Истоки зарождения социальной работы. Становление социальной работы в России

Глава 1. Социальная работа – новая профессия в современном обществе

Истоки зарождения социальной работы. Становление социальной работы в России

Принято, что во всех цивилизованных странах становление профессии начинается с главного ее основания — подготовки квалифицированных кадров, т. е. профессионального обучения, образования человека в той или иной области будущей работы.

Вместе с тем важными в профессиональной подготовке вы­ступают различные предпосылки, условия, определяющие не­обходимость становления и развития этого вида деятельности (работы): социально-экономические, общественно-политичес­кие, демографические, национально-этические, культурно-ре­лигиозные, психологические, юридические и т. д.

Эта профессия обществом востребована в силу потребнос­тей и условий дальнейшего совершенствования жизни и дея­тельности людей, их положения, состояния и возможностей...

Истоки зарождения социальной работы как профессии и ее развития мы находим в опыте зарубежных стран (США, стран Европы) конца XIX — начала XX в., и связаны они с именами Мэри Ричмонд, Алисы Соломон, Елизаветы Фрай, Джейн Адамс, Жаннет Шверин и др.

В начале 1890-х гг. М. Ричмонд (1861-1928), тогда директор Baltimore Charity Organization, организовала первые в США курсы обучения социальных работником. В ряде книг М. Рич­монд («Дружеский визит к беднякам: руководство для работа­ющих в благотворительных организациях”, “Социальные диаг­нозы”, “Что такое социальная индивидуальная работа”) были рассмотрены методы, технология социальной работы, в частно­сти непосредственный (прямое воздействие на клиента при по­мощи предложений, советов, уговоров, рациональных дискус­сий) и косвенный методы (воздействие на окружающую среду).

Одной из первых книг М. Ричмонд является “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотвори­тельных организациях”, где рассматриваются помощь и поддер­жка нуждающимся как дружеская акция. В этом плане остают­ся актуальными некоторые принципы (требования) “менталь­ной гигиены”, которые впоследствии будут приняты за основу этического кодекса социального работника. Они просты и запо­минаемы:

1. Симпатизировать клиенту.

2. Отдавать ему предпочтение.

3. Поощрять его.

4. Совместно с ним строить ясные планы действий и др.

Теория социальной работы, разработка научно-практичес­кого осмысления, подготовка учебно-методического материала в зарубежных странах (США, Германия, Франция, Великобри­тания, Швеция и др.) начинаются с открытием профессиональ­ных школ, факультетов, курсов в начале XX в.

Первый факультет социальной работы был открыт в Ко­лумбийском университете. Первый учебный курс по новой дис­циплине был предложен здесь в 1898 г., а в 1998 г. в США отме­чали столетний юбилей начала профессиональной деятельнос­ти социальных работников. Сегодня эта дата считается началом профессионализации социальной работы во всем мире.

Социальная работа вызвана к жизни потребностями совре­менного общества в компетентных специалистах, профессиона­лах, обладающих фундаментальными и прикладными знания­ми, профессиональными умениями (компетенциями) и гумани­стическими личностными качествами. Наше общество сегодня остро нуждается в специалистах, способных совершенствовать социальную политику, систему социальной защиты и оказывать реальную эффективную социальную поддержку нуждающим­ся людям.

Первыми подготовку кадров в области социальной работы и социальной педагогики на научной основе начали осуществ­лять в Германии в 1893 г., когда А. Соломон и Ж. Шверин орга­низовали набор на курсы “Группы девушек и женщин в помощь социальной работе”. Центральное место принадлежит А. Соло­мон, которая еще в 1899 г. возглавила первые годичные женс­кие курсы по подготовке специалистов для социальной работы в сфере социального обслуживания. Ее преподавание отлича­лось широтой знаний и глубиной содержания. В 1905 г. появи­лась первая христианская социальная женская школа. К 1914 г. насчитывалось уже 12 подобных школ, а к 1926 г. их количество увеличилось до тридцати шести. В социальных школах девуш­ки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения. По указу вновь образованно­го прусского министерства народного обеспечения в 1920 г. было введено государственное регулирование подготовки кадров со­циальных работников. В 1925 г. А. Соломон и ее соратницы орга­низуют Немецкую академию женской социальной и педагоги­ческой работы.

Д. Адамс (1860-1935) — лауреат Нобелевской премии мира (1931) — социальный работник и социолог, одна из основателей Чикагской школы социологов. Она способствовала развитию Движения сеттльментов (поселений). Образованные люди из высших и средних слоев переселялись в бедные кварталы. Ос­новная идея движения — признание факта, что сама окружаю­щая среда больна и необходимо вмешательство, чтобы покон­чить с несчастьем и бедностью.

За рубежом истоками возникновения социальной работы как профессии и теории были идеи об общество вообще и граж­данском обществе в частности, о правовом государство, челове­ке и личности, сходстве и различии биологического и социаль­ного организмов, социальной справедливости - несправедливости, социальном равенстве — неравенстве и др. Выразителя­ми этих идей были О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Различные аспекты социальной помощи (экономические, психологические, медицинские, педагогические и др.) рассмат­ривались в работах ученых Европы и Америки (конец XIX — начало XX в.), в частности 3. Фрейда, Б. Ф. Скиннера, К. Леви­на, Ж. Пиаже, А. Ч. Кули, Ф. Хайдера, Д. Хауманса, А. Зандера, Р. Мертона, М. Залда, Р. Кантера и др. Особую роль в теорети­ческом обобщении и анализе практики социальной работы сыг­рали труды женщин-ученых — Д. Ш. Лоуэлл, М. Ричмонд, Д. Адамс, Б. Рейнолдс.

В процессе практики, теоретических изысканий естествен­но возникает мысль о том, что людям, занимающимся оказани­ем помощи нуждающимся, требуется профессиональная под­готовка. В 90-е гг. XIX в. в Великобритании организуются лек­ции, проводится практическая работа, связанная с деятельнос­тью лондонского благотворительного общества; в 1899 г. в Ам­стердаме создается институт подготовки социальных работни­ков; в начале XX в. в Европе и Америке действуют уже 14 школ социальной работы.

Социальная работа ” — принятое во всем мире выраже­ние, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благо­творительность, религиозный долг человека, как система гума­нитарных услуг нуждающимся людям. Однако только в XX в. социальная работа признана во всем мире как профессия, тре­бующая специальной подготовки.

В настоящий период о социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. По-прежнему остается вы­соким уровень бедности: до 30% населения России не имеют про­житочного минимума. Продолжается процесс депопуляции. Смертность превысила рождаемость на большей территории Рос­сии. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каж­дый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из роди­телей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигает 19% по стране. По числу производимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обостри­лась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юриди­ческой помощи. Число страдающих психическими заболевания­ми достигло примерно 4,5 млн человек, растет преступность (еже­годно совершается более 2 млн преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершаемых подростками. Пример­но треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях — под­ростки. Россия не только вышла на “передовые рубежи” по коли­честву алкоголиков (около 20 млн человек), но и уверенно дого­няет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Соци­альное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной уча­стившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80 тыс. в год), прости­туции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).

Как свидетельствует практика, люди часто сталкиваются с проблемами, которые сами не могут решить. Для этого требу­ется помощь специалистов-профессионалов. Выход в начале 1990-х гг. социальной работы на профессиональный уровень явление уникальное. Исследуя социальные проблемы, соци­альная работа анализирует необходимые связи и явления, обус­ловливающие характер и результативность политического, эко­номического, психологического воздействия на поведение соци­альных групп и личностей.

Это было началом институционализации социальной дея­тельности. Постепенно она становится неотъемлемым атрибу­том общественной жизни все большего числа стран, объединяя практическую, научную и учебную деятельность.

