Справочно-информационный блок. 1. Предметное содержание программы по кулинарии для девочек позволяет учителю технологии начинать этот раздел со сведений по физиологии питания

1. Предметное содержание программы по кулинарии для девочек позволяет учителю технологии начинать этот раздел со сведений по физиологии питания. По существу, на этих первых школьных занятиях может быть заложен фундамент правильного образа жизни, механизма питания, поддерживающего в будущем крепкое, стабильное здоровье. Между тем при изучении этих понятий с подростками у учителя технологии могут возникать сложности. Во-первых, физиологические процессы питания и функционирование при этом органов человека нельзя объяснить без использования общепринятых терминов и понятий, которые могут оказаться незнакомыми детям. Во-вторых, при самом широком знакомстве с питанием вообще у школьников имеются смутные представления о содержании в пище белков, углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов, их влиянии на здоровье человека.

Поэтому первое занятие по теме «Физиология питания» следует начать с формирования системы понятий, которые будут необходимы для дальнейшего решения учебных задач. Представляется методически оправданным и целесообразным, чтобы каждая школьница в рабочей тетради постепенно создавала свою «Малую энциклопедию» терминов, определений, рецептов и рекомендаций — начатая в 5 классе, такая «энциклопедия» может быть полезной и в дальнейшем. Школьникам будет интересно узнать, что корень слова — «вита» (от лат. — жизнь) напрямую указывает на огромное значение витаминов для развития организма и поддержания здоровья.

Термин «витамины» используется для характеристики группы разнородных по химической природе веществ, не производимых в организме или производимых в недостаточных количествах. Эти вещества не являются непосредственными источниками энергии, но необходимы в незначительных количествах для нормальной жизнедеятельности (и даже для самого существования) организма человека и животных.

Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые.

К водорастворимым относят витамин «С» (другое название — аскорбиновая кислота) и витамины группы В (В1 В2 В6 В9 В12) витамин РР. Жирорастворимые (А, Д, Е и др.) витамины выполняют в организме ряд жизненных функций. Отсутствие витамина «А», например, вызывает болезнь, называемую «куриной слепотой», витамина «Д» — рахит.

Детям может быть очень интересен рассказ о том, как микроскопические дозы витаминов могут влиять на здоровье людей и, наоборот, как их избыток опасен. Известны даже случаи гибели на Севере охотников, которые употребляли большое количество медвежьей печени, богатой витамином «А». Учитель должен отдавать себе отчет, что сложность и обширность материала темы должна быть подкреплена самостоятельной его проработкой школьницами. Поэтому необходим подбор и ре коме учащимся научно-популярной литературы по рациональному питанию, недостатка в которой сейчас нет.

2. В соответствии с программой по технологии в 6 классе теме «Кулинария» отводится 14 часов. По сравнению с 5 классом, где эта тема впервые изучалась, диапазон кулинарных технологий значительно расширился. На фундаменте первичных представлений о физиологии питания углубляются общие сведения о минеральных солях, макро- и микроэлементах и их роли в жизнедеятельности организма. Школьницы знакомятся с молочными блюдами, рыбой, другими продуктами моря и их использованием в питании человека. Предусмотрено освоение блюд из круп и мучных продуктов. В программу введено изучение вопросов заготовки продуктов.

Студентам необходимо учесть что, выстраивая методику воздействия на школьника при формировании у него приемов и навыков по выполнению кулинарных работ, педагог должен учитывать главную цель, к которой следует стремиться учителю технологии. Ею должно стать не только обучение школьниц правилам подготовки продуктов и их приготовлению, но и формирование системы знаний по пищевой ценности этих продуктов в рационе питания человека. Так, очень важно, чтобы школьницы уяснили, какие виды круп и почему более приемлемы в определенном возрасте, чем они разнятся по воздействию на организм. Особенно необходимы сведения о рыбе и морепродуктах во всем их разнообразии. Полезно, если школьницы будут ознакомлены с тем, как усваивается организмом та или иная пища, какое влияние продукты оказывают на жизнедеятельность человека. При изучении материала могут быть полезны справочные данные, которых нет в школьных учебниках.

Если учитель технологии сочтет необходимым, то при знакомстве школьниц с заготовкой продуктов могут быть приведены аналогичные таблицы, показывающие, какой процент необходимых человеку полезных веществ сохраняется при сублимации, замораживании, консервировании нагреванием, засолкой, квашением, маринованием и сушкой. Ознакомление школьниц с информацией такого рода позволит осмысленно воспринимать программный материал, столь необходимый для будущей самостоятельной жизни. Программа 7 класса представляет учителю технологии право выбора: отвести на раздел «Кулинария» 14 часов или по альтернативному варианту — 18 часов. В любом случае учащимся предстоит освоить большой объем теоретических сведений об основном источнике полноценных белков в пищевом рационе человека — мясных продуктах, в которых нуждается наш организм. А так как номенклатура мясных продуктов достаточно велика, сопоставление разных видов может быть интересно учащимся. Важным источником информации для школьников могут стать принципы подбора гарниров и соусов к мясным блюдам.

В органическом единстве программа позволяет рассмотреть изделия из пресного теста с разнообразной начинкой. Обширный по объему материал охватывает изготовление блюд и заготовку фруктов и ягод.

Студентам необходимо понимание того, что перед учителем технологии стоит непростая задача ознакомления учащихся не только с технологией приготовления различных сложных блюд, но и формирование знаний по их совместимости в меню. Это нелегкая проблема, так как возможно противоречие между сложившимися у ряда учащихся привычек и рекомендациями рационального питания.

Вместе с тем следует еще раз подчеркнуть, что программа 7 класса в разделе «Кулинария» предоставляет учителю и его ученикам широкие возможности варьирования теоретических сведений и их практического закрепления на основе преемственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: