Предмет и задачи курса

Современное информационное общество в условиях свободы общественной жизни предполагает, что каждый член этого общества должен обладать навыками хорошей, грамотной и убедительной речи.

Речь – основное орудие любого специалиста-гуманитария: политика, преподавателя, психолога, юриста, да и любого активного члена современного общества. Именно речь является предметом изучения риторики – одной из самых древних и одной из самых современных гуманитарных наук: древнейшая, так как насчитывает свыше 2,5 тысяч лет своей истории; современная, так как «формирует норму и стиль общественной жизни»1), что весьма актуально в наши дни.

Что же такое риторика? Что она изучает? Ответы на эти простые вопросы не столь однозначны и прямолинейны, как это может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, авторами многочисленных учебников и пособий (особенно предназначенных для филологов) всё (или преимущественно всё) содержание риторики сводится к описанию средств выражения или анализу риторических жанров. Неправомерность такого подхода отмечалась ещё Н.Ф.Кошанским в «Частной риторике» (1832 г.): «Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым – значит блистать риторическими украшениями … Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются. Это называется декламация. Она не заслуживает имя красноречия, ибо холодна для слушателей и тягостна для самого декламатора, но часто поддерживается мыслию будущих успехов, а иногда мечтою жалкого самолюбия».

Другая крайность – сведение риторики к теории аргументации, когда главным достоинством речи почитается убедительность.

Попробуем определить содержание риторики с опорой на традиции, восходящие к временам античности.

Одно из первых, дошедших до нас определений риторики принадлежит Аристотелю («Риторика»), который считал, что «риторика – способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Такого же взгляда придерживался позднее и М.Т.Цицерон. Именно такого взгляда на риторику как науку об эффективности речевого воздействия на аудиторию придерживались и другие греческие риторы и учителя риторики: Исократ, Платон, Демосфен, Гесиод, Горгий Леонтинский и др.

В римской же традиции понимание риторики эволюционировалось в связи с историческими и идеологическими изменениями в жизни общества. В период республиканского, демократического Рима в нём господствовали эллинистские традиции, нашедшие отражение в трактатах Цицерона.

Во времена Римской империи появилось новое понимание риторики: она стала пониматься не как искусство говорить убедительно, а как искусство говорить красиво. Наиболее полно такое понимание риторики нашло выражение у Марка Фабия Квинтилиана, написавшего «Двенадцать книг риторических наставлений» - труд, посвящённый теории тропов и фигур речи и мысли. В дальнейшем на первом месте в риторике появляется интерес к форме (стилю). Функция «говорить убедительно» подменяется другой функцией – «говорить красиво» (риторика – наука прекрасной речи).

Сегодня риторика понимается как «учение об эффективном речевом построении развитого информационного общества, предполагающее исследование всех видов общественно-речевого взаимодействия»2). Сравни: Аристотель: риторика – филологическая наука о законах порождения высказывания.

Риторика как наука изучает законы и правила речевого поведения в разных жанрах и условиях коммуникации.

Риторика как искусство предполагает мастерство публичного выступления, совершенствование речевых способностей, а как учебная дисциплина она помогает научиться разумно и эффективно выражать свои мысли и таким образом воздействовать на аудиторию. Воспитание человека мыслящего, говорящего и пишущего, что является конечной целью любой образовательной системы. Именно риторика призвана формировать у студентов умение логично мыслить, владеть всеми родами и видами письменной и устной словесности и всеми формами аргументированной речи как средством эффективного речевого воздействия на сограждан.

Понятие «ораторское искусство» (а именно оно вынесено в название данного университетского курса) имеет несколько значений.

Прежде всего, ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение подбирать материал, анализировать проблематику, изобретать идеи речи, способные воздействовать на слушателей, создавать композицию будущего выступления, редактировать речь, выбирая оптимальные, целесообразные средства стилистического выражения, умение убеждать и привлекать аудиторию на свою сторону.

Нередко ораторское искусство отождествляют с красноречием. Но если понимать под красноречием (по М.В.Ломоносову) «…искусство о всякой данной материи красно говорить» или (по М.М.Сперанскому) «дар потрясать души», то любое ли публичное выступление можно признать произведением красноречия?

А.Ф.Кони, блестящий судебный ритор и теоретик ораторского искусства, различал понятия «красноречие» и «ораторское искусство», ибо понимал под первым «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотой формы, яркостью образов и силою метких выражений», данный человеку от природы; ораторское искусство же трактовалось им как «умение говорить грамотно, убедительно», которому можно научить любого. Как говорят, поэтами рождаются, ораторами становятся. И если в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слову красноречие даётся синоним витийство, то в более поздних лексикографических изданиях – «Словаре русского языка» С.И.Ожегова, «Словаре русского языка» (в 4-х томах), «Словаре современного русского литературного языка» (в 17-ти томах) – значение слова «красноречие» определяется как «ораторский талант; ораторское искусство», из чего следует, что красноречие – это сочетание таланта со знаниями и умениями. Говорящая личность воспитывается словом.

К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных условиях общения. Вот что об этом писал Н.Ф. Кошанский: «Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель».

В системе профессионального образования необходимо изучать соответствующую частную риторику, предметом которой будет соответственно юридическая, политическая, административная речь в разных её жанрах. Но поскольку студенты высшей школы, как правило, не знакомы с основами риторики, изучение курса «Ораторское искусство» следует начинать с общей риторики. Вот почему мы начинаем не с изучения специфики построения судебных речей, а со знакомства с фундаментальными понятиями и категориями риторики, такими как риторический канон и образ оратора.

Судебное ораторское искусство имеет свою специфику, которая определяется, с одной стороны, профессионально-коммуникативными качествами речи юристов, с другой – регламентирована нормами права.

Н.Н.Ивакина определяет судебное ораторское искусство как «комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей».

Судебное же красноречие понимается как составляющая часть судебного ораторского искусства, как «эффективное средство эмоционального воздействия».

Но работа юриста заключается не только в выступлениях в суде, это сложная, многоплановая деятельность, в которой можно выделить правосудие, адвокатскую деятельность, прокурорский надзор, консультационную и нотариальную деятельность.

К профессиональной деятельности юриста относится составление юридических документов, устных выступлений (в суде, в арбитраже, на пресс-конференциях, в средствах массовой информации), консультирование (советы и рекомендации юридическим и физическим лицам).

Таким образом, по мнению известного отечественного правоведа С.С.Алексеева, юрист в своей профессиональной работе «говорит», «пишет», «советует», следовательно, он по определению должен быть «профессиональным коммуникантом», умеющим эффективно воздействовать на людей в сфере делового общения.

Обучить будущего юриста эффективному и целесообразному общению в различных сферах профессиональной деятельности призвана юридическая риторика.

Юридическая риторика в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов права занимает достойное место в ряду таких дисциплин, как юриспруденция, культура речи, психология, психолингвистика, логика. Опираясь на данные этих учебных дисциплин, риторика изучает юридическую речь во всём многообразии её видов и жанров (юридическая частная риторика). И несмотря на то, что наш курс называется «Ораторское искусство», мы ставим перед собой следующие задачи по риторическому образованию юриста:

дать представление о речевых ситуациях профессионального общения юристов;

дать знание качеств, определяющих культуру речи юриста;

познакомить с нормами современного русского литературного языка и предупредить типичные речевые ошибки, допускаемые в юридической практике;

научить использовать языковые средства различных функциональных стилей сообразно условиям общения;

дать представление о видах устной и письменной словесности;

дать представление об общих и частных риториках (в том числе и судебной);

познакомить со специфическими особенностями монологической и диалогической формами судебной речи;

дать знания логических основ судебной речи и привить навыки предупреждать логические ошибки в доказательстве;

дать представление о психологической основе ораторского мастерства (условия успешного установления контакта с аудиторией, способов привлечения и удержания внимания аудитории и т.д.);

дать представление об основах теории риторической аргументации, о психолого-риторических аспектах убеждения;

познакомить с логической структурой судебной речи и лингвистическим аспектом композиции;

научить основам полемического мастерства (основные правила ведения спора, полемические приёмы и уловки);

ознакомить с этическими основами судебных прений;

рассмотреть вопрос об образе судебного оратора, дать представление о его личностной парадигме, включающей этос, логос и пафос;

дать представление о специальных риторических приёмах создания выразительности речи;

помочь овладеть техникой речи, её интонационно-выразительными возможностями, нормами произношения и акцентологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: