Цена - денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.
Факторы ценообразования:
Внешние факторы:
* соотношение спроса и предложения;
* уровень и динамика конкурирующих цен;
* государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;
* политическая ситуация;
* потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы.
Внутренние факторы или цели ценообразования:
* максимизация текущей прибыли от формирования и реализации турпродукта;
* удержание позиций на рынке;
* достижение лидерства в качестве турпродуктов;
* завоевание и поддержка лидерства на рынке туристских услуг;
* желание поднять свой имидж (престиж);
* заинтересованность туроператора и турагента в увеличении своей доли на рынке туристских услуг;
|
|
* желание туроператора уклоняться от обвинения в монополизации;
* стремление избежать банкротства.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам:
По характеру обслуживаемого оборота:- оптовые цены - розничные цены;
По степени регулирования: - свободные цены; - фиксированные цены или тарифы; - регулируемые цены
По времени действия: - постоянные цены; - текущие цены; - сезонные цены; - ступенчатые цены.
По способу установления:- твердые цены; - подвижные; - скользящие цены.
По степени обоснованности:
- базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия;
- справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах;
- расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам;
- фактическая цена сделки учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной цене.
По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов:
- цена-нетто — цена на месте купли-продажи;
- цена-брутто определяется с учетом условий купли-продажи
По способу получения информации: - публикуемые; - расчетные.
Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.
В зависимости от соотношения двух субъективных параметров - восприятие цены покупателями и экономической ценности товара - выделяют 3 базовые стратегии ценообразования
|
|
1) стратегия снятия сливок; установление цен на уровне, который воспринимается большинством покупателей как очень высокий по отношению к экономической ценности товара
2) стратегия нейтрального ценообразования; это установление цен с величиной премиальной надбавки, которая постепенно снижается, что позволяет обеспечивать продажи в сегментах рынка с высокой эластичностью спроса
3) стратегия ценового прорыва (пониженных цен) установление цен ниже уровня, который воспринимается большинством покупателей как отвечающий экономической ценности товара