Цель, задачи и принципы социальной работы

Первоначально социальная работа возникает как движение добровольцев, подвижников, которые помогают людям, оказав­шимся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь мате­риальной. В процессе институционализации социальная работа постепенно перенимает, прежде всего, эту миссию помощи от­дельным группам населения или конкретным людям, которая в любом обществе стихийно осуществляется в виде движения “снизу”, являющегося естественным продолжением чувств люб­ви, жалости и сострадания, всегда живущих в народе, и оформ­ляющихся в виде благотворительности, меценатства, подаяния, сбора пожертвований и т. п.

На ранних стадиях формирования и развития института социальной работы ее функции этим и ограничиваются. Но со временем, по мере накопления опыта и знаний, появления дополнительных средств и расширения поля деятельности, она охватывает все большую сферу и более слож­ный уровень социальных проблем, не ограничиваясь только воп­росами материальной помощи.

В самом широком смысле социальная работа представляет собой деятельность, направленную на разрешение разного рода общественных противоречий профессиональным и законным способом. Такое широкое понимание социальной работы вклю­чает в себя любые виды деятельности, связанные с решением социальных проблем, имеющих своим предметом социальные отношения, социальную сферу жизни общества.

В этом случае главным заказчиком и инвестором работы социальных служб выступает государство, а социальная работа может рассматри­ваться как помощь сильной части общества (в пределе челове­чества) его более слабой части, или, более широко, как помощь общества самому себе, или самопомощь.

Тем не менее человек, его мир — мир стремлений и надежд, радостей и разочарований — по-прежнему остается той точкой, на которой фокусируется основное внимание социальной рабо­ты, тем силовым центром, вокруг которого строится ноле дея­тельности социальной работы и обретается ее смысл. С челове­ком и его проблемами связан большой пласт социальной рабо­ты, один из самых сложных, требующих профессиональных знаний в различных областях, владение ими, применение в прак­тике жизнедеятельности человека, различных групп, и, безус­ловно, личностной готовности к этой деятельности.

Целью социальной работы как деятельности является оп­тимизация механизмов социального функционирования инди­вида или социальной группы.

К основным целям социальной работы можно отнести сле­дующее:

- увеличение степени самостоятельности клиентов, их спо­собности контролировать свою жизнь и более эффективно раз­решать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых клиенты могут в максималь­ной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

- адаптация или реадаптация людей в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на фи­зическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, мо­жет жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уваже­ние к себе со стороны окружающих;

- конечная цель — достижение такого результата, когда не­обходимость в помощи социального работника у клиента отпа­дает.

Международная ассоциация школ социальной работы (МАШСР) и Международная федерация социальных работни­ков (МФСР) на своем совместном заседании 27 июня 2001 г. в Копенгагене согласовали понятие “международное определение социальной работы”, которое в целом очерчивает рамки профес­сиональной деятельности социального работника.

Как следует из определения социальной работы:

“Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению спо­собностей к функциональному существованию в обществе и ос­вобождению людей в целях повышения их уровня благополу­чия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию лю­дей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы”.

В своем комментарии видные ученые и практики в области социальной работы отметили, что “социальная работа в своих различных формах занимается многочисленными, сложными контактами между людьми и их окружением. Цель деятельнос­ти социальной работы — предоставить возможность всем лю­дям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвращать самостоятельно или с помощью органов соци­альной работы сложные жизненные ситуации.

Важным основанием для деятельности представителей уч­реждений социальной защиты и конкретно для социальных ра­ботников выступает Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека — первый междуна­родный акт по правам человека универсального характера. При­нята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Состоит из преамбулы и 30 статей, в которых впервые в истории чело­вечества и международных отношений провозглашен круг ос­новных гражданских, политических, социальных, экономичес­ких и культурных прав и свобод человека. Среди личных, эле­ментарных гражданских прав провозглашены право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Указано, что никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, под­вергаться пыткам, произвольному аресту, задержанию или из­гнанию. Каждый имеет право на неприкосновенность личной и семейной жизни, жилища, тайну переписки, на защиту чести и репутации, право на защиту беспристрастным судом. Широко представлены такие политические права, как свобода убежде­ний, совести, мирных собраний и ассоциаций, права на управ­ление своей страной, избирательные права, свобода передви­жений, право убежища, гражданства, владения имуществом, право вступать в брак и основывать семью без всяких ограни­чений.

Заслугой СССР является включение во Всемирную дек­ларацию прав человека права на труд, на справедливое и удов­летворительное вознаграждение и на равную оплату за равный труд, право на создание профсоюзов, право на отдых, на соци­альное обеспечение и особую защиту материнства и детства, право на образование и участие в культурной жизни. Несмотря на то что декларация не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

А что является принципами, которые выступают как руко­водящие правила осуществления какой-либо деятельности?

Первая группа принципов социальной работы выстраивается на основе образа нуждающегося, ставшего клиентом социальных служб, и включает:

- принцип опоры социального работника на собственные силы клиента (развитие у клиента социальной службы способ­ностей противостоять неблагоприятным воздействиям социаль­ной среды);

- принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о клиенте социальной службы); принцип универсальности (рав­ное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т. д.);

- принцип толерантности (терпимое отношение ко всем про­явлениям агрессии, провокациям со стороны клиента социаль­ной службы).

Вторая группа принципов социальной работы связана со спецификой социальной работы как помогающей деятельности и предусматривает:

- принцип клиентоцентризма (социальная работа ставит клиента в центр своей ценностной системы);

- принцип профилактической направленности (выявление “зон риска” и преодоление социальных и личностных опасностей);

- принцип социального реагирования (система социальных служб должна постоянно находиться в состоянии готовности отреагировать на поступивший запрос о помощи, причем харак­тер, содержание, субъект запроса могут быть различными);

- принцип проверки действенности вмешательства (преодо­ление трудной жизненной ситуации — процесс сложный, проти­воречивый, нередко вследствие неполного преодоления причин проблемы жизненная ситуация клиента вновь ухудшается).

Значение третьей группы принципов социальной работы объясняется той важной ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы и сам поря­док предоставления этих ресурсов нуждающимся:

- принцип охраны социальных прав (недопущение ограни­чения возможностей индивидов и групп пользоваться законны­ми привилегиями, недопущение уменьшения прав на соци­альную защиту и помощь в процессе изменения законодатель­ства);

- принцип максимизации социальных ресурсов (рациональ­ность при расходовании имеющихся общественных фондов, привлечение дополнительных материальных, организационных, финансовых ресурсов из различных источников).

В ряде работ, представлена и другая классификация прин­ципов социальной работы.

Принцип добровольности. Важной особенностью социаль­ной работы является ее ненасильственный, добровольный ха­рактер. Все проблемы в ней решаются на основе взаимного со­гласия социального работника и клиента. Даже в тех случаях, когда дело касается различного рода социальных отклонений, специалист по социальной работе никогда не действует напря­мую, “в лоб”, не навязывает свою систему ценностей и принуж­дению всегда предпочитает убеждение.

Смысл действий соци­ального работника состоит в том, чтобы найти возможность ока­зать помощь не против воли реципиента, суметь активизиро­вать его внутренние ресурсы и сформировать потребность и стремление к самостоятельной деятельности. Социальная работа представляет собой помощь, оказываемую в трудных жизнен­ных ситуациях, а социальный работник выступает как посред­ник между клиентом и его окружением, который может понять человека таким, каков он есть, по крайней мере на исходном эта­пе работы.

Конфиденциальность. Человек может добровольно дове­рить, посвятить в свои проблемы пусть профессионально под­готовленного, но все-таки постороннего для него человека толь­ко в случае гарантии неприкосновенности его личной жизни, лишь будучи уверенным в том, что это не окажется преданным публичности. Конфиденциальность является и принципом, и профессиональной этической нормой, истинностью социальной работы, выше всего ставящей права личности, включая право на личную жизнь; и — кооперация усилий. Цель социальной ра­боты — вывести клиента из кризисного, проблемного состояния и научить его самостоятельно решать свои проблемы.

Следова­тельно, он должен учиться этому в процессе взаимодействия с социальным работником. Решение проблемы здесь достигается совместными усилиями, представляет собой встречное движе­ние, сотрудничество с все возрастающей долей активности и самостоятельности клиента. Задача социального работника со­стоит в организации ее таким образом, чтобы возникло это со­трудничество. Подставив плечо помощи в трудный момент, он постепенно должен уменьшить долю своего участия в решении проблемы параллельно с нормализацией состояния клиента и ростом его собственной активности.

Принцип целостности, или комплексного подхода. Он оп­ределяется сложностью человеческой природы, многосторонно­стью и многоуровневостью связанных с этим проблем: в реаль­ной жизни они чаще всего сплетены в единый тугой узел, тесно взаимосвязаны и не существуют отдельно и независимо друг от друга в виде социальных, экономических, психологических, ме­дицинских и т. Д. Социальный работник должен уметь давать целостную оценку ситуации клиента и координировать действия “узких” специалистов — психологов, педагогов, работников го­сударственных правоохранительных органов, учреждений со­циальной защиты и здравоохранения в этом процессе.

Принцип законности. Он является фундаментом существо­вания и успешного функционирования социальной работы как общественного института. Его соблюдение обеспечивает легаль­ность и признание результатов социальной работы, возможность их использования любым членом общества, а также служит га­рантией права социальных работников на профессиональную деятельность. В демократическом обществе действия в рамках Конституции и законодательства служат залогом однонаправ­ленности социальной работы с социальной политикой государ­ства, что значительно повышает ее эффективность.

Принцип эмпатического проникновения и соучастия. Со­гласно данному принципу социальный работник должен осоз­нать состояние клиента и его проблемы, вжиться в образ и си­туацию клиента, взглянуть на нее его глазами, изнутри. Это по­может понять оценки и переживания клиента, которые со сто­роны могут казаться совершенно непонятными и необоснован­ными. Человек часто оценивает внешние события субъективно, по одному ему известным основаниям. Социальному работнику важно вскрыть эти основания и скорректировать их в сторону большей адекватности, соответствия реальной ситуации.

Принцип целенаправленности. Известно, что любую ситу­ацию можно улучшать, а можно признать приемлемой. Вопрос заключается в выборе пределов улучшения, норме, при нару­шении которой ее изменение необходимо, и возможностях, су­ществующих для этого изменения.

Принцип целенаправленно­сти требует анализа ситуации и постановки конкретной цели, которая должна быть достигнута в результате оказания помо­щи и которая выбирается в зависимости от возможностей соци­ального работника, состояния и положения клиента в сложив­шейся ситуации. Это придает осмысленность и большую чет­кость действиям социального работника. Могут также ставить­ся промежуточные цели, которые свидетельствовали бы об эф­фективности результатов и правильности выбранной стратегии.

Принцип реализма, требующий взвешенно и реалистично подходить к любой ситуации и соотносить цели с реальными возможностями всех сторон социальной работы.

Принцип социального контроля и профилактики, предпи­сывающий по возможности перенесение акцента на организа­цию социального контроля как показатель социального здоро­вья общества и превентивные, профилактические методы ра­боты с целью предупреждения появления социальных проблем и отклонений и своевременного оказания помощи в случае не­обходимости.

Отмеченные принципы составляют основу социальной ра­боты в качестве специфической деятельности и могут быть до­полнены как более общими (общенаучными философскими, уп­равленческими), так и другими — более частными. Следует от­метить их взаимосвязь и взаимозависимость, часто они логи­чески вытекают один из другого (как, например, принципы доб­ровольности и конфиденциальности, целенаправленности и ре­ализма), что неудивительно, так как все они составляют единое целое — социальную работу.

Вопросы и задания

1. Какова цель социальной работы?

2. Охарактеризуйте Всеобщую декларацию прав человека. Почему она является одним из основных документов, опреде­ляющих цели социальной работы?

3. Обоснуйте международное определение социальной ра­боты.

4. Какие противоречия обусловливают возникновение и не­обходимость социальной работы?

5. Назовите три группы принципов социальной работы как профессиональной деятельности.

6. Охарактеризуйте принцип эмпатического проникновения и соучастия.

7. Отразите взаимосвязь и взаимодействие некоторых прин­ципов социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: