Организация коммерческой деятельности предприятий торговли
Развитие основных организационно-правовых форм предприятий на рынке товаров и услуг
Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Функции организационно-правовой формы:
· определяет и закрепляет статус предпринимателя;
· закрепляет определенное организационно-правовое единство фирмы (органы управления фирмы, границы их правоспособности);
· снижает риск трансакционных издержек (механизм формирования имущества и механизм имущественной ответственности);
· является механизмом контроля со стороны государства и инструментом воздействия.
По формам собственности выделяют:
· индивидуальные предприниматели (семейные фирмы, самозанятые, собственники – предприниматели). Наблюдается тенденция к их сокращению. Сфера деятельности - секторы экономики, где не требуется значительного капитала (обслуживание, мелкая и средняя торговля, промышленное или сельскохозяйственное производство и т. д.).
|
|
· коллективные предприниматели - это разного рода объединения предпринимателей. Большинство крупных фирм - это коллективные формы предпринимательства. Эти формы облегчают объединение ресурсов, рассредоточивают риск ведения предпринимательской деятельности. В то же время они создают дополнительную необходимость регулирования отношений внутри фирмы.
По субъектам предпринимательской деятельности
· физическое лицо - Предпринимателем - участником хозяйственного оборота является человек. Он пользуется правами предпринимателя, но и принимает на себя весь риск ведения предпринимательской деятельности
· юр.лицо - организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Предприятие отделяется от своих владельцев и становится самостоятельным субъектом хозяйственных отношений (с одной стороны, создаются возможности для расширения круга собственников, но трудно определить их реальный круг; облегчается уход от налогов с помощью договоров). Часть имущества учредителей закрепляется за организацией и выбывает из состава имущества учредителей. Но одновременно уменьшается риск их возможных потерь от участия в обороте. Создается институт ограниченной имущественной ответственности. Такая конструкция характерна для высокоразвитого оборота.
Управление коммерческой деятельностью предприятия как системой. Цели, функции и задачи коммерческой службы хозяйственного предприятия.
Системный подход заключается в построении структуры управления, позволяющей достигнуть целей деятельности предприятия; в определении состава комплекса и функций входящих в коммерческий отдел подразделений.
|
|
Необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность всех составляющих элементов, образующих целостную систему управления торговым предприятием.
Система управления коммерческой деятельностью предприятия - это система, ориентированная на рынок, означающая не только организацию взаимосвязанной структуры задействованных в ней процессов предприятия, но и их сочетание со всеми внешними факторами.
Задачи – наличие упорядоченности в коммерческих и торговых процессах, организация совместных действий работников, участвующих в этих процессах, достижение согласованности и координации действий.
Обязанности работников: знание организации и технологии закупочной работы у различных поставщиков, нахождение оптимальных коммерческих партнеров по закупке, обеспечение точного выполнения условий договоров поставки товаров, осуществление постоянного учета и контроля за выполнением договоров в интересах покупателей. При необходимости они должны добиваться применения санкций и различных форм воздействия на производство, ассортимент и качество выпускаемой продукции.
Эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от соответствия организационной структуры коммерческой службы выбранной стратегии предприятия и от характера ее функционирования в конкретных рыночных условиях. К коммерческим службам предприятия относятся службы сбыта, маркетинга и материально-технического обеспечения.
Формирование орг. структур коммерческих служб предприятия включает:
· определение места в структуре управления предприятием;
· разработку основных функций каждого коммерческого подразделения;
· распределение функций между отдельными исполнителями