И двадцатилетие со дня становления новой профессии “Со­циальная работа” в России доказывает этот факт.

Понимая преемственность времен, ряд известных в России авторов, которые стояли у истоков институционализации профессии “Социальная работа”, ответственно относясь к прошлому, опираются на архивные данные и соблюдают требования профес­сиональной этики. В их трудах, как правило, подчеркивается, что становление, а не “появление” в России новой профессии “Соци­альная работа” происходило в сложнейших социально-экономи­ческих, духовно-культурных и демографических условиях кон­ца 80-х — начала 90-х гг. теперь уже прошлого столетия. Это был противоречивый, кризисный для России период, когда предпри­нимались далеко не всегда удачные попытки преодолеть проти­воречия и недостатки уходящего общества и когда в жизни стра­ны неизбежно появлялись новые формы социальных институтов, предметов и явлений, но при этом прорастали зерна, посеянные в предыдущий период жизни общества.

Возникают вопросы — как профессия “Социальная рабо­та” могла “появиться” в 1991 г., когда в России не было устойчи­вого и широко распространенного вида такой трудовой деятель­ности, как профессиональная социальная работа, не было соот­ветствующих рабочих мест для профессионалов в области со­циальной работы? Как могла “появиться” новая профессия, ког­да в России не было теоретических представлений о професси­ональной социальной работе и технологических моделях дея­тельности специалистов в этой области? Как могла “появиться” новая профессия в условиях, когда высшая и средняя специ­альная школа не готовила профессиональных социальных ра­ботников?

В известном учебном пособии для высших учебных заведе­ний “Теория и методология социальной работы” под редакцией С. И. Григорьева говорится: “Основная тяжесть решения этой проблемы взял на себя Комитет по делам семьи и демографи­ческой политики при Совете Министров РСФСР, который был образован в октябре 1990 г., во главе с И. Гребешевой. Одной из задач этого комитета было формирование государственной си­стемы социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи семье, улучшение демографической ситуации в России. Сотрудники этого комитета (А. М. Панов, А. И. Ляшенко, JI. В. Топчий и др.) выступили с инициативой подготовки в Рос­сии специалистов в области социальной работы”.

Но одновременно работали педагоги-экспериментаторы в области социальной педагогики, некоторые исследователи, ко­торые вошли в состав Всероссийского научно-исследовательского комитета (ВНИК) по делам семьи и демографической по­литике. Работа ВНИКа “Школа-микрорайон” под руководством В. Г. Бочаровой завершилась тем, что 20 марта 1991 г. Госкоми­тет СССР по труду и социальным вопросам утвердил квалифи­кационную характеристику должности социального педагога.

Так, в России появилась новая разновидность профессио­нальных социальных работников, специализирующихся в обла­сти социальной педагогики. Сегодня это один из многочислен­ных профилей в системе подготовки бакалавров и магистров социальной работы (д.п.н., профессор В. Г. Бочарова).

Под руководством доктора психологических наук С. А. Беличевой создан ВНИК под названием “Государственная систе­ма социальной помощи семье и детству: кадры, психолого-педагогическая и правовая поддержка”. За короткий промежуток времени при участии зарубежных специалистов коллектив ВНИКа разработал учебный план и учебные программы для подготовки в высшей школе специалистов по социальной рабо­те по четырем специализациям, переподготовки социальных работников и практических психологов, а также ряд научно- методических разработок в области социальной работы, преж­де всего социального обслуживания различных категорий се­мьи и детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Значительный вклад в становление и развитие социальной работы как профессиональной деятельности, теории и практи­ки вносит организованное на базе Российского государственно­го социального университета Учебно-методическое объедине­ние вузов России в области социальной работы (председатель ректор РГСУ, академик РАН, профессор В.И Жуком).

Этот и дальнейший период учебно-методическое объеди­нение в области социальной работы становится научно методи­ческим центром по разработке образовательных стандартов первого, второго и третьего поколения, подготовