Понятие социальной информации

С позиций информационного подхода к социальной информации следует относить информационные модели, которые определяют хотение, опасение, намерения, информационные и реальные действия отдельных людей по отношению к человеческому (социальному) окружению; интеграция этих моделей в социальных системах различной величины и сложности; отражение интегрированной сложности общественной модели в индивидуальном сознании. Далее следует коррекция социальных моделей, как на нижнем, так и на верхнем, уровнях информации — люди меняют своё поведение в зависимости от смены идей, законов, правил, а смена идей, законов, правил происходит с учётом изменившегося поведения людей.

Социальная информация низшего уровня представляет собой модели хотения, опасения, намерения, информационного и реального действия одного человека по отношению к другому человеку. То, что хочет один человек передать другому человеку, каким образом это передать и исполнение намерений информационным и реальным действием — это только одна сторона обменных процессов, происходящих между двумя людьми. Другая сторона обменных процессов будет представлять собой информацию о том, что ожидает этот человек от другого человека в качестве его хотения, его опасения, его намерения, его информационного и реального действия. Такой обмен социальной информации, есть управление человеком человека (в явной или неявной формах).

Поскольку люди объединены в группы, то существует групповая социальная информация — социальная информация семьи, нации и общечеловеческая социальная информация. Соответственно существует хотение, опасение, намерение информационное и реальное действие семьи, нации, человечества в целом.

Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь экономика не может заместить духовное творчество, а торговля — науку.

Несомненно, что журналистская информация является социальной. Более того, она по своей значимости и распространенности, может быть, «самая социальная». Не случайно в США в 1990-е годы открылся музей новостей, который обошелся в несколько миллионов долларов. Но к какому тематическому виду ее отнести? В прессе публикуются и экономические, и научные, и спортивные, и прочие известия. Если ограничиться констатацией тематической пестроты, то исчезнет критерий смысловой значимости материалов. Особенности прессовых сообщений надо искать в других измерениях.

Коренная особенность журналистской информации заключается в том, что ее социальная, «человеческая» сущность предстает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обострения идейных и политических противоречий. Это относится ко всем тематическим направлениям публикаций. Уже много лет назад исследователям прессы было ясно, что «новость — чисто общественная категория. Сам по себе факт новостью не является... Как отец вне отношения к сыну есть просто человек, так и факт вне отношения к читателю и к другому факту есть просто событие»

На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и критериев полезности, и общественной значимости материалов. Но при этом в деятельности прессы нерасторжимо переплетаются идеологическое и управленческое начала. В науке принято говорить о духовно-практической природе журналистского творчества — именно так, одним сложным словом обозначается единство двух названных начал. Поэтому предлагаемое далее разделение черт, присущих журналистской информации, на две группы носит в значительной мере условный, систематизирующий характер.

Информация как правовая категория

Согласно федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и защите информации" №149-ФЗ от 17.07.2006 информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Юридические особенности информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений. Ниже приведены юридические особенности информации.

1. Свойство физической неотчуждаемости информации.

Свойство основано на том, что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который является их носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому должен оформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование. Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информации источник информации продолжает быть ее носителем.

2. Свойство обособляемости информации.

Для включения в оборот информации ее необходимо овеществить. Это происходит путем перевода ее в символы, знаки, волны и тому подобное. Таким образом, овеществленная информация, то есть обособленная от ее производителя, становится самостоятельным объектом правоотношений, ее можно передать от одного субъекта другому. Например, для входа в информационный процесс программа для ЭВМ должна быть зафиксирована на бумаге, материальном носителе.

3. Свойство информационного объекта.

Информация имеет хождение только на материальном носителе или с помощью материального носителя (статья в газете, информация по радио). То есть мы видим двуединство информации – самой информации и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности. Например, в отношении программы для ЭВМ, размещенную на диске, будут действовать авторские права, в отношении самого диска – вещные права, владельцы прав могут быть различны.

4. Свойство тиражируемости информации.

Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу людей. Юридические последствия следующие, необходимо закреплять объем прав по использованию информации.

5. Свойство организационной формы.

Зачастую информация в обороте представляет собой документ (оригинал, копия, массив документов). Информация, оформленная в виде документа, имеет свои атрибуты, а, следовательно, можно установить владельца информации (например, по подписи). Это свойство позволяет относить к информационным объектам не только документы, но и организационные информационные структуры, например базы данных.

6. Свойство экземплярности информации.

Поскольку информация зачастую распространяется на материальном носителе, существует возможность учета количества носителей с информацией, а значит, и ограничение доступа к информации.

Информация может играть различные роли в правовой системе. Ниже приведена ее классификация по тому месту, которая информация занимает в системе права.

Всю информацию можно разделить на две группы: неправовая информация и правовая информация. Неправовая информация – информация, которая обращается в соответствии с предписаниями правовых норм, но не является результатом правовой деятельности.

Правовая информация – это информация, которая создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В свою очередь, правовая информация делится на нормативную, то есть сами нормы (законы, постановления) и ненормативную – информацию, с помощью которой реализуются предписания правовых норм.

Рассмотрим примеры. Рекламное сообщение, размещенное в средствах массовой информации, будет являться неправовой информацией. Содержание, способ размещения рекламы определяет рекламодатель, однако, они не должны противоречить правилам, которые установлены нормативными актами, в частности федеральным законом "О рекламе".

Сам федеральный закон "О рекламе" является нормативной информацией, потому что в нем закреплены положения, которые регулируют весь процесс оборота рекламы. Ненормативной информацией будет являться предписание Федеральной антимонопольной службы хозяйствующему субъекту о прекращении нарушения законодательства о рекламе. И федеральный закон "О рекламе" и предписание Федеральной антимонопольной службы являются правовой информацией.

К ненормативной правовой информации относятся:

- общая информация о состоянии законности и правопорядка, например, заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд, другие суды о соблюдении законности;

- судебная, уголовная и прокурорская статистика;

- информация о соблюдении прав и свобод человека, эту информацию предоставляет Уполномоченный по правам человека;

- информация о гражданско-правовых отношениях, договорных обязательствах;

- информация об исполнении нормативных предписаний органами государственного и муниципального управления;

- информация судов (судебные решения).

Информацию можно классифицировать и по доступу к ней. Вся информация делится на две группы: открытая и закрытая. К открытой информации относятся:

- информация об объектах гражданских прав (произведения науки, литературы, документы, подтверждающие авторские права и тому подобное);

- массовая информация, информация, подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации или через Интернет с целью информирования населения, например, реклама;

- официальные документы, например, законы, судебные решения.

К закрытой информации относятся:

- государственная тайна, то есть защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- служебная тайна, информация, основным пользователем которой являются государственные и муниципальные органы управления;

- коммерческая тайна, это научно-техническая, технологическая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, сюда же можно включить и ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом;

- профессиональная тайна, это сведения, которые становятся известны людям определенных профессий в силу исполнения ими своего профессионального долга;

- персональные данные, эта информация создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе при реализации ими прав и свобод (право на труд, соцстрахование), выполнение обязанностей (воинской). Документальной информацией будут являться справки, анкеты, история болезни.

Информационные ресурсы

Понятие информационных ресурсов находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д.

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» приводится следующее определение информационных ресурсов: информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других системах), созданные, приобретенные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Иными словами, информационные ресурсы общества представляют собой сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний.
Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более чем одному пользователю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: