Ценность

Понятие ценности с точки зрения потребителя искажено везде, где доминируют традиционные подходы к организации производства и технологии, а так же устаревшие представления об экономии на масштабах производства.

Бережливое производство должно начинаться с того, чтобы определить ценность в терминах конкретного продукта, имеющего определенные характеристики и стоящего определенную цену.

Все это надо делать без оглядки на существующие традиции, активы и технологии компании. Для этого при помощи командной работы требуется переосмыслить всю деятельность фирмы, связанную с выпускаемой продукцией, при этом должна быть рассмотрена ситуация не только внутри фирмы, но и вне ее, например, у поставщиков материалов и комплектующих, при этом все это необходимо делать с точки зрения потребителя.

Конечно, все сразу сделать не удастся, но очень важно определиться, что необходимо предпринять.

Первый и самый важный шаг в организации бережливого производства – это определение ценности.

Производить не те товары или оказывать не те услуги – верный путь создания муда.

Действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить ценность для начала работ по внедрению бережливого производства:

1. Производитель путем диалога с потребителем должен установить, что является ценностью для потребителя, и в своей деятельности пользоваться понятием ценности, которую определил потребитель.

2. Создать продуктовые команды, каждая из которых будет сопровождать свой продукт в течении всего срока производства (если предприятие выпускает несколько видов продукции). В команду должны входить: маркетолог, инженер по продукту (инженер-конструктор – разработчик продукта), инженер по разработке оборудования и процесса изготовления продукта (инженер-технолог), специалист по эксплуатации, ремонту и обслуживанию продукции у потребителя и др. Продуктовая команда должна установить с потребителями диалог и выяснить, какую ценность они хотят получить от продукта. Исходя из ценности, определенной потребителями, разработать, изготовить и поставить на рынок новый продукт.

3. Определить ценность для продукта в целом, опять-таки с точки зрения потребителя, в том случае, когда в создании продукта принимают участие несколько фирм. Сложность состоит в том, что каждая фирма производит только часть продукта (оперируя только понятиями собственной эффективности) и никто не рассматривает продукт в целом с точки зрения потребителя. Для этого производителям нужно вначале научиться общаться между собой, а потом всем вместе с потребителем.

Такой подход к определению ценности позволяет: увеличить объемы продаж, уменьшить время и затраты на разработку и производство продукции при этом высвобождается огромное количество ресурсов.

4. После того, как первичное осмысление ценности закончено, бережливое производство (в лице продуктовых команд) должно постоянно возвращаться к вопросу о ценности и проверять, можно ли еще улучшить понимание ценности, т.е. должно идти постоянное улучшение разработки продукта, приема заказов и производства, тем самым должен быть создан стабильный процесс постоянного совершенствования.

5. После того, как определен продукт, самой важной задачей становиться определение целевых затрат, которые базируются на количестве ресурсов и затратах труда, требуемых для производства продукта с определенными техническими характеристиками, при условии, что муда исключена из процесса.

Ц = С + П (4)

Где: Ц – цена продукта;

С – себестоимость продукта;

П – прибыль, которую хочет получить фирма от реализации продукта.

В общем случае себестоимость продукта определяется затратами: на разработку, на прием заказа, на производство.

С = Зразр + Зприем заказа + Зпроизв (5)

Где: Зразр – затраты на разработку;

Зприем заказа - затраты на прием заказа;

Зпроизв – затраты на производство.

Бережливые предприятия определяют, какую часть затрат они могут ликвидировать, убрав муда из всех составляющих затрат и позволив ценности двигаться по потоку.

Цзатр бп = (Зразр – Мразр) + (Зприем заказа – Мприем заказа) + (Зпроизв – Мпроизв) (6)

Где: Мразр – муда разработки;

Мприем заказа – муда приема заказа;

Мпроиз в – муда производства;

Цзатр бп – целевые затраты при производстве продукта в бережливом производстве после исключения всех муда.

Очевидно, что целевые затраты на производство продукта в бережливом производстве, после исключения всех муда, будет меньше, чем у конкурентов.

Цзатр бп < С << Сконкур (7)

Где: Сконкур – себестоимость продукта у конкурентов.

У предприятий, внедривших бережливое производство, появляется выбор:

- снизить цены без снижения прибыльности (это приведет к росту продаж);

- добавить в продукт дополнительные функции без увеличения цены (также приведет к росту продаж);

- создать продукту дополнительную ценность (и рабочие места) путем улучшения обслуживания;

- расширить дилерскую и сервисную сети (это также увеличит продажи);

- направить дополнительную прибыль на разработку новой продукции (рост продаж в будущем) и т.п.

Целевые затраты – это главный критерий проверки каждого шага при реализации потока создания ценности: при разработке, приеме заказа и изготовлении продукта. Производя любые действия по изменению потока создания ценности необходимо постоянно убеждаться, что эти действия приводят к уменьшению Цзатр бп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: