Анализ условий, созданных в ДОУ для развития творческих способностей детей средствами элементарного музицирования

Элементарное музицирование даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя: придумать интонацию; изменить уже придуманное; сыграть, «изобрести» способ игры; показать своё отношение к музыке в различных движениях, украсить жестом, соединить всё вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования конца нет, он всегда открыт и ограничен фантазией и желанием музицирующих продолжать игру на данном материале до тех пор, пока он представляет интерес.

Активное общение с музыкой – главный смысл занятий.

Задача музыкального руководителя - привить ребёнку желание и умение музицировать, научить его выразительно пользоваться звуками.

Чередовать речь и пение, сочетая их с движением, для детей так же естественно, как и просто играть. Подобная элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Элементарная музыка – это музыка для простейшего элементарного музицирования, то есть активного процесса. И этим она отличается от высокой музыки для слушания.

На первоначальном этапе именно эта форма знакомства детей с музыкой, естественно сочетающаяся с любыми игровыми ситуациями и самыми неожиданными творческими фантазиями, как альтернатива одной из форм работы в ходе музыкальной образовательной деятельности – слушанию.

Элементарная музыка неразрывно связана с речью и движением, потому что они являются праосновой музыки. Музыка для детей не может быть другой, иначе она не сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить средством первоначального музыкального воспитания.

В музыкальном воспитании движение должно присутствовать как важнейший и обязательный компонент.

Движение является составной частью элементарной музыки: дети учатся показывать под музыку соответствующую форму движения и вместе с тем подбирать к элементарным формам движения и танца соответствующую элементарную музыку.

Движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Музыка и движение как бы взаимно «подкрепляют» и усиливают друг друга.

Элементарные формы движения – это шаг, бег, повороты, прыжки, кружения, наклоны и т.п. во множестве вариантов, которые придумывают дети свободно и легко.

Элементарные словесные тексты – многообразный мир простейших, дописьменных поэтических форм языка. Это концентрированный опыт и мудрость поколений, прошедшие через века. Имена, зовы, волшебные заклинания, рифмующиеся созвучия, считалки, загадки, заговоры, баюканье в колыбельных – это виды элементарной поэзии, которые легли в основу детской песни.

Элементарные инструменты – человеческое тело (голос, игра звуками своего тела: щелчки, притопы, хлопки, шлепки) и простейшие ударные - шумовые и звуковые (барабаны, румбы, кастаньеты, ксилофоны). Из мелодических - флейта. Эти инструменты представляют собой элементарную музыку почти во всех высоких и примитивных культурах.

Элементарная музыка — это простейший материал в простейших формах: интонационно-ритмических, ладовых, структурных. Музыка в элементарном музицировании является и равноправным его компонентом, и средством объединения речи и движения.

Классическая музыка и элементарное музицирование должны быть взаимодополняющими.

Ученые пришли к выводу, что классические музыкальные произведения развивают детский интеллект, раскрывают в нем творческие способности и укрепляют память. Уже в период внутриутробного развития дети чутко реагируют на звуки - красивые мелодии успокаивают их, формируют чувство защищенности, да и в последствие такие дети вырастают более гармоничными личностями. Младенцы, которые постоянно слушают классическую музыку, растут более спокойными и жизнерадостными.

Это может быть Чайковский, Моцарт, Глинка, Шуберт, Бах и другие известные композиторы. Музыка не должна быть монотонной или минорной, ребенок должен слышать жизнеутверждающие музыкальные произведения. Постепенно у ребенка начнет формироваться хороший вкус и музыкальный слух, повысится творческая активность и он станет гораздо умиротвореннее, чем прежде.

Музыка — это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

· Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн – чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

· Бетховен, Шуберт, Брамс – чтобы успокоиться;

· Бах – от напряжения в отношениях;

· Моцарт, Лист, Хачатурян – для поднятия жизненного тонуса, активности;

· Чайковский, Бетховен – поднимает настроение;

· Бах, Гайдн – уменьшают злобность;

· Чайковский, Дебюсси, Мендельсон – концентрация внимания.

Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми. Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!

При создании проекта была выдвинута гипотеза, что элементарное музицирование является одним из главных факторов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для этого необходимо выбрать методы исследования:

1. Провести анализ методических пособий по предметам: «Элементарное музицирование», «Игра на музыкальных и шумовых инструментах», «Театральная деятельность дошкольников», «Ритмические и танцевальные движения под музыку», «Пальчиковые и речевые игры».

2. Подготовить тематическое планирование для музыкальной деятельности, используя средства элементарного музицирования.

3. Наблюдать за детьми во время различных видов музыкальной деятельности.

4. Провести анализ совместной и самостоятельной деятельности детей в ходе музыкальной деятельности.

5. Провести мониторинг музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

6. Найти способы повышения эффективности работы над различными видами музыкальной деятельности.

7. Совместно с воспитателями групп разработать музыкальные и речевые, подвижные и ритмические игры, с включением инструментов из музыкальных уголков групп.

Базой для работы над проектом является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад комбинированного вида №94 Железнодорожного района, г. Екатеринбурга, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Для реализации целей и задач проекта необходимо познакомить родителей с видами музыкальной деятельности и инструментами на занятиях музыкой. Вовлечь их в процесс обучения и воспитания для активизации познавательного интереса детей на занятиях. Подготовить для родителей информационный бюллетень.

В процессе анализа результатов работы, при данных методах исследования, выяснить, какой процент детей имеют низкий уровень музыкальных способностей.

Проанализировать музыкально образовательный процесс в ДОУ и выяснить, какие музыкальные игры, дидактические пособия, мероприятия способствуют развитию творческих способностей детей. Внедрить в музыкально-образовательный процесс совместные занятия с родителями и воспитателями, мастер-классы по изготовлению шумовых инструментов, оригинальных звуковысотных инструментов, например, установка «Волшебные стаканчики» из хрусталя или стекла, наполненного водой. В ходе проектной деятельности обучать детей:

· метроритму;

· использованию шумовых и звуковысотных инструментов для озвучивания сказок, стихов;

· исполнять небольшие песни с аккомпанементом на инструментах;

· меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие;

Закреплять понятия:

· быстрый и медленный темп, ускорение и замедление;

· громкое и тихое звучание;

· фраза в речи и простейших песнях.

В работе использовать игры: «Эхо», «Живые клавиши», «Музыкальная загадка», «Придумай мелодию на ритм», «Придумай слово на ритм», «Досочини фразу», «Дирижер», «Солист», «Ходит песенка по кругу», «Стой, пой, иди», «Веселый бубен», «Угадай и изобрази инструмент», «Придумай движение».

Для закрепления материала провести концерт музыкально-шумового оркестра, с участием родителей. Поставить музыкальную сказку для младших дошкольников с помощью детей старшего дошкольного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: