Улучшение процесса – осуществляется путем картографирования процесса деятельности в офисе, представляя ее в виде потока материалов и информации. Картографирование выполняется, для того чтобы можно было понять и визуализировать:
- все информационные потоки;
- все материальные потоки;
- всю деятельность, которая добавляет и не добавляет ценность, а также потери;
Картографирование - это инструмент визуализации, коммуникации и управления, который позволяет:
- увидеть и понять весь процесс деятельности в офисе (подразделении) или всю систему бизнеса предприятия в целом;
- понять, как взаимодействуют информационные и материальные потоки;
- определить, какие улучшения необходимы.
Перед проведением картографии процессов, необходимо их правильно выбрать. При выборе процессов, требуется учитывать тот фактор, что регламентации и оптимизации подвергаются часто повторяющиеся процессы; этого не следует делать для разовых проектов, например, которые осуществляются реже 1 – 2-х раз в год.
|
|
Факторы, характеризующие значимость процесса при его выборе:
- продукт или услуга, получаемые в результате выполнения процесса, обладают большим удельным весом в работе предприятия или подразделения;
- процесс часто повторяется в течение года, месяца, дня;
- значения характеристик процесса (время, издержки, ресурсы) при повторном его выполнении существенно отличаются от предыдущих.
Описание процесса должно проводиться «сверху - вниз» - сначала процессы, которые происходят на верхнем уровне предприятия, после чего их детализируют на уровне подразделений.
Рассмотрим последовательность действий при картографировании процессов:
Описание текущего состояния бизнес-процесса
Для описания используются стикеры с символами, приведенными на Рис.29.
При проведении картографирования процесса (см. Рис.30а, 30б и 31) стикеры располагают на листе бумаги.
Слева друг под другом указывают участников процесса, т.е. те подразделения (отделы, службы, цеха и т.п.), которые задействованы в данном процессе
Стикеры с символами располагают горизонтально в хронологическом порядке процесса, сохраняя, таким образом, последовательность действия. Маркером на листе указывается направление действия.
запасы, НЗП, ожидание | |
контроль (потери времени) | |
добавление ценности (реальная работа) | |
передача, транспортировка (физическая и электронная) | |
принятие решения | |
@ | электронная почта |
Бумажный документ | |
«Факсовый» документ |
Рис.29 Обозначения, используемые при картографировании процесса
Каждый этап в процессе оценивается по его минимальной и максимальной продолжительности (оптимистический и пессимистический прогноз, например, ожидание подписи начальника цеха 5 мин. – 8 часов).
|
|
По ходу процесса, если возможно, идентифицируют потери стикерами красного цвета. На стикере отмечают вид потерь (например, звонок клиенту, формирование документа в Excel и т.п.).
Существует 3 больших вида потерь: узкие места процесса, циклы (например, для получения информации необходимо неоднократное напоминание), вариабельность ожидания, которые выявляются на этом этапе.
Примечание: Возможно оформление схемы описания процесса в файле Excel.
После описания процесса группой подводятся итоги полного времени исполнения процесса (LT) и времени добавления ценности (WT). Далее находят соотношение показателей – времени добавления ценности и времени прохождения (всего: включая потери и время добавления ценности) для того, чтобы получить показатель эффективности процесса.