По мере формирования рыночных отношений товары на рынок будут поступать от множества различных предприятий-изготовителей. Появление большого количества производителей товаров способствует формированию конкурентной среды, заставляющей предприятия искать пути повышения эффективности работы. В новых условиях коренным образом меняется отношение изготовителя товара к организации сбыта своей продукции, повышается его заинтересованность в оптимизации процесса товародвижения. Коммерческий успех предприятия-изготовителя во многом определяется тем, насколько удачно выбраны каналы товародвижения. Свободный выход на рынок и выбор каналов товародвижения возможен только при переходе к свободной оптовой торговле без ограничений экономической деятельности субъектов хозяйствования. Предпосылками для такой торговли является создание необходимых условий для рыночных отношений. Только в этом случае предприятия-изготовители вынуждены будут самостоятельно искать партнеров, выбирать формы и каналы сбыта своей продукции. У предприятий повышается заинтересованность в том, чтобы сбывать свою продукцию и получать максимальные доходы.
|
|
Эту задачу сможет наилучшим образом решить то предприятие, которое удовлетворит запросы потребителя с наименьшими затратами, значительную часть которых занимает процесс товародвижения.
При организации товародвижения на рынок товаропроизводитель должен:
• выбрать канал товародвижения, который лучше всего обеспечит реализацию продукции с минимальными издержками;
• определить количество посредников;
• отобрать партнеров-посредников.
При выборе канала товародвижения необходимо учитывать такие факторы, как число потенциальных покупателей, их месторасположение, объем сбыта, размеры и частоту поставок партий. На выбор канала товародвижения оказывает влияние также характеристика товара. Например, реализацию технически сложных, дорогостоящих товаров целесообразно организовать через собственную фирменную розничную сеть, с тем чтобы установить контроль за продвижением товаров к потребителю. Это позволит увеличить прибыль от реализации продукции. Реализация товаров сезонного производства (фрукты, овощи) связана с необходимостью создания значительных товарных запасов, обеспечивающих торговлю ими в течение длительного времени. В этом случае производителю целесообразно передать функции по реализации этой продукции посреднику. Посредник нужен, когда требуется накопление, хранение, подсортировка товаров.
Влияние на выбор канала товародвижения оказывают также емкость рынка и сложившаяся система каналов сбыта.
|
|
В зависимости от степени влияния рассмотренных выше факторов могут быть выбраны следующие варианты организации сбыта:
• предприятие полностью берет на себя функции по сбыту своей продукции через своих торговых агентов, дилеров, сеть собственных фирменных магазинов, посылками и т. д.;
• предприятие через свой отдел сбыта, коммерческий или маркетинговый отдел устанавливает прямые связи с розничными торговыми предприятиями;
• предприятие для продвижения своих товаров прибегает к услугам посредников (оптовых баз, брокеров и др.).
Из всех перечисленных вариантов наиболее распространенным является использование в качестве посредника различных оптовых предприятий.
При определении количества посредников следует учитывать:
территориальное расположение изготовителя и потребителя, сложность ассортимента, уровень специализации предприятия, объемы накопления, степень подготовленности товара к продаже, необходимость преобразования производственного ассортимента в торговый, сроки реализации товара и др. Главная задача — свести к минимуму количество посредников.
Решая вопрос об отборе конкретного сбытового партнера, необходимо учитывать заинтересованность посредника в торговле данным товаром, его надежность, складские мощности, устойчивые связи с потребителями, зону деятельности.
Таким образом, по мере формирования рыночных отношений роль предприятия-изготовителя в сбыте своей продукции должна систематически повышаться. Однако в большинстве случаев предприятия-изготовители для организации сбыта своей продукции вынуждены прибегать к услугам посредников. В качестве посредников между производителем и розничной торговой сетью могут выступать:
* оптовые торговые предприятия, торгово-закупочные кооперативы, ассоциации, которые, покупая товар, получают право собственности на него для последующей продажи;
* торговые агенты, брокеры, выполняющие различные оптовые функции, но не берущие на себя право собственности на товар. Как показала практика, наиболее квалифицированно роль посредника выполняют различные типы оптовых баз.