Справочно - информационный блок

1. Образовательный модуль «Технология обработки ткани» занимает одно из доминирующих мест в образовательной области «Технология» и пронизывает все этапы трудового обучения школьников. В соответствии с программой технологии в 5 классе на обработку ткани отводят 24 ч, которые распределяются по темам «Конструирование и моделирование фартука» (6 ч) и «Технология изготовления фартука» (18 ч). Необходимо подчеркнуть, что с технологией обработки ткани, возможно, будет связан творческий проект школьниц (16 ч).

В общей сложности раздел «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)» занимает почти 40 % от общего количества часов по трудовому обучению в 5 классе. В 6 классе школьницы изучают моделирование, конструирование и пошив поясного изделия (коническая или клиньевая юбка), а в 7 классе – проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки.

Студентам необходимо знать, что первые занятия по технологии обработки ткани должны пробудить интерес школьниц к швейным работам. Рассказы о значении одежды в жизни человека, перемежающиеся показом изделий, выполненных старшеклассницами, призваны заинтересовать девочек, вызвать желание быстрее и лучше усвоить умения по конструированию и изготовлению первого изделия — фартука. На этом этапе обучения методически оправданно не акцентировать внимание на неизбежных ошибках, а всемерно укреплять уверенность в ученицах, что они смогут отлично справиться с этой работой. Значительное место в обучении школьников «Технологии» занимает обработка ткани, предполагающая изготовление швейных изделий. Изучение данного раздела охватывает диапазон трудового обучения от 5 до 11 класса. Несмотря на то, что программой по технологии обслуживающего труда в 5 классе выделяется З занятия, а в 6 и 7 классах — по 2 занятия на раздел «Элементы машиноведения», его фактическое освоение школьниками продолжается на всем протяжении изучения технологии обработки ткани и изготовления одежды.

В теоретических сведениях, подлежащих изучению со школьниками, предусмотрено поэтапное ознакомление с видами передач, соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условными обозначениями на кинематических схемах. Однако главной целью, достижение которой должно способствовать успешному выполнению девочками швейных операций, является углубленное изучение устройства, наладки и приемов работы на швейных машинах различных типов.

Будущему учителю технологии необходимо знать, что швейные машины весьма разнообразны по своему внешнему виду, конструкции и кинематике. Все машины принято подразделять на универсальные и специальные. К универсальным машинам относятся машины, на которых можно выполнять несколько различных технологических операций (стачивать, настрачивать, втачивать, притачивать). Специальными машинами являются машины, на которых можно выполнять какую-либо одну, совершенно определенную технологическую операцию. Например: пришивать пуговицы, наметывать петли и т. д.

По степени участия рабочего в управлении машиной и контроле за ее работой машины подразделяют на автоматические и неавтоматические, полуавтоматические.

К неавтоматическим относятся машины, которые работают лишь при постоянном участии работающего. В полуавтоматических машинах большинство операций выполняется машиной, но с участием работающего. Полностью автоматические машины все операции выполняют самостоятельно.

Для углубления политехнических знаний учителю целесообразно, соблюдая принципы дидактики – посильности и доступности содержания учебного материала, более углубленно подойти к изучению со школьницами элементов машиноведения. Ему важно обратить внимание школьниц, что все механизмы и перечисленные швейные машины состоят из отдельных частей и деталей. Деталь - это изделие из одного куска материала, которое можно подразделить на типовые (винты, гайки, болты и др.) и специальные, применяемые только в некоторых машинах.

Детали, из которых состоят машины, соединяют между собой. Соединения деталей подразделяются на разъемные и не разъемные. К разъемным соединениям относятся такие, которые можно разобрать, не разрушал деталей, их составляющих. Неразъемные соединения нельзя разобрать без разрушения деталей. В технике применяют соединения с помощью болтов, шпилек, штифтов, винтов, сварки и т.д. Благодаря соединению деталей образуются различные приспособления и механизмы, которые входят в состав машин.

Механизм (гр. - орудия, сооружение) - совокупность подвижно соединенных деталей (звеньев), совершающих под действием приложенных сил, определенные целенаправленные движения. Различают механизмы передачи движения (ременные, фрикционные, зубчатые, винтовые и т.д.) и механизмы преобразования движения (кулачковый, шарнирный, кривошипно - ползунковый, кулисный и т.д.). В каждом механизме есть ведущая и ведомая детали. Ведущая приводится в движение внешней силой (двигателем, рукой и др.), а ведомая получает движение от ведущей.

Отношение частоты вращения ведущего звена механизма к частоте вращения ведомого называется передаточным числом.

Овладение этим понятием важно для развития техниче­ского кругозора учащихся. Раскрывая понятие «типовые детали машин», следует показать учащимся, что оно возникло как ре­зультат многолетней, кропотливой работы многих ученых и инже­неров-практиков. Учащиеся легко усваивают сущность дан­ного понятия, но очень часто не осознают его практическое значе­ние. Поэтому необходимо познакомить учащихся с тем, какие пре­имущества обеспечивает типизация деталей, как благодаря этому облегчается труд конструктора и технолога, повышается качество продукции, снижается ее себестоимость, упрощается изготовление запасных частей для машин.

Для того чтобы выявить типовые детали машин, необходимо было сопоставить между собой тысячи и тысячи раз­личных конструкций машин и отобрать те детали, которые наибо­лее часто встречаются. Для развития технического кругозора учащихся особенное внимание следует обращать на то, что детали машин непрерывно совершенствуются. Ознакомление с классификацией соединений деталей машин имеет большое значение для политехнического образования уча­щихся. Знакомясь с преимуществами и недостатками отдельных видов соединений, учащиеся приобретают знания, которые могут быть использованы ими при изучении устройства и работы любых машин, встречающихся на практике. В процессе изучения механизмов передачи и преобразования движения старшим учащимся можно указать, что для преобразования дви­жения используется всего лишь семь основных видов различных механизмов, а для передачи вращательного движения — пять.

Наиболее полное представление о механизме можно создать у школьниц на примере швейной машины. Методика обучения школьниц элементам машиноведения начинается с изучения видов, устройства и работы швейного оборудования. Они изучают сначала бытовую машину с ручным, а затем – с ножным и электрическим приводом, осваивают приемы безопасной работы на универсальной швейной машине.

Вместе с тем будущий учитель технологии должен отдавать себе отчет, что часть девочек, до этих занятий, не сталкивалась со швейными работами и для них, оказывается, совсем непросто выполнить даже легкие (на взгляд учителя) задания. Поэтому на первых занятиях основным дидактическим правилом учителя должна стать постепенность в овладении приемами в сочетании с неизменной доброжелательностью по отношению к учащимся. Медленное, но верное выполнение приемов на первых шагах — залог правильной, в нужном темпе, работы в дальнейшем.

Студенты должны запомнить, что очень важно на первых занятиях уделять внимание терминологии. Виды машинных строчек, термины «стачать», «обтачать», «притачать», «настрочить», «застрочить», такие привычные для учителя, будут осмысленно восприниматься детьми только в сочетании объяснения их содержания с обязательным показом выполняемых при этом действий.

2. В каждом классе образовательный модуль «Технология обработки ткани» начинается из изучения элементов материаловедения. По программе технологии в 5—7 классах предусмотрено ознакомление школьниц с элементами материаловедения. Эти занятия являются подготовительными к работам, связанным с технологией обработки тканей, которые составляют большой пласт про- граммы трудового обучения девочек.

структурно каждый раздел (по классам) построен одинаково:

− в 5 классе школьники получают представления о натуральных растительных волокнах, об изготовлении нитей и тканей, первоначальные представления о полотняном переплетении и свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей;

− в 6 классе изучаются натуральные волокна животного происхождения, их свойства и способы получения, особенности саржевого и атласного переплетения, понятие о раппорте переплетения, рассматриваются сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей;

− в 7 классе школьницы знакомятся с технологией производства и свойствами искусственных волокон, использованием тканей из них и смесовых, осваивают определения вида раппорта в сложных переплетениях.

В целом материалы разделов призваны поэтапно создавать у школьниц систему представлений, позволяющую осознанно использовать полученные знания на практике.

3. Школьницам необходимо давать сведения о принятой нумерации ниток и их применяемости, правила выбора номеров игл (с учетом длины и толщины) в зависимости от выполняемых работ (в школьных учебниках не встретишь принятую двойную нумерацию для все чаще используемых импортных машинных игл). Очень полезно знакомить школьниц с ассортиментом тканей и первичными представлениями об артикулах тканей.

4. В программе по технологии обработки ткани для 6, 7 классов предусмотрены альтернативные варианты швейных изделий. В 6 классе –это юбка прямая или клиньевая, в 7 классе – плечевые изделия (ночная сорочка или летнее платье, халат). Варианты, особенно в 7 классе, учитывают возможности достижения определенного профессионального уровня на изготовлении различных швейных изделий. Характерным для этих работ является свободное конструирование различных моделей и технологическая обработка с использованием самых разнообразных соединительных, краевых и отделочных швов.

Изменяется и усложняется содержание швейных работ, в которых появляются элементы, отсутствовавшие в выполнявшихся прежде изделиях. Заметно усложняются чертежи, по которым изготавливаются изделия, а при выполнении технологических переходов требуется особая тщательность в соблюдении технологических условий.

Это связано с двумя факторами, которые проявляются в 7 классе. Школьницы стали более взрослыми, а занятиями в предшествующих классах создан достаточно прочный фундамент теоретических знаний, практических умений и навыков. Вместе с тем учитель технологии должен отдавать себе отчет: технологические операции, которые нужно выполнять школьницам, потребуют более углубленных знаний и возросшего мастерства. Каждое действие школьницы учитель проконтролировать не может, поэтому на этих занятиях методически оправданна максимальная самостоятельность девочек при выполнении практических работ. Но реализоваться самостоятельная работа должна по технологической документации с ясными, четкими указаниями по самоконтролю, подготовленными для всех этапов обработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: