Первоначально социальная работа возникает как движение добровольцев, подвижников, которые помогают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь материальной. В процессе институционализации социальная работа постепенно перенимает, прежде всего, эту миссию помощи отдельным группам населения или конкретным людям, которая в любом обществе стихийно осуществляется в виде движения “снизу”, являющегося естественным продолжением чувств любви, жалости и сострадания, всегда живущих в народе, и оформляющихся в виде благотворительности, меценатства, подаяния, сбора пожертвований и т. п.
На ранних стадиях формирования и развития института социальной работы ее функции этим и ограничиваются. Но со временем, по мере накопления опыта и знаний, появления дополнительных средств и расширения поля деятельности, она охватывает все большую сферу и более сложный уровень социальных проблем, не ограничиваясь только вопросами материальной помощи.
В самом широком смысле социальная работа представляет собой деятельность, направленную на разрешение разного рода общественных противоречий профессиональным и законным способом. Такое широкое понимание социальной работы включает в себя любые виды деятельности, связанные с решением социальных проблем, имеющих своим предметом социальные отношения, социальную сферу жизни общества.
В этом случае главным заказчиком и инвестором работы социальных служб выступает государство, а социальная работа может рассматриваться как помощь сильной части общества (в пределе человечества) его более слабой части, или, более широко, как помощь общества самому себе, или самопомощь.
Тем не менее человек, его мир — мир стремлений и надежд, радостей и разочарований — по-прежнему остается той точкой, на которой фокусируется основное внимание социальной работы, тем силовым центром, вокруг которого строится ноле деятельности социальной работы и обретается ее смысл. С человеком и его проблемами связан большой пласт социальной работы, один из самых сложных, требующих профессиональных знаний в различных областях, владение ими, применение в практике жизнедеятельности человека, различных групп, и, безусловно, личностной готовности к этой деятельности.
Целью социальной работы как деятельности является оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы.
К основным целям социальной работы можно отнести следующее:
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
- адаптация или реадаптация людей в обществе;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
Международная ассоциация школ социальной работы (МАШСР) и Международная федерация социальных работников (МФСР) на своем совместном заседании 27 июня 2001 г. в Копенгагене согласовали понятие “международное определение социальной работы”, которое в целом очерчивает рамки профессиональной деятельности социального работника.
Как следует из определения социальной работы:
“Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы”.
В своем комментарии видные ученые и практики в области социальной работы отметили, что “социальная работа в своих различных формах занимается многочисленными, сложными контактами между людьми и их окружением. Цель деятельности социальной работы — предоставить возможность всем людям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвращать самостоятельно или с помощью органов социальной работы сложные жизненные ситуации.
Важным основанием для деятельности представителей учреждений социальной защиты и конкретно для социальных работников выступает Всеобщая декларация прав человека.
Всеобщая декларация прав человека — первый международный акт по правам человека универсального характера. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Состоит из преамбулы и 30 статей, в которых впервые в истории человечества и международных отношений провозглашен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Среди личных, элементарных гражданских прав провозглашены право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Указано, что никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, подвергаться пыткам, произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Каждый имеет право на неприкосновенность личной и семейной жизни, жилища, тайну переписки, на защиту чести и репутации, право на защиту беспристрастным судом. Широко представлены такие политические права, как свобода убеждений, совести, мирных собраний и ассоциаций, права на управление своей страной, избирательные права, свобода передвижений, право убежища, гражданства, владения имуществом, право вступать в брак и основывать семью без всяких ограничений.
Заслугой СССР является включение во Всемирную декларацию прав человека права на труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение и на равную оплату за равный труд, право на создание профсоюзов, право на отдых, на социальное обеспечение и особую защиту материнства и детства, право на образование и участие в культурной жизни. Несмотря на то что декларация не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.
А что является принципами, которые выступают как руководящие правила осуществления какой-либо деятельности?
Первая группа принципов социальной работы выстраивается на основе образа нуждающегося, ставшего клиентом социальных служб, и включает:
- принцип опоры социального работника на собственные силы клиента (развитие у клиента социальной службы способностей противостоять неблагоприятным воздействиям социальной среды);
- принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о клиенте социальной службы); принцип универсальности (равное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т. д.);
- принцип толерантности (терпимое отношение ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента социальной службы).
Вторая группа принципов социальной работы связана со спецификой социальной работы как помогающей деятельности и предусматривает:
- принцип клиентоцентризма (социальная работа ставит клиента в центр своей ценностной системы);
- принцип профилактической направленности (выявление “зон риска” и преодоление социальных и личностных опасностей);
- принцип социального реагирования (система социальных служб должна постоянно находиться в состоянии готовности отреагировать на поступивший запрос о помощи, причем характер, содержание, субъект запроса могут быть различными);
- принцип проверки действенности вмешательства (преодоление трудной жизненной ситуации — процесс сложный, противоречивый, нередко вследствие неполного преодоления причин проблемы жизненная ситуация клиента вновь ухудшается).
Значение третьей группы принципов социальной работы объясняется той важной ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся:
- принцип охраны социальных прав (недопущение ограничения возможностей индивидов и групп пользоваться законными привилегиями, недопущение уменьшения прав на социальную защиту и помощь в процессе изменения законодательства);
- принцип максимизации социальных ресурсов (рациональность при расходовании имеющихся общественных фондов, привлечение дополнительных материальных, организационных, финансовых ресурсов из различных источников).
В ряде работ, представлена и другая классификация принципов социальной работы.
Принцип добровольности. Важной особенностью социальной работы является ее ненасильственный, добровольный характер. Все проблемы в ней решаются на основе взаимного согласия социального работника и клиента. Даже в тех случаях, когда дело касается различного рода социальных отклонений, специалист по социальной работе никогда не действует напрямую, “в лоб”, не навязывает свою систему ценностей и принуждению всегда предпочитает убеждение.
Смысл действий социального работника состоит в том, чтобы найти возможность оказать помощь не против воли реципиента, суметь активизировать его внутренние ресурсы и сформировать потребность и стремление к самостоятельной деятельности. Социальная работа представляет собой помощь, оказываемую в трудных жизненных ситуациях, а социальный работник выступает как посредник между клиентом и его окружением, который может понять человека таким, каков он есть, по крайней мере на исходном этапе работы.
Конфиденциальность. Человек может добровольно доверить, посвятить в свои проблемы пусть профессионально подготовленного, но все-таки постороннего для него человека только в случае гарантии неприкосновенности его личной жизни, лишь будучи уверенным в том, что это не окажется преданным публичности. Конфиденциальность является и принципом, и профессиональной этической нормой, истинностью социальной работы, выше всего ставящей права личности, включая право на личную жизнь; и — кооперация усилий. Цель социальной работы — вывести клиента из кризисного, проблемного состояния и научить его самостоятельно решать свои проблемы.
Следовательно, он должен учиться этому в процессе взаимодействия с социальным работником. Решение проблемы здесь достигается совместными усилиями, представляет собой встречное движение, сотрудничество с все возрастающей долей активности и самостоятельности клиента. Задача социального работника состоит в организации ее таким образом, чтобы возникло это сотрудничество. Подставив плечо помощи в трудный момент, он постепенно должен уменьшить долю своего участия в решении проблемы параллельно с нормализацией состояния клиента и ростом его собственной активности.
Принцип целостности, или комплексного подхода. Он определяется сложностью человеческой природы, многосторонностью и многоуровневостью связанных с этим проблем: в реальной жизни они чаще всего сплетены в единый тугой узел, тесно взаимосвязаны и не существуют отдельно и независимо друг от друга в виде социальных, экономических, психологических, медицинских и т. Д. Социальный работник должен уметь давать целостную оценку ситуации клиента и координировать действия “узких” специалистов — психологов, педагогов, работников государственных правоохранительных органов, учреждений социальной защиты и здравоохранения в этом процессе.
Принцип законности. Он является фундаментом существования и успешного функционирования социальной работы как общественного института. Его соблюдение обеспечивает легальность и признание результатов социальной работы, возможность их использования любым членом общества, а также служит гарантией права социальных работников на профессиональную деятельность. В демократическом обществе действия в рамках Конституции и законодательства служат залогом однонаправленности социальной работы с социальной политикой государства, что значительно повышает ее эффективность.
Принцип эмпатического проникновения и соучастия. Согласно данному принципу социальный работник должен осознать состояние клиента и его проблемы, вжиться в образ и ситуацию клиента, взглянуть на нее его глазами, изнутри. Это поможет понять оценки и переживания клиента, которые со стороны могут казаться совершенно непонятными и необоснованными. Человек часто оценивает внешние события субъективно, по одному ему известным основаниям. Социальному работнику важно вскрыть эти основания и скорректировать их в сторону большей адекватности, соответствия реальной ситуации.
Принцип целенаправленности. Известно, что любую ситуацию можно улучшать, а можно признать приемлемой. Вопрос заключается в выборе пределов улучшения, норме, при нарушении которой ее изменение необходимо, и возможностях, существующих для этого изменения.
Принцип целенаправленности требует анализа ситуации и постановки конкретной цели, которая должна быть достигнута в результате оказания помощи и которая выбирается в зависимости от возможностей социального работника, состояния и положения клиента в сложившейся ситуации. Это придает осмысленность и большую четкость действиям социального работника. Могут также ставиться промежуточные цели, которые свидетельствовали бы об эффективности результатов и правильности выбранной стратегии.
Принцип реализма, требующий взвешенно и реалистично подходить к любой ситуации и соотносить цели с реальными возможностями всех сторон социальной работы.
Принцип социального контроля и профилактики, предписывающий по возможности перенесение акцента на организацию социального контроля как показатель социального здоровья общества и превентивные, профилактические методы работы с целью предупреждения появления социальных проблем и отклонений и своевременного оказания помощи в случае необходимости.
Отмеченные принципы составляют основу социальной работы в качестве специфической деятельности и могут быть дополнены как более общими (общенаучными философскими, управленческими), так и другими — более частными. Следует отметить их взаимосвязь и взаимозависимость, часто они логически вытекают один из другого (как, например, принципы добровольности и конфиденциальности, целенаправленности и реализма), что неудивительно, так как все они составляют единое целое — социальную работу.
Вопросы и задания
1. Какова цель социальной работы?
2. Охарактеризуйте Всеобщую декларацию прав человека. Почему она является одним из основных документов, определяющих цели социальной работы?
3. Обоснуйте международное определение социальной работы.
4. Какие противоречия обусловливают возникновение и необходимость социальной работы?
5. Назовите три группы принципов социальной работы как профессиональной деятельности.
6. Охарактеризуйте принцип эмпатического проникновения и соучастия.
7. Отразите взаимосвязь и взаимодействие некоторых принципов социальной работы.