1. Образовательный модуль «Технология обработки ткани» занимает одно из доминирующих мест в образовательной области «Технология» и пронизывает все этапы трудового обучения школьников. В соответствии с программой технологии в 5 классе на обработку ткани отводят 24 ч, которые распределяются по темам «Конструирование и моделирование фартука» (6 ч) и «Технология изготовления фартука» (18 ч). Необходимо подчеркнуть, что с технологией обработки ткани, возможно, будет связан творческий проект школьниц (16 ч).
В общей сложности раздел «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)» занимает почти 40 % от общего количества часов по трудовому обучению в 5 классе. В 6 классе школьницы изучают моделирование, конструирование и пошив поясного изделия (коническая или клиньевая юбка), а в 7 классе – проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки.
Студентам необходимо знать, что первые занятия по технологии обработки ткани должны пробудить интерес школьниц к швейным работам. Рассказы о значении одежды в жизни человека, перемежающиеся показом изделий, выполненных старшеклассницами, призваны заинтересовать девочек, вызвать желание быстрее и лучше усвоить умения по конструированию и изготовлению первого изделия — фартука. На этом этапе обучения методически оправданно не акцентировать внимание на неизбежных ошибках, а всемерно укреплять уверенность в ученицах, что они смогут отлично справиться с этой работой. Значительное место в обучении школьников «Технологии» занимает обработка ткани, предполагающая изготовление швейных изделий. Изучение данного раздела охватывает диапазон трудового обучения от 5 до 11 класса. Несмотря на то, что программой по технологии обслуживающего труда в 5 классе выделяется З занятия, а в 6 и 7 классах — по 2 занятия на раздел «Элементы машиноведения», его фактическое освоение школьниками продолжается на всем протяжении изучения технологии обработки ткани и изготовления одежды.
|
|
В теоретических сведениях, подлежащих изучению со школьниками, предусмотрено поэтапное ознакомление с видами передач, соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условными обозначениями на кинематических схемах. Однако главной целью, достижение которой должно способствовать успешному выполнению девочками швейных операций, является углубленное изучение устройства, наладки и приемов работы на швейных машинах различных типов.
Будущему учителю технологии необходимо знать, что швейные машины весьма разнообразны по своему внешнему виду, конструкции и кинематике. Все машины принято подразделять на универсальные и специальные. К универсальным машинам относятся машины, на которых можно выполнять несколько различных технологических операций (стачивать, настрачивать, втачивать, притачивать). Специальными машинами являются машины, на которых можно выполнять какую-либо одну, совершенно определенную технологическую операцию. Например: пришивать пуговицы, наметывать петли и т. д.
|
|
По степени участия рабочего в управлении машиной и контроле за ее работой машины подразделяют на автоматические и неавтоматические, полуавтоматические.
К неавтоматическим относятся машины, которые работают лишь при постоянном участии работающего. В полуавтоматических машинах большинство операций выполняется машиной, но с участием работающего. Полностью автоматические машины все операции выполняют самостоятельно.
Для углубления политехнических знаний учителю целесообразно, соблюдая принципы дидактики – посильности и доступности содержания учебного материала, более углубленно подойти к изучению со школьницами элементов машиноведения. Ему важно обратить внимание школьниц, что все механизмы и перечисленные швейные машины состоят из отдельных частей и деталей. Деталь - это изделие из одного куска материала, которое можно подразделить на типовые (винты, гайки, болты и др.) и специальные, применяемые только в некоторых машинах.
Детали, из которых состоят машины, соединяют между собой. Соединения деталей подразделяются на разъемные и не разъемные. К разъемным соединениям относятся такие, которые можно разобрать, не разрушал деталей, их составляющих. Неразъемные соединения нельзя разобрать без разрушения деталей. В технике применяют соединения с помощью болтов, шпилек, штифтов, винтов, сварки и т.д. Благодаря соединению деталей образуются различные приспособления и механизмы, которые входят в состав машин.
Механизм (гр. - орудия, сооружение) - совокупность подвижно соединенных деталей (звеньев), совершающих под действием приложенных сил, определенные целенаправленные движения. Различают механизмы передачи движения (ременные, фрикционные, зубчатые, винтовые и т.д.) и механизмы преобразования движения (кулачковый, шарнирный, кривошипно - ползунковый, кулисный и т.д.). В каждом механизме есть ведущая и ведомая детали. Ведущая приводится в движение внешней силой (двигателем, рукой и др.), а ведомая получает движение от ведущей.
Отношение частоты вращения ведущего звена механизма к частоте вращения ведомого называется передаточным числом.
Овладение этим понятием важно для развития технического кругозора учащихся. Раскрывая понятие «типовые детали машин», следует показать учащимся, что оно возникло как результат многолетней, кропотливой работы многих ученых и инженеров-практиков. Учащиеся легко усваивают сущность данного понятия, но очень часто не осознают его практическое значение. Поэтому необходимо познакомить учащихся с тем, какие преимущества обеспечивает типизация деталей, как благодаря этому облегчается труд конструктора и технолога, повышается качество продукции, снижается ее себестоимость, упрощается изготовление запасных частей для машин.
Для того чтобы выявить типовые детали машин, необходимо было сопоставить между собой тысячи и тысячи различных конструкций машин и отобрать те детали, которые наиболее часто встречаются. Для развития технического кругозора учащихся особенное внимание следует обращать на то, что детали машин непрерывно совершенствуются. Ознакомление с классификацией соединений деталей машин имеет большое значение для политехнического образования учащихся. Знакомясь с преимуществами и недостатками отдельных видов соединений, учащиеся приобретают знания, которые могут быть использованы ими при изучении устройства и работы любых машин, встречающихся на практике. В процессе изучения механизмов передачи и преобразования движения старшим учащимся можно указать, что для преобразования движения используется всего лишь семь основных видов различных механизмов, а для передачи вращательного движения — пять.
|
|
Наиболее полное представление о механизме можно создать у школьниц на примере швейной машины. Методика обучения школьниц элементам машиноведения начинается с изучения видов, устройства и работы швейного оборудования. Они изучают сначала бытовую машину с ручным, а затем – с ножным и электрическим приводом, осваивают приемы безопасной работы на универсальной швейной машине.
Вместе с тем будущий учитель технологии должен отдавать себе отчет, что часть девочек, до этих занятий, не сталкивалась со швейными работами и для них, оказывается, совсем непросто выполнить даже легкие (на взгляд учителя) задания. Поэтому на первых занятиях основным дидактическим правилом учителя должна стать постепенность в овладении приемами в сочетании с неизменной доброжелательностью по отношению к учащимся. Медленное, но верное выполнение приемов на первых шагах — залог правильной, в нужном темпе, работы в дальнейшем.
Студенты должны запомнить, что очень важно на первых занятиях уделять внимание терминологии. Виды машинных строчек, термины «стачать», «обтачать», «притачать», «настрочить», «застрочить», такие привычные для учителя, будут осмысленно восприниматься детьми только в сочетании объяснения их содержания с обязательным показом выполняемых при этом действий.
2. В каждом классе образовательный модуль «Технология обработки ткани» начинается из изучения элементов материаловедения. По программе технологии в 5—7 классах предусмотрено ознакомление школьниц с элементами материаловедения. Эти занятия являются подготовительными к работам, связанным с технологией обработки тканей, которые составляют большой пласт про- граммы трудового обучения девочек.
|
|
структурно каждый раздел (по классам) построен одинаково:
− в 5 классе школьники получают представления о натуральных растительных волокнах, об изготовлении нитей и тканей, первоначальные представления о полотняном переплетении и свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей;
− в 6 классе изучаются натуральные волокна животного происхождения, их свойства и способы получения, особенности саржевого и атласного переплетения, понятие о раппорте переплетения, рассматриваются сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей;
− в 7 классе школьницы знакомятся с технологией производства и свойствами искусственных волокон, использованием тканей из них и смесовых, осваивают определения вида раппорта в сложных переплетениях.
В целом материалы разделов призваны поэтапно создавать у школьниц систему представлений, позволяющую осознанно использовать полученные знания на практике.
3. Школьницам необходимо давать сведения о принятой нумерации ниток и их применяемости, правила выбора номеров игл (с учетом длины и толщины) в зависимости от выполняемых работ (в школьных учебниках не встретишь принятую двойную нумерацию для все чаще используемых импортных машинных игл). Очень полезно знакомить школьниц с ассортиментом тканей и первичными представлениями об артикулах тканей.
4. В программе по технологии обработки ткани для 6, 7 классов предусмотрены альтернативные варианты швейных изделий. В 6 классе –это юбка прямая или клиньевая, в 7 классе – плечевые изделия (ночная сорочка или летнее платье, халат). Варианты, особенно в 7 классе, учитывают возможности достижения определенного профессионального уровня на изготовлении различных швейных изделий. Характерным для этих работ является свободное конструирование различных моделей и технологическая обработка с использованием самых разнообразных соединительных, краевых и отделочных швов.
Изменяется и усложняется содержание швейных работ, в которых появляются элементы, отсутствовавшие в выполнявшихся прежде изделиях. Заметно усложняются чертежи, по которым изготавливаются изделия, а при выполнении технологических переходов требуется особая тщательность в соблюдении технологических условий.
Это связано с двумя факторами, которые проявляются в 7 классе. Школьницы стали более взрослыми, а занятиями в предшествующих классах создан достаточно прочный фундамент теоретических знаний, практических умений и навыков. Вместе с тем учитель технологии должен отдавать себе отчет: технологические операции, которые нужно выполнять школьницам, потребуют более углубленных знаний и возросшего мастерства. Каждое действие школьницы учитель проконтролировать не может, поэтому на этих занятиях методически оправданна максимальная самостоятельность девочек при выполнении практических работ. Но реализоваться самостоятельная работа должна по технологической документации с ясными, четкими указаниями по самоконтролю, подготовленными для всех этапов обработки.