Педагогическое общение в структуре деятельности учителя

Общение – это важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушает динамику речи. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потом и к предмету.

В.А. Сухомлинский говорил: «Каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». Он осуждал крик педагога: «Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать».

2. Понятие о технологии общения.Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.

Педагогическое общение включает следующие этапы:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения. Учитель продумывает весь ход урока или внеклассного занятия.

2. Коммуникативная атака. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия. Учитель быстро включает класс в работу. Он должен владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

3. Управление общением в ходе педагогического процесса. Учитель должен поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с учетом реальных условий.

4. Анализ общения направлен на соотнесение цели, средств и результата. Педагог анализирует, что в педагогическом общении было правильным и что неправильным.

Представленная логика и этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.Таким образом, учитель должен быть инициатором, лидером в управлении общением.

3. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.

а) Стиль отношения.

1. Устойчиво-положительный стиль отличает деловая реакция педагога на недостатки в учебной работе и поведении детей, ровный спокойный тон в общении с ними.

2. Пассивно-положительный стиль.

3. Неустойчивый стиль характерен для учителей, у которых отношение к детям зависит от своего настроения, здоровья, бытовых проблем.

4. Ситуативно-отрицательный стиль.

5. Устойчиво-отрицательный стиль в практике работы школы встречается не часто, но такое отношение педагога к учащимся очень тяжело сказывается на настроении детей, больно отзывается в их душе. («Как надоел мне ваш класс», «Не класс, а непроходимое болото», «Умничать научились, а писать грамотно – нет»).

Таким образом, учителя с неустойчивым и отрицательным стилями отношения к детям вызывают отрицательное отношение и к себе, им не следует работать в школе.

б) Стиль руководства.

1. Авторитарный стиль («разящие стрелы»).

Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. У учителя преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

2. Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»).

В работе учитель опирается на мнение коллектива, старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы. Педагог видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании школьников. Учитель старается наиболее оптимально распределять нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого ученика, развивает инициативу и самоуправление. Основные способы общения у такого педагога – просьба, совет, информация.

3. Либеральный стиль («плывущий плот»).

Это анархический, попустительский стиль руководства. Учитель не вмешивается в жизнь коллектива, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям. Педагог фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Он не имеет авторитета у детей.

в) Стиль педагогического общения.

Стиль отношений и стиль руководства создают стиль педагогического общения. В.А. Кан-Калик выделил следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе общения лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно (а значит демократично) решать вопросы организации деятельности. Это наиболее продуктивный стиль общения.

2. Общение на основе дружеского расположения.

По отношению к воспитанникам педагог должен быть вежлив, сдержан, не допускать зубоскальства, рассказывания анекдотов, передразнивания. Нельзя дружеское расположение превращать в панибратство.

3. Общение-дистанция.

Во взаимоотношениях педагога и детей чувствуется дистанция. У такого учителя в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю («Стакого учителя в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю("азнлушайте меня – я старше», «Вы не знаете – я знаю»). Несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.

4. Общение-устрашение.

Этот стиль соединяет в себе отрицательное отношение к детям и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность. Типичные формы проявления общения-устрашения это: «Слушайте внимательно, а то поставлю двойку», «Вы у меня узнаете, я вам устрою…».

5. Общение-заигрывание.

При таком стиле общения педагог старается понравиться классу, завоевать ложный, дешевый авторитет путем проявления нетребовательности, либерализма.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам:

- монологический тип (взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон);

- диалогический тип (диалог не состоится без равенства позиций воспитателя и воспитуемого).

Таким образом, продуктивная педагогическая деятельность происходит в атмосфере положительного отношения педагога к детям, демократической организации дела, увлеченности совместной творческой деятельностью.

4. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе должны быть гуманные или так называемые педагогически целесообразные отношения.

Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт.

«Такт» в дословном переводе означает «прикосновение».

Педагогический такт – это профессиональное качество учителя, часть его мастерства.

Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения.

Педагогический такт не допускает крайности в общении со школьниками. Учитель должен показать свое уважение к детям. Это формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении). Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что одна из причин их – бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей учеников. Особое внимание учителю следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся.

Педагог равнодушен к жизни детей, он не проявляет желания интересоваться делами школьников и контактировать с ними.

Таким образом, использование той или иной позиции диктуется ситуацией (условия, цель, позиция школьника). Педагог должен уметь сотрудничать с учащимися, соблюдать педагогический такт, владеть тактикой общения.

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он – результат большой работы учителя над собой. Педагогу необходимо знать способы воздействия на учащихся, которые должны стать умениями:

- любовь к детям;

- понимание состояния детей;

- ориентировка в обстановке;

- целесообразность способа воздействия («Тебе виднее, но я бы посоветовал тебе…»).

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход. Учитель должен уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство. Но в педагогической практике между учениками и учителями бывают конфликты. Педагог должен знать правилаповедения в конфликтных ситуациях:

1. Надо попытаться овладеть ситуацией, разрядить эмоциональную напряженность. Здесь важны внешнее спокойствие и выдержка (мимика, поза, жесты).

2. Своим поведением повлиять на ученика. Снять аффективность помогает молчаливое рассматривание лица соучастника конфликта. Учитель должен сосредоточиться и понять состояние школьника.

3. Надо понять мотивы поведения ученика. Лучше выразить понимание затруднительного положения («Я понимаю твое состояние», «Меня огорчает…»).

4. Необходимо как можно раньше осознать то, что с учеником объединяет, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, выходя на позицию «мы».

5. Надо закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. По разрешению конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировав причины его возникновения и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, чем погасить его.

Домашняя учебная работа – это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время.

Значение домашней учебной работы, особенно в начальных классах, состоит в следующем. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Н.К.Крупская в статье ''Методика задавания уроков на дом'' писала: ''Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками’’ [17].

Домашние задания для младших школьников – это первый шаг к самостоятельному добыванию знаний. Их выполнение способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности ученика в процессе обучения.

Домашняя работа активизирует мыслительную деятельность ученика, т.к. ему приходится самому искать пути, средства и приёмы рассуждений и доказательств. Они приучают к самоконтролю, ведь рядом нет ни учителя, ни товарищей, которые могли бы помочь разъяснениями, способствуют формированию умений и навыков организационного труда: учащиеся должны самостоятельно организовать своё рабочее место, соблюдать установленный режим времени, подготавливать необходимое оборудование и учебные материалы.Основные требования к организации домашних заданий следующие. В первом задание следует давать только после того, как у детей сформируются первоначальные умения и навыки. Вначале всякую учебную работу дети выполняют под руководством учителя в классе.Не следует также давать задания перед выходными и праздничными днями. Дети в эти дни отдыхают вместе с родителями и могут совершать туристские прогулки, посещать музеи, парки. Полезно один день в неделю дать отдых от напряжённой учебной работы.Домашние задания младшим школьникам следует давать систематически. Иначе они привыкают к непоследовательности учителя, огорчаются, если, допустим, сегодня получают домашнее задание, и радуются, если заданий не дают. Такая ситуация не способствует воспитанию положительных мотивов учения. Если учитель считает целесообразным не перегружать в данный день домашней учебной работой, то лучше дать легко выполнимое задание, связанное с занимательностью, игровой ситуацией, наблюдениями, чем вовсе не давать домашней работы.

Объём домашнего задания по всем предметам должен исходить из определённых норм времени на их выполнение: во втором классе – до 1,5 часов; в третьем - четвёртом классах – до 2 часов. Для более трудных заданий нужно предусмотреть резерв времени. Например, если в классе ученики выполняют задание за 10 минут, то на самостоятельное выполнение подобного задания дома нужно выделять примерно 15 минут.Логика домашних заданий должна быть более проста и доступна, чем система объяснения в классе. Нужно подобрать такое упражнение, задачу, пример, в которых хорошо выделяется изучаемое основное положение.В начальных классах особенно важно, чтобы домашние задания вызывали интерес, включали элементы занимательности, смекалки, игры. “Чем младше возраст, тем интереснее должно быть само задание’’,- писала Н.К.Крупская Одним из активных средств заинтересованности детей является связь домашней работы с жизненным опытом ребёнка: наблюдения за явлениями, событиями окружающей действительности; составление текстов, математических задач, примеров на основе наблюдений за реальными явлениями, близкими детям; проведение возможных измерений и отдельных практических работ.Младшим школьникам необходимы разъяснения и советы о технике выполнения домашнего задания: какое правило следует повторить и как пользоваться им в процессе выполнения упражнений; какова должна быть запись предложений, задач, примеров; как следует самому проверить выполненное задание. Очень полезно в классе выполнить пример, задачу подобные тем, которые включены в домашнее задание. Учитель обращает внимание на систему рассуждений, которая приводит к правильным результатам и ответам. Учителю нужно проверять, все ли дети записали, что им было задано на дом.Всякая домашняя работа должна быть проверена учителем. Систематический контроль помогает учителю выявить преимущества и недостатки в усвоении материала и приучает ученика к ответственности. Существуют различные способы проверки. Самой распространённой считается проверка в виде фронтального опроса на уроке. Учитель проверяет, все ли выполнили задание, и задаёт вопрос по содержанию задания. Выявленные ошибки учитель исправляет, делает краткий вывод, как усвоен учениками материал, и приступает к следующему этапу урока. Индивидуальная форма проверки предусматривает подробные ответы 1 – 3 учеников по содержанию изученного дома материала; другие учащиеся класса следят за ответами товарищей, исправляют ошибки, вносят дополнения.В начальных классах учитель систематически собирает тетради и проверяет выполнение дофмашних и классных работ.

Важным условием успешного выполнения младшими школьниками домашних заданий является консультация для родителей о посильной и целесообразной помощи детям.При выполнении домашнего задания способ самостоятельности мыслительной деятельности ученика в основном повторяет существенные черты способа рассуждения учителя или логики изложения материала в учебном пособии. Однако в отсутствие учителя логика мышления ученика более самостоятельна. Он не может обратиться к учителю с вопросами и сомнениями, не может также ждать со стороны пояснений, наводящих вопросов, советов, одобрений или замечаний. Это придаёт своеобразную индивидуальную структуру мыслительной деятельности при выполнении домашних заданий. Для учителя большое значение имеет проникновение в мир самостоятельного мышления ребёнка, чтобы своевременно исправить недостатки и развить преимущества самостоятельного заучивания материала.На процесс выполнения домашнего задания влияет не только глубокая, понятная и интересная система объяснения учителем материала, но и весь облик учителя, его нравственные качества, отношение к детям, порядок и система его работы. Ученик не только выучивает домашнее задание, но и приспосабливается к запросам и требованиям учителя.Учителю важно видеть то общее, что характерно для ученика в классе и дома, и те особенности, которые возникают в мышлении и мотивации ребёнка при выполнении домашних заданий.Гуманистическая направленность личности преподавателя

Педагогическая направленность личности каждого преподавателя многогранна. Ее составляющие ценностные ориентиры следующие:

на себя – самоутверждение – чтобы видели знающего, требовательного, настоящего преподавателя;

на средства педагогического воздействия;

на студента, студенческий коллектив;

на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности.

Для педагога важна ведущая направленность на цель (гуманизация деятельности) при гармонично скорректированных всех видах направленности (достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанников). Но лишь при условии ощущения ответственности перед будущим, при сочетании сознательной устремленности и большой любви к детям начинает формироваться профессиональное мастерство педагога: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель», – говорил Л.Н. Толстой. Гуманистическая направленность преподавателя выражается в его активной позиции.

Преподаватель с гуманистической направленностью видит свои функции в том, чтобы обеспечить более полное развитие каждого студента с точки зрения не только усвоения учебного материала, но и познания студентом самого себя и общества, в котором он будет жить. В отношениях «преподаватель – студент» такие преподаватели отдают предпочтение сотрудничеству. Преподаватели, ориентированные на «развитие студента», обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений, для них имеет первостепенное значение прилежание или старательность студентов, они считают возможным делать длительные прогнозы успеваемости студентов, их будущей профессиональной карьеры, поощряют рост достижений студентов и стимулируют их похвалой и поддержкой в процессе решения учебной задачи.

Педагогическая деятельность требует развития ряда волевых качеств:

целеустремленности, порождающей творческую активность;

самообладания – умения владеть собой, преодолевать робость, страх, смущение;

настойчивости, которая выражается в неуклонной требовательности и умении последовательно добиваться точного выполнения своих требований;

терпения, обеспечивающего готовность объяснять еще и еще раз без раздражения;

решительности, позволяющей находить наиболее эффективные способы воздействия, не теряться в сложной обстановке;

инициативности, проявляющейся в стремлении совершенствовать содержание и формы своей деятельности;

организованности, являющейся условием планомерности воспитательного воздействия.

В творческой работе преподавателя большую роль играют чувства. Люди равнодушные, безучастно ко всему относящиеся, не могут быть преподавателями, не могут живо и образно преподнести учебный материал. Эмоционально окрашенный учебный материал лучше запечатлевается в памяти. Чувства являются необходимым условием для перехода знаний в убеждения.

С гуманизации деятельности при гармонично скорректированных всех видах направленности: достойное самоутверждение, целесообразные средства обучения, учет потребностей студентов, ответственность перед будущим в сочетании с уважением к студентам начинает формироваться профессиональное мастерство преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: