Изучение методов классификации потребительских товаров

Лабораторная работа №3

Цель работы:

Распознавание разновидностей методов классификации: иерархического и фасетного, установление их достоинств и недостатков.

Подготовка студента к занятию:

Изучение темы «Классификация товаров» по учебнику Николаева М.А. «Товароведение потребительских товаров: теоретические основы».

Средства обучения:

Стандарты на продукцию, в которых есть раздел «Классификация ассортимента» или «Ассортимент».

Задание №1:

Проанализируйте разделы двух стандартов на продукцию: Классификация ассортимента» и «Требования к качеству». Укажите объекты классификации и классификационные признаки, положенные в основу деления множества (товара определенного вида или однородной группы товаров) на подмножества (разновидности, наименования и т.п.).

Классификация Определение Пример
Род товаров Род товаров – Потребительские товары. Товары промышленного назначения. Оргтехнические товары. Обувь
Класс товаров Класс товаров – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребителей. Туфли
Подкласс товаров Подкласс товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребителей, имеющие определенные различия. Женские туфли
Группа товаров Группа товаров - подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребителей, что обособленно сырьем, материалом, конструкцией. Женские туфли из натуральной кожи
Подгруппа товаров Подгруппа товаров - подмножество товаров, имеющих общей с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других групп присущими им признаками. Женские туфли из натуральной кожи на каблуке(5 см)
Вид товаров Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Женские туфли из натуральной кожи на каблуке(5 см) с открытой или закрытой носочной частью
Разновидность товаров Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Женские туфли из натуральной кожи на каблуке(5 см) с открытой или закрытой носочной частью и с ортопедической стелькой.

Задание №2:

Нарисуйте схемы классификации ассортимента и показателей качества исследуемых товаров однородной группы или вида. Укажите на схеме ступени, признаки на этих ступенях и глубину классификации при иерархическом методе.

I СТУПЕНЬ – СЕЗОНЫ

II СТУПЕНЬ – ПОТРЕБИТЕЛИ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

III СТУПЕНЬ – РАЗНОВИДНОСТЬ ЖЕНСКОЙ ОБУВИ

IV СТУПЕНЬ – ПОДРАЗНОВИДНОСТЬ САПОГОВ


Задание №3:

Установите преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации конкретных множеств товаров. Результаты оформите в виде таблицы.

ТАБЛИЦА №1

Достоинства и недостатки разновидностей методов классификации.

Метод классификации Достоинства Недостатки
Иерархический Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные. Трудность применения При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват 1 объектов и признаков
Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках

Задание №4:

Составьте самостоятельно 2 схемы классификации иерархическим методом (не менее трех степеней) и фасетным (не менее трех независимых группировок). Объектами классификации могут служить товары, окружающие предметы, люди, явления, процессы, документы и другие объекты.

По сезонному признаку:

По половой принадлежности покупателей:

По разновидности женской обуви:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: