Лабораторное занятие № 5
Тема занятия: Методика обучения технологии обработки тканей (комбинированные операции, изготовление изделий) – девушки (2 ч.)
(К лекция 9. «Методика обучения технологиям изготовления изделий из конструкционных материалов»)
Примечание: для юношей –Лабораторное занятие № 5– (вар.1); для девушек№ 5 – вар.2 ).
Цели занятия:
- Закрепление теоретических знаний по технологии обработки тканей.
- Освоение методики изучения со школьниками углублённых сведений по элементам материаловедения
- Развитие умений формирования у учащихся знаний о свойствах и применении
текстильных материалов при изготовлении изделий.
- Усвоение особенностей методики обучения школьниц технологиивыполнения комбинированных операций при изготовлении изделий из тканей.
- Формирование компетенций по подготовке и проведению занятий по изготовлению швейных изделий.
- Изучение методики и получение навыков проведения занятий по сложным темам
технологического характера;
- Закрепление навыков составления технологической документации.
- Составление плана –конспекта проведения занятия по теме: «Технология обработки тканей»
- Методика обучения учащихся правилам техники безопасности и научной организации труда и безопасным приемам работы.
Форма (технология) проведения занятия: работа с подгруппой.
Формируемые компетенции:
- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени (ПК-2);
Содержание отчета по лабораторной работе:
- Указать цель лабораторной работы.
- Выбрать и разработать тему занятия по изучению ручных операций при обработке ткани (класс и тема могут задаваться преподавателем).
- Описать структуру и ход урока особое внимание обратив на содержание
- вводного инструктажа и целевых обходов при текущем инструктаже.
- Протокол записи выполненной работы.
Учебно-методическое обеспечение занятия
Плакаты, компьютер.
Литература
- Заречная Л.П. Конспект лекций. (из УМКД ТиМОТ иП). – Славянск-на Кубани. СГПИ.-2006.
- Заречная Л.П. Учебно-методический комплекс по ТиМОТ иП.- С/н- К. СГПИ.-2008
- Кругликов Г.И. Методика преподавания Технологии с практикумом. Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002. – 480 с.
- Методика обучения технологии. Книга для учителя. /Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск – Ишим: Изд. ИГПИ НМЦ “Технология”.1998.– 295с.
- Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Изд. БГУ, НМЦ “Технология”, 2000. – 235 с.
- Программы образовательной области «Технология».
Содержание занятия: Студентам необходимо учесть, что методика обучения технологии обработки ткани (комбинированные операции, изготовление изделий) связана с формированием и пополнением у школьников понятийной базы, преемственностью учебного содержания. Поэтому необходимо повторить определения опорных понятий: операция, машинные, станочные операции, трудовые приемы, рабочие приемы, рациональные приемы и методы выполнения технологических операций, технологический процесс, методические аспекты обучения ручным и машинным технологическим операциям по обработке ткани в образовательной области «Технология». Студентам также необходимо учесть что, выстраивая методику воздействия на школьника при формировании у него приемов и навыков работы на швейной машине, а затем и закреплению умений по выполнению работ с частичным использованием ручных инструментов и приспособлений, включая утюжильные технологические операции,, учитель должен учитывать множество параметров:
− эмоционально-психологическое состояние школьника при овладении, приемами и навыками работы на швейной машине и с ручными инструментами для изготовления конкретного швейного изделия;
− общий уровень культурного и возрастного развития учащихся;
− сформированность отношений у учащихся к освоению приемов и навыков работы с ручными инструментами;
− духовное, физическое и интеллектуальное развитие учащихся 5-7 классов;
− пособность к усвоению приемов и навыков работы на на швейной машине. С утюгом и с ручными инструментами для изготовления конкретного изделия.
Студентам важно уяснить пути реализации методических аспектов обучения машинным технологическим операциям в образовательной области «Технология». Поэтому, готовясь к лабораторному занятию студентам необходимо повторить определения опорных понятий: механизм, деталь, типовые детали, названия машин, механизмов, технических узлов, деталей и др.
Повторить правила внутреннего распорядка и техники безопасности, производственной санитарии и соблюдения в работе личной гигиены.
Студентам необходимо учесть что, реализуя методику формирования знаний по разделу темы «Элементы машиноведения», важно обеспечить воспитание бережного отношения у учащихся к техническим средствам; духовное, физическое и интеллектуальное развитие и трудовое воспитание учащихся.
Студентам важно уяснить пути реализации методических аспектов обучения элементам машиноведения
Для успешного усвоения данной темы и реализации занятий по технологии в школе необходимы:
a) анализ программы образовательной области “Технология”, трудовой и профессиональной подготовки школьников. Ознакомиться с содержанием раздела программы «Технология обработки ткани».
b) в письменной форме по указанию преподавателя дать анализ структуры и содержания раздела: для чего предназначена их каждая структурная часть, темы раздела «Технология обработки ткани»? Какие цели и задачи намечены в программном содержании раздела? Какие технологические сведения имеют преемственность с 5 по 7класс? Какие воспитательные возможности отражаются в содержании программного материала тем раздела?
c) описать методику проведения занятий.
d) В). изучть и выполнить анализ методической литературы по теме занятия.