Роль тары в технологическом процессе

Упаковка- это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс товародвижения.

Тара - это элемент упаковки, предназначенный для хранения упаковки и транспортирования товара. В торгово-технологическом процессеона играет следующую роль:

· обеспечивает сохранность товаров;

· создает удобства для переработки грузов на всем пути продвижения товаров от производства до потребителя

· дает возможность эффективнее использовать вместимость складов и грузоподъемность транспортных средств;

· является необходимым условием использования прогрессивных технологий как при продвижении товаров, так и в процессе и розничной продажи;

· выполняет рекламные функции;

· способствует ускорению товарооборачиваемости, увеличения объемов продаж

· повышению производительности.труда;

· обеспечивает снижение затрат при доведении товаров до потребителя.

С развитием научно-технического прогресса наблюдается тен­денция расширения функций тары в торгово-технологическом процессе. Она используется не только для хранения транспортирования товаров, но и как оборудование торговых залов магазинов. Такая тара, имея особую конструкцию, заменяет немеханическое оборудование магазинов, обеспечивает возможность транспортирования товаров без переформирования пакета на всем пути товародвижения.

С более широким использованием такой тары связаны темпы технического перевооружения, использование прогрессивных технологий в торговле и на транспорте, сокращение ручного труда замена его механизированным, повышение эффективности использования техники.

Особую роль торгово-технологическом процессе играет потребительская тара. Она является носителем рекламы и коммерческой информации, необходимой как для работников торговли, так и для покупателей, облегчает возможность количественного учета товаров. При использовании продажи товаров методом самообслуживания требования к упаковке повышаются. Она должна иметь достаточный объем информации о товаре, способах его примене­ния, условиях хранения,, цене; иметь привлекательное рекламное оформление, обеспечивать сохранность товара, предоставлять покупателю возможность свободного ознакомления с товаром.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАРЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЕЕ

ВИДОВ

Используемая тара классифицируется по следующим основным признакам: по функциональному назначению, кратности обра­щения, степени жесткости, способу изготовления, назначению,. материалу изготовления.

По функциям, выполняемым в процессе товародвижения тару подразделяют на транспортную, потребительскую, тару-обо­рудование.

Транспортная тара предназначена, для транспортирования и хранения товаров в процессе доведения их от производства до потребителя. Она представляет собой самостоятельную транспорт­ную единицу или ее часть.

К потребительской таре относится внутренняя упаковка товара, в которой он продается покупателю.

Тара-оборудование это специальные конструкции, выполняю­щие одновременно роль внешней тары, транспортного средства и „оборудования складов, магазинов при хранении, перемещении и.продаже товаров. Наиболее распространенными видами тары явля­ется поддоны и контейнеры, используемые для сквозного продви­жения товаров от производства до магазина при пакетно-контейнерной технологии доставки.

Поддон специальное приспособление — площадка, стеллаж, ящик (закрытый или открытый) с ножками или двойным дном. Предназначен для пакетирования товаров. Вместимость пакета 1 м3. По способу захвата вилочными погрузчиками они бывают двухзаходными и четырехзаходными, по конструкции - плоскими, стоеч­ными, ящичными. Международный модуль поддона 1200х800 мм. Кроме того, в качестве стандартных в обороте используются поддоны, имеющие размеры 1200х1000 мм и 1600 x l 200 мм.

Контейнер является транспортным средством с определенными техническими характеристиками, обеспечивающим перевозку гру­зов одним или несколькими видами транспорта без расформиро­вания пакета. В таком виде он с товаром поступает в магазин и выполняет роль торгового оборудования. Его емкость более 1 м3. Внедрение тары-оборудования — одно из главных направлений индустриализации торгово-технологического процесса.

По кратности обращения тара бывает однооборотной (разового пользования) и многооборотной. Однооборотная тара обслуживает только один оборот продукции от поставщика до потребителя. К ней относятся коробки для конфет, спичек, папирос, духов, фла­коны и другая потребительская тара, а также транспортная тара, подлежащая утилизации после ее освобождения. Многооборотная тара используется многократно, подлежит возврату поставщику товаров или тарособирающим организациям. Разновидностью мно­гооборотной тары является инвентарная, принадлежащая опреде­ленному владельцу, которому она и должна быть возвращена.

Многооборотная тара по конструкции делится на неразборную, разборную, складную.

Разборная и складная тара удобна и экономична в процессе хранения и при транспортировании.

По степени жесткости тара делится на жесткую, полужесткую и мягкую.

Жесткая тара при внешних воздействиях и изъятии из нее товара не изменяет своей формы. К ней относятся деревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара.

Полужесткая тара — картонные ящики, корзины — под воздействием силы изменяет свою форму, но после прекращения ее ни |действия она восстанавливается.

Мягкая тара — мешки, упаковочная ткань, пр и освобождении из-под товара теряет свою форму.

По способу изготовления различают тару литую, штампованную, клееную, изготовленную литьем под давлением.

По назначению тара бывает универсальная и специализированная.

Универсальная тара используется для затаривания разнообразных товаров. Специализированная тара имеет конструктивные особенности, обеспечивающие возможность затаривания только опрёделенных товаров.

По материалу изготовления тара делится на деревянную, текстильную, стеклянную, картонную, бумажную, металлическую, полимерную.

Наиболее распространена деревянная тара. Она изготавливается из древесины хвойных и лиственных пород, имеет жесткую конст­рукцию, способна выдержать значительные нагрузки. Недостатком этой тары является большой вес, на ее изготовление затрачивается значительное количество древесины. Основными видами деревянной тары являются ящики, бочки, корзины.

Ящики бывают деревянными и фанерными. Широко используются многооборотные ящики. Они предназначены для упаковки продовольственных товаров, овощей и фруктов, непродовольственных товаров (обуви, трикотажных изделий

Бочки деревянные изготавливаются из хвойных и мягких лист­венных пород древесины. Они являются ценными видами тары и имеют ряд преимуществ: отличаются хорошей сопротивляемостью, удобством для многократного затаривания и перемещения.

Бочки деревянные бывают заливными и сухотарными. В залив­ные бочки затаривают жидкие продукты, в сухотарные — порош­кообразные и сухие.

В обороте находятся бочки различной емкости: для продовольст­венных товаров, овощей — от 5 до 250 литров, для пива — 50 и 100л, для коньяка, вин, соков, морсов - от 50 до 600л. Первый тип бочек используется для затаривания сгущенного молока, сли­вочного масла, маргарина, лакокрасочных материалов, второй тип — для сухого молока, яичного порошка, желатина.

К деревянной таре относятся также плетеные корзины. Они используются для затаривания ягод, фруктов, рыбы.

К текстильной таре относятся тканевые мешки, паковочные ткани; мягкая тара отличается легкостью, удобством в пользова­нии, компактностью.

Упаковочные ткани используют для упаковки валяльно-войлочных, трикотажных, ковровых изделий, тканей.

Стеклянная тара используется для затаривания жидких товаров. Они включает банки, бутылки, балоны различных форм и вместимости.

Картонная тара включает ящики и коробки. Она является относительно дешевой и легкой, обладает хорошей изотермичностью. Картонные коробки широко используются как потребительская тара.

Бумажная тара применяется в основном для затаривания сыпучих и штучных товаров. К ней относятся бумажные мешки, пакеты.

Металлическая тара обладает большой механической прочностью, что значительно повышает возможность ее многократного использования. К основным разновидностям металлической транспортной тары, поступающей в торговлю с товарами, отно­ся контейнеры, в том числе тара-оборудование, поддоны ящич­ные, бочки, барабаны, фляги, бидоны, ящики. Кроме того, метал­лическая тара широко используется как потребительская, для упа­ковки товаров при длительном хранении.

Все более широкое распространение получает полимерная тара. Преимущества этой тары состоят в том, что она достаточно прочная, химически стойкая, непроницаемая, легко окрашивается в любой цвет, легко моется, дезинфицируется. Основными видами транспортной тары из полимерных материалов являются поддоны, ящики, мешки. Срок службы ящиков и поддонов из полимерных материалов значительно превышает сроки службы деревянных.

Кроме рассмотренных видов тары, для упаковки товаров при­меняются керамическая, рогожно-мочальная, комбинированная. Последний вид тары является перспективным. Например, новые виды тары создаются на основе картонной тары в сочетании с полимерными материалами. Такая тара влагонепроницаема, проч­на, ее можно использовать для затаривания жидкой продукции. Применяется также "каменный картон", изготовленный на основе картона и серого камня-перлита. Ящики из такого картона прочнее металлических и легче пластмассовых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: