Общие методические рекомендации

1. Студентам при овладении методикой приобщения школьниц к технологии обработки тканей необходимо отчетливо представлять себе значимость формирования в этом учебно-познавательном процессе технических, конструкторско-технологических знаний и умений.

Поэтому важным этапом формирования швейных представлений и навыков у девочек 5 класса является ознакомление с видами машинных швов и их выполнение. Здесь представляется методически оправданным обязательное использование для закрепления материала карточек-заданий. Целесообразно использовать вариант, удобный как для контроля, так и для самоконтроля знаний у школьниц.

Готовясь к решению методических задач формирования у школьниц знаний и умений будущему учителю технологии необходимо знать, что в каждом последующем классе примерный перечень практических работ по программе предусматривает постепенное спиралеобразное (т. е. с возвращением к уже знакомому материалу, но на более сложном уровне) освоение девочками очень важных для технологических операций специфических приемов:

− заправка нитей и регулировка длины стежка;

− выполнение машинных строчек на различных тканях, от наиболее простых до самых сложных зигзагообразных;

− расширение возможностей машин за счет использования разных игл и приспособлений к машине;

− умение регулировать узлы швейных машин для достижения требуемого качества работы.

Все эти приемы неотъемлемо связаны с устройством узлов и элементов машин, что требует от учителя технологии использования определенной методики изучения материала.

Студенту необходимо помнить, что каждый преподаватель может строить занятие так, как ему подсказывает опыт и возможности учебно-материальной базы конкретной школы. Вместе с тем может быть полезен некоторый алгоритм, по которому могут быть узоры реализованы выбранные или разработанные студентом методические приемы преподавания материала программных разделов «Технологии».

Занятие в 5 классе целесообразно начать с экскурса и историю создания швейной машины. Наиболее полные сведения по этому предмету можно почерпнуть в книге Я. Б. Рейбарха «Рассказы о швейных машинах» (М., 1986). Однако следует иметь в виду, что если учитель захочет рассказать о современных типах швейных машин с программным управлением, в том числе и бытовых, ему следует обратиться к паспортам оборудования.

Продолжить ознакомление школьниц с темой может рассказ о классификации машин вообще и наличии у них составных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа. Понятно, что переход к швейной машине как одному из видов технологических машин будет логичен и оправдан, если изучение составных частей (рабочих органов) будет происходить на универсальном типе швейной машины.

Школьницам будет полезно понять, что как бы ни различались швейные машины по классификации, которая связана с разнообразием конструкций, кинематики и внешнего вида, устройство всех узлов основано на общих законах механики. С этой целью девочек знакомят с основными деталями швейных машин и показывают, как осуществляются основные движения, особенно — как образуется челночный стежок. Помочь детям уяснить этот процесс могут схемы, лучше всего выполняемые путем последовательного наложения пленок с изображением на кодоскопе общего устройства современной швейной машины.

После этого полезно объяснить, что строчка считается хорошей, если верхняя и нижняя нити имеют одинаковое и ни в коем случае не тугое, но и не ослабленное; если сцепление их расположено ровно в середине сшиваемых слоев. Должно быть показано на рисунке, как это должно быть. Закрепляют полученные знания, обучая девочек намотке нитки на шпульку, заправке верхней и нижней нитей и выполнением машинных строчек на ткани.

Методически целесообразно объем учебной информации доступно, постепенно, логически последовательно. Во-первых, за три занятия каждая школьница способна освоить первоначальные приемы управления машиной. Во-вторых, учитель должен отдавать себе отчет, что почти все последующие занятия до конца года будут связаны с работой на швейной машине. Поэтому все, что связано с подготовкой к работе, регулировкой длины стежка и степени натяжения нитей, другими приемами, может быть дифференцированно доведено до каждой ученицы.

В 6 и 7 классах большее внимание должно быть уделено кинематическим схемам и структурным изображениям деталей швейных машин и их соединений. Девочки стали более взрослыми и теперь вполне осмысленно могут изучать работу механизмов преобразования движения и их взаимодействие применительно к конкретному узлу швейной машины. Теперь методически оправдано при изучении материала раздела использовать модели: механизма иглы (кривошипно-шатунный механизм как основа), механизма двигателя ткани (эксцентриковый механизм в сочетании с кулачковым), механизма челнока и нитепритягивателя. Сочетание объяснения по кинематической схеме с демонстрацией передачи движения в динамике позволит школьницам уяснить устройство, принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Полезными могут оказаться для демонстрации и электрифицированные стенды, которые можно изготовить по аналогии.

В поле зрения методики обучения машинным технологическим операциям такие вопросы, как организация рабочего места для выполнения машинных работ, правила подготовки универсальной швейной машины к работе, включение и выключение механизма махового колеса; устройство моталки, намотка нитки на шпульку, заправка верхней и нижней нитей.

Сначала учащиеся выполняют упражнения на швейной машине без ниток, учатся запуску машины и регулировке скорости. После этих операций методикой технологии предусмотрено формирование у школьников первоначальных навыков работы на швейной машине. Это выполнение машинных строчек (по прямой, по кривой линии, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), а также формирование умений по регулировке длины стежка. В процессе обучения машинным операциям на уроках технологии в 5 классах учащиеся овладевают умениями самостоятельно выполнять следующие практические работы: включение и выключение махового колеса. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Выполнение машинных строчек с различной длиной стежка. Расчет передаточного числа механизма моталки.

В 6 классе они осваивают механизмы преобразования движения, принцип их действия и обозначения на кинематических схемах; назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины (длины стежка, прижима лапки, натяжения верхней и нижней нитей). Методикой технологии предусмотрено формирование у школьников умений и навыков по регулировке качества машинной строчки путем изменения силы натяжения верхней и нижней нитей, знаний устройства машинной иглы и правил ее установки в швейную машину. Затем школьниц обучают подбору толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани, выявлению и устранению неполадок в работе швейной машины, вызываемых дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой, а также уходу за швейной машиной, чистке и смазке. В процессе обучения машинным операциям на уроках технологии в 6классах учащиеся овладевают умениями самостоятельно выполнять практические работы как регулировку качества машинной строчки для различных видов тканей, замену иглы в швейной машине.

В 7 классе методикой технологии предусмотрено закрепить у школьников знаний принципа образования двухниточного машинного стежка, порядка разборки и сборки челнока, устройства и работы механизма двигателя ткани, овладеть приемами закрепления строчки обратным ходом машины.

Только после того, как будут поняты особенности устройства узлов машины, можно переходить к вопросам ухода, чистки и смазки, устранения неполадок. Понимание необходимости свое временной чистки (особенно после ворсистых материалов) и смазки (не любым, а специальным бытовым машинным маслом), привитое с первых занятий, даст гарантию нормального функционирования машины.

Особое внимание школьниц должно быть обращено на соблюдение правил безопасности работы, если машина с электроприводом — на проверку исправности изоляции, проводки, розетки. На этом этапе обучения становится целесообразным знакомство школьниц с различными сменными приспособлениями, рас ширяющими возможности машин. Необходимо также обратить внимание будущих учителей на следующий методический прием: наиболее эффективными для восприятия оказываются письменные инструкции, на которых в одной графе указана — текстуально — последовательность выполнения работы, а рядом — графически — изображаются выполняемые действия.

Следует также предупредить будущего учителя технологии о необходимости систематически объяснять девочкам, что обозначают, к каким деталям относятся многочисленные технические термины, с которыми неизбежно встречаются школьницы при изучении устройства швейных машин.

При соблюдении этих дидактических условий упражнения, предусмотренные в примерном перечне практических работ, будут носить осмысленный характер и позволят создать фундамент умений и навыков, необходимых для успешной работы на швейных машинах, выполнению различных машинных швов. Необходимо учесть, что названия машинных швов должны подкрепляться демонстрацией их выполнения и графическими изображениями в сочетании с условными. При таком комплексном изложении материала достигается устойчивое его понимание девочками.

Особое внимание должно быть уделено обучению школьниц снятию мерок. Пояснение обозначений мерок, где буква «С» (полу-обхват) наглядно изображает половину окружности (обхвата), воспринимается, как правило, легко, если идет параллельно с конструированием чертежа на половину фигуры. Так как здесь происходит переход от пространственного изображения к плоскостному, желательно, чтобы использовался манекен с нанесенными на нем тесьмой линиями, по которым осуществляется измерение. Наглядно и практическое измерение сантиметровой лентой живой «модели» — соседки по рабочему месту.

Таким образом, чтобы у школьниц сложилось правильное представление о технологии конструирования и моделирования, необходимо тщательно продумать последовательность формирования первых профессиональных навыков. Вместе с тем следует изыскать возможность заложить фундамент сведений о композиции в одежде, формирования основ эстетических знаний и умений у ученицы применительно к цветовому сочетанию (контрасту), использованию различных видов отделки швейных изделий.

Методически важным являются дифференцированный подход и соблюдение принципа посильности для каждого конкретного ученика. В 5 классе особенно разительны успешные или неудачные результаты первых самостоятельных шагов. Такт учителя, ровное доброжелательное, терпеливое отношение к каждой девочке — залог воспитания у школьниц 5 класса увлеченности швейными работами и успехов в овладении технологическими приемами по обработке ткани.

2. При отработке методики по элементам материаловедения будущий учитель технологии должен отчетливо понимать, что имеющийся у девочек бытовой или технологический опыт в большинстве случаев не систематизирован, а представления о тканях ограничены только внешним восприятием. О способах получения тканей, их структуре дети информированы слабо. Поэтому изложение теоретических сведений целесообразно начинать с истории первоначального получения и использования тканей.

На занятиях в любом классе, наиболее сложным для восприятия является рассказ о процессах исходного получения и изготовления нитей и тканей, о переплетениях, который методически оправдано демонстрировать двумя способами. Первый — показ на белой и цветной бумаге (картоне, пленке и т.д.), разрезанной на полосы и переплетаемой учителем для демонстрации объяснения. Это очень наглядно и понятно детям. Второй способ — демонстрация на образцах тканей с конкретным видом переплетения нитей. Опыт показывает, что их сочетание достаточно эффективно.

Разговор о свойствах тканей логично проводить в органическом единстве с представлением об их применяемости. Это наглядно объясняет девочкам, почему бельевые материалы отличаются от костюмных и подкладочных, а платьево - сорочечные от материалов для пальто и плащей. Целесообразно знакомить девочек и с ассортиментом тканей, дать первоначальные понятия об артикулах, показать, как информированный человек может выполнить оценку тканям по нумерации и правильно осуществлять их выбор.

Важно помнить, что занятия (всего по одному уроку в 5, 6 и 7 классах) никак не могут дать полных знаний по элементам материаловедения. В каждом классе по программе предусмотрены разделы, где обязательны дополнительные сведения о применяемых материалах. При рукоделии — тесьма, отделочные шнуры, ленты и кружева, мулине для вышивки, нитки для вязания; при изготовлении одежды — флизелин и другие подобные материалы. Корректное использование средств наглядности, постановка вопросов проблемного характера при изучении материалов раздела в каждом классе, приучение школьниц к проведению всестороннего сравнительного анализа тканей на занятиях по материаловедению активизирует процесс их усвоения.

3. Подготовка и проведение занятий по изготовлению швейных изделий, в том числе по сложным темам технологического характера в 7 и последующих классах требует от студентов знаний содержания, форм, методов, средств обучения школьников данному разделу и основательное владение технологией обработки ткани.

Будущему учителю необходимо знать, что, начиная с подготовки ткани к раскрою и на всех последующих операциях школьницы должны иметь возможность сверить свои действия с критериями оценки их правильности. У учащихся при выполнении работ должны иметься технологические и инструкционные карты, позволяющие самостоятельно оценить появившийся недочет (дефект) изготовления с указанием возможной причины возникновения и способа устранения.

Учитывая, что на отдельных занятиях значительное место отводится первой примерке и исправлению дефектов после нее (внесению уточнений), учитель технологии должен применять гибкую организацию работы с сочетанием индивидуальной и звеньевой форм в течение одного занятия. При этом методически оправданно, чтобы к оценке результатов примерки привлекались назначаемые учителем наиболее успевающие девочки, так как это позволяет лучше усваивать сложные технологические операции и совершенствовать умения у всех участников работы.

Правильно организованное занятие по технологии обработки ткани должно реализовать несколько целей: углубление навыков по условным обозначениям различных швов и чтению чертежей; соблюдение требований по выполнению технических условий изготовления; усовершенствование навыков обработки деталей кроя, их скалывания и сметывания; достижение качества соединения деталей и эстетического внешнего вида выполняемой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: