из способов определения надежности теста состоит в том, что учащимся предлагаются два (или несколько) вариантов эквивалентных заданий и если результаты их выполнения хорошо согласуются, то они считаются надежными. Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.).

" Весовая" значимость теста выражается определенным числом баллов, приписываемых каждому заданию. Это обычно осуществляется группой экспертов;

Формулировка теста должна быть четкой, краткой, недвусмысленной и понятной каждому учащемуся. В нем должно содержаться только одно задание данного уровня. Это должно обеспечить ученику понимание того, какие знания нужно продемонстрировать, какую деятельность и в каком объеме выполнить.

Эти свойства теста должны привести к его однозначности, т.е. отсутствию расхождений в оценке результатов тестирования разными преподавателями.

При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

информационные навыки (узнает, вспоминает);

понимание (объясняет, показывает);

применение (демонстрирует);

анализ (обдумывает, рассуждает);

синтез ( комбинирует, моделирует);

сравнительная оценка (сравнивает по параметрам),

Это позволяет определить уровень сложности теста.

Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость оценок. С этой точки зрения традиционные средства контроля знаний имеют достаточно много недостатков. К ним относятся, например, следующие:

1) Большие затраты труда и времени на успешные опросы (на экзаменах), проверку письменных контрольных работ;

2) Низкая оперативность в использовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;

3) Абсолютно неудовлетворительная объективность оценки знаний обучающихся, невозможность сопоставления оценок, полученных или разных обучающих или, тем более, в разных учебных заведениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: