Пресс-конференция - это встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам.
Это общепринятое и эффективное средство предоставления прессе такой информации, которая работает на паблисити фирмы, организации, личности и на поддержание необходимого уровня паблик рилейшнз (Public Relations).
Пресс-конференцию никогда не следует собирать только для того, чтобы обнародовать документ или информацию, которую с таким же успехом можно передать с помощью пресс-релиза. Она является также эффективным средством выдачи информации, «не для протокола», когда ее не стоит распространять в печати и когда предпочтительнее личные информационные контакты журналистов с официальными лицами.
Инициаторами пресс-конференций обычно выступают органы власти, организации, «важные» персоны, но они могут проводиться и по инициативе самих журналистов, заинтересованных в профессиональных комментариях тех или иных событий.
Таким образом, цель пресс-конференции - это информационно-управленческая направленность, то есть представление точки зрения фирмы (организации) на некоторую общественно значимую проблему в контексте стратегической коммуникативной политики, а также для поддержки имиджевых и рекламных целей.
Для того чтобы чувствовать себя увереннее на пресс-конференции, не только проинформируйте прессу о готовящейся конференции, но и сами вступите в контакт с журналистами, постарайтесь познакомиться с ним поближе, станьте ценным для репортера «источником» сведений
Пресс-конференцию рекомендуется проводить в специальном помещении: в комнате для встреч, заседаний, совещаний, но не в чьем-либо офисе или в большом актовом зале, где все будут смотреть в спину друг другу либо разбредутся по всему огромному помещению, что создаст неудобства для коммуникации. Для выступающих должны быть подготовлены карточки с их именами и фамилиями, написанными так, чтобы можно было прочесть с самого дальнего ряда в зале.
Все члены ПР-команды, если такая есть, должны иметь значки со своими именами для более эффективной коммуникации с ними. Специалисты рекомендуют проводить пресс-конференцию в течение не более 60 минут. Ее длительность должна быть объявлена заранее - чтобы журналисты знали, сколько у них будет времени для вопросов и как долго они будут заняты. Незадолго до завершения конференции следует дать знать аудитории об этом, например, объявив, что следующий вопрос будет последним.
Структура пресс-конференции:
1. Вводная часть (продолжительность 3-4 минуты).
2. Приветствие.
3. Объяснение причин проведения.
4. Программа.
5. Представление выступающих.
6. Информация о материалах, представляемых прессе (пресс-кит).
Сообщение - небольшой монолог специалиста, имеющий целью донести до сведения коллег определенную информацию. Реализуется данный жанр в форме констатирующего сообщения о фактах. Он отличается фактической точностью, информативностью, лаконичностью, не содержит избыточных элементов, констатирующих сообщение о фактах, передает уже переработанную первичную информацию.
Реализуется сообщение неразрывно с предложениями, а иногда и в виде предложений, содержащих констатацию, утверждения, факты, т.е. предложений, носящих результативный характер.
Мнение - это информационный жанр, содержащий сведения о взглядах говорящего; предложение - это жанр, побуждающий к действию, который обязательно должен получить оценку аудитории, положительную или отрицательную. Высказывая мнение, обосновывая предложение, участник совещания выступает в социальной роли представителя коллектива. При этом мнение — субъективный комментарий происходящего, а предложение - это жанр, в котором оратор обосновывает свое понимание ситуации и выхода из нее.
Приложение