Учет доходов и расходов, связанных с реализацией ОС, ведется отдельно от реализации прочего имущества. Это связано с особым порядком учета убытков от реализации ОС. Налогоплательщик определяет прибыль (убыток) от реализации амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). Учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно. Аналитический учет должен содержать информацию:
· о первоначальной стоимости амортизируемого имущества, реализованного в отчетном (налоговом) периоде;
· об изменениях первоначальной стоимости таких основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации;
· о принятых организацией сроках полезного использования основных средств;
· о способах начисления и сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано;
· о цене реализации амортизируемого имущества, исходя из условий договора купли-продажи;
· о дате приобретения и дате реализации имущества;
· о понесенных налогоплательщиком расходах, связанных с реализацией амортизируемого имущества, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного имущества.
При реализации амортизируемого имущества на дату совершения операции определяется доход (расход) как разница между ценой реализации и ценой приобретения амортизируемого имущества, уменьшенной на сумму начисленной по такому имуществу амортизации, с учетом понесенных при реализации затрат.
В аналитическом учете на дату реализации амортизируемого имущества фиксируется сумма дохода (расхода) по указанной операции, которая в целях определения налоговой базы учитывается в следующем порядке.
Положительная разница признается прибылью налогоплательщика, подлежащей включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества.
Отрицательная разница отражается в аналитическом учете как расходы налогоплательщика, понесенные при реализации объекта амортизируемого имущества, включаемые в целях налогообложения в состав расходов будущих периодов.
Аналитический учет должен содержать информацию о наименовании объектов, в отношении которых имеются суммы расходов, учитываемых как расходы будущих периодов, количестве месяцев, в течение которых такие расходы могут быть включены в состав внереализационных расходов,учитываемых при формировании налоговой базы, и сумме расходов, приходящейся на каждый месяц. Срок определяется в месяцах и исчисляется в виде разницы между количеством месяцев срока полезного использования этого имущества и количеством месяцев эксплуатации имущества до момента его реализации, включая месяц, в котором имущество было реализовано.
Расходы включаются в состав внереализационных расходов в течение срока, исчисленного налогоплательщиком, равными долями до полного перенесения всей суммы таких расходов.
Пример. Служебный легковой автомобиль первоначальной стоимостью 210 000 руб. введен в эксплуатацию в феврале 2012 года. Срок полезного использования – 42 месяцев.
В апреле 2013 г. автомобиль был продан за 84 000 руб. (без учета НДС), при этом сумма амортизации за время эксплуатации составила 90 000 руб.
Расходы, связанные с продажей автомобиля, составили 6 000 руб. (без учета НДС). Организация применяет учетную политику для целей исчисления НДС «по оплате».
По бухгалтерскому учету:
Дебет | Кредит | Сумма | Содержание |
01.2 | 01.1 | 210 000 | Списана первоначальная стоимость |
01.2 | 90 000 | Списана сумма амортизации | |
91.2 | 01.2 | 120 000 | Списана остаточная стоимость |
91.2 | 6 000 | Расходы, связанные с продажей | |
91.1 | 100 800 | Выручка от реализации | |
91.2 | 16 800 | Отложенный НДС | |
100 800 | Оплата | ||
16 800 | НДС | ||
91.9 | 42 000 | Финансовый результат (убыток) |
По налоговому учету:
1. Выручка от реализации ОС = 84 000 руб.
2. Остаточная стоимость на момент продажи
210 000 – 90 000 = 120 000 руб.
3. Расходы, связанные с реализацией, 120 000 + 6 000 = 126 000 руб.
4. Убыток от реализации 126 000 – 84 000 = 42 000 руб.
5. Срок полезного использования (по_ОКОФ) = 42 мес.
6. Срок фактической эксплуатации ОС с марта 2012 по апрель
2013 года = 14 мес.
7. Оставшийся срок полезного использования 42 – 14 = 28 мес.
8. Сумма убытка, подлежащая ежемесячному включению в состав прочих расходов, начиная с мая 2013 г. в течение 28 мес.:
42 000: 28 мес. = 1500 руб.
9. Сумма убытка, включаемая в состав расходов в 2013 году:
1 500 * 8 мес. = 12 000 руб.
10. Сумма убытка, подлежащего включению в состав расходов в будущем налоговом периоде: 42 000 – 12 000 = 30 000 руб.