Лабораторная работа №3
Цель работы:
Распознавание разновидностей методов классификации: иерархического и фасетного, установление их достоинств и недостатков.
Подготовка студента к занятию:
Изучение темы «Классификация товаров» по учебнику Николаева М.А. «Товароведение потребительских товаров: теоретические основы».
Средства обучения:
Стандарты на продукцию, в которых есть раздел «Классификация ассортимента» или «Ассортимент».
Задание №1:
Проанализируйте разделы двух стандартов на продукцию: Классификация ассортимента» и «Требования к качеству». Укажите объекты классификации и классификационные признаки, положенные в основу деления множества (товара определенного вида или однородной группы товаров) на подмножества (разновидности, наименования и т.п.).
Классификация | Определение | Пример |
Род товаров | Род товаров – Потребительские товары. Товары промышленного назначения. Оргтехнические товары. | Обувь |
Класс товаров | Класс товаров – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребителей. | Туфли |
Подкласс товаров | Подкласс товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребителей, имеющие определенные различия. | Женские туфли |
Группа товаров | Группа товаров - подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребителей, что обособленно сырьем, материалом, конструкцией. | Женские туфли из натуральной кожи |
Подгруппа товаров | Подгруппа товаров - подмножество товаров, имеющих общей с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других групп присущими им признаками. | Женские туфли из натуральной кожи на каблуке(5 см) |
Вид товаров | Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. | Женские туфли из натуральной кожи на каблуке(5 см) с открытой или закрытой носочной частью |
Разновидность товаров | Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. | Женские туфли из натуральной кожи на каблуке(5 см) с открытой или закрытой носочной частью и с ортопедической стелькой. |
Задание №2:
|
|
Нарисуйте схемы классификации ассортимента и показателей качества исследуемых товаров однородной группы или вида. Укажите на схеме ступени, признаки на этих ступенях и глубину классификации при иерархическом методе.
I СТУПЕНЬ – СЕЗОНЫ
II СТУПЕНЬ – ПОТРЕБИТЕЛИ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ
III СТУПЕНЬ – РАЗНОВИДНОСТЬ ЖЕНСКОЙ ОБУВИ
IV СТУПЕНЬ – ПОДРАЗНОВИДНОСТЬ САПОГОВ
Задание №3:
Установите преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации конкретных множеств товаров. Результаты оформите в виде таблицы.
|
|
ТАБЛИЦА №1
Достоинства и недостатки разновидностей методов классификации.
Метод классификации | Достоинства | Недостатки |
Иерархический | Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность | При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные. Трудность применения При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват 1 объектов и признаков |
Фасетный | Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов | Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках |
Задание №4:
Составьте самостоятельно 2 схемы классификации иерархическим методом (не менее трех степеней) и фасетным (не менее трех независимых группировок). Объектами классификации могут служить товары, окружающие предметы, люди, явления, процессы, документы и другие объекты.
По сезонному признаку:
По половой принадлежности покупателей:
По разновидности женской обуви: