Организационная культура как идеология управления

В современной интерпретации организационной культуры целесообразно рассматривать два ее аспекта

· «организационная культура как культура организаций», где культура выступает как объект. Культура организаций – это набор рассмотренных выше структурных составляющих,

· «организационная культура как культура организации систем, где культура представляет собой процесс». Культура организации системы – это идеология управления социально-экономической системой.

Таким образом, организационная культура - это идеология управления и организации социально-экономической системы.

Под идеологией управления понимается система взглядов, идей, связанных с управлением организацией, стратегией ее развития, способами и методами достижения целей, с деловой этикой организации, которая включает моральные принципы, нормы, правила организации, связанные с поведением организации, отношениями с деловыми партнерами, потребителями, обществом, и т.п.

Идеология управления проявляется в миссии и целях организации. Она оказывает существенное влияние на:

· отношение работников к организации и организации к своему персоналу (условия труда, социальные гарантии и др.),

· основные принципы деятельности (труда) работников и организации в целом,

· совокупность позиций организации относительно общества, деловых партнеров, потребителей и т.п., то есть, на мировоззрение организации по отношению к внешней и внутренней среде.

Организационная культура тесно связана с такими близкими понятиями, как (рисунок 1.2):

Рисунок 1.2 - Взаимосвязь организационной культуры и близких понятий

· корпоративная культура. В рассматриваемой интерпретации под корпоративной культурой понимается культура именно корпорации. Так как понятие «организация» - понятие емкое, включающее в себя как коммерческие, так и различные некоммерческие организации с присущей им культурой, содержание, функции и механизм формирования которой являются универсальными, термин «организационная культура» является более общим, включающим в себя и корпоративную культуру;

· деловая этика - моральные принципы, допустимые и недопустимые нормы, правила организации, связанные с поведением в деловом сообществе (отношениями с деловыми партнерами, потребителями, обществом, и т.п.), которые определяются идеологией управления, то есть организационной культурой;

· философия бизнеса - совокупность правил, по которым должна существовать организация, то есть, идеология управления. Следовательно, философия бизнеса и организационная культура по своей сути являются тождественными понятиями;

· организационное поведение - поведение индивида в организации, групповое поведение, межгрупповые и межличностные отношения, отношения группы и индивида. Предметные области организационного поведения и организационной культуры пересекаются: наука «организационное поведение» занимается поиском и установлением общих законов поведения и отношений индивида, группы в организации, организационная культура – устанавливает правила и нормы поведения, формирует отношения и связи между работниками и подразделениями организации. Организационное поведение интересуют вопросы лидерства, власти в организациях, структуры мотивации персонала. Организационная культура формируется лидерами (формальными – руководителями организаций, и неформальными), в то же время организационная культура оказывает сильное воздействие на мотивацию работников. Следовательно, организационное поведение является внешним проявлением организационной культуры и во многом определяется ею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: