Общие методические рекомендации к лабораторной работе

Работа по формированию у школьников технических и технологических понятий при ручных операциях проводится с использованием двух методических приемов. Первый — когда технологический процесс не допускает отклонений, исключает варианты, ведущие к неправильному результату. Такой «жесткий» путь приучает к строгому выполнению технологической дисциплины, показывает значение технологии как науки и формирует убеждение в необходимости выполнить свою работу «как следует». На первом этапе, когда занятия проходят в основном в репродуктивном ключе, такой прием оправдан. По мере накопления знаний необходимо развивать творческую активность школьников. С этой целью используется второй прием — выбор оптимального варианта обработки текстильных волокнистых материалов из нескольких. Здесь важно, что выбор производится самими учащимися (при сохранении, особенно на первых порах, направляющей роли учителя). Несмотря на несколько больший рас ход времени, очевидна возможность активизации учащихся, а следовательно, и повышение достигаемых результатов. Развитие у школьников способностей выбора оптимальной последовательности обработки обработки текстильных волокнистых материалов особенно проявится, когда учащиеся перейдут к изготовлению многодетальных изделий из них Анализ структуры занятий по ручным операциям обработки текстильных волокнистых материалов показывает, что, независимо от специфических отличий в содержании теоретических сведений, сообщаемых на уроке, существует общее в методике их проведения. И хотя речь не идет о каком-либо шаблонном стереотипном подходе, представляется, что учитель технологии не может обойти на занятиях ряд основных моментов.

1. На любом уроке, связанном с ручными операциями должно проходить ознакомление школьников со свойствами обрабатываемых материалов. Этот рассказ неизбежно увязывается с изложением способов их производства, что естественным путем подводит к фактам из истории техники и технологии.

2. Вторым обязательным моментом является ознакомление учащихся с устройством, наладкой и способами применения инструментов и приспособлений (по изучаемой теме). И хотя на разных уроках это могут быть различные виды, при объяснении неизбежно присутствует сопоставление конструкций, развивающее технологическое мышление школьников, подводящее их к осмысленному, рациональному выбору инструментов для работы.

3. Следующим, возможно важнейшим, этапом урока является правильное проведение демонстрации (показа) приемов работы по изучаемым операциям. Методически оправдано и многократно подтверждено экспериментами, что наилучшие результаты достигаются при сочетании объяснения с показом. Это обстоятельство обязательно должно учитываться учителем технологии.

4. Наконец, очень существенным фактором, влияющим на успех усвоения ручных операций школьниками, является создание атмосферы психологического комфорта. Если во время целевых обходов учитель ровно и терпеливо, с одинаковой степенью доброжелательности поправляет неверные движения, устраняет ошибки в работе школьников, это формирует правильные взаимоотношения, порождает интерес и любовь к работе на занятиях. Если на заключительном инструктаже допущенные школьниками ошибки не «выпячиваются», результаты труда, даже при неверном исполнении, не драматизируются, у учащихся не подрывается вера в свои силы и возможности — в этом залог будущих обязательных успехов. Гуманизм, если он не наигран, а является стержнем меж личностных отношений, не может не дать положительных итогов.

5. Еще раз повторим, что важнейшим аспектом методики изложения нового материала является терпеливое, доводимое до каждого ученика, поэтапное формирование технических и технологических понятий, которые будут нужны в дальнейшей работе.

Учитель технологии должен осваивать методику формирования понятий с учетом того, что в условиях развития рынка труда такой подход будет закладывать прочный фундамент функциональной грамотности выпускников. На базе этих знаний сформируются политехнические умения, которые помогут в будущем быстро ориентироваться в конкретном процессе производства и управлять им.

6. При решении этих непростых задач у учителя должна быть обратная связь, дающая четкую картину степени уяснения изучаемого материала. Вот почему такое значение приобретает широкое повседневное использование карточек-заданий, достаточно полно разработанных в методической литературе по трудовому обучению.

В зависимости от целевого назначения предлагаются задания трех видов:

• для индивидуальной проверки и закрепления знаний;

• для коллективного обсуждения конструкции объекта труда и планирования процесса его изготовления;

• для обучения анализу конструкции по графическому изображению объекта труда.

Отвечать на конкретные вопросы учащиеся могут (по усмотрению педагога) устно или письменно. В целом дидактический материал такого характера предназначен для закрепления основных технологических понятий, формирования умений применять знания на уроке по технологии обработки текстильных волокнистых материалов, развития технологического мышления школьников и руководства их самостоятельной работой по изготовлению различных изделий.

7. Практические работы по ручным операциям обработки текстильных волокнистых материалов всегда оставляют ученика один на один с инструментами, неумелое обращение с которыми может привести к травме. Поэтому обязательным методическим правилом на всех занятиях, связанных с ручной обработкой, должно являться инструктирование учащихся по соблюдению безопасных приемов труда, выбору правильной рабочей позы, рациональной организации на своем рабочем месте. Умение в этих вопросах не возникает само собой. Этому нужно учить.

Все, сказанное выше, позволяет подвести будущего учителя к выводу о важности знания методики проведения занятий по ручной обработке текстильных волокнистых материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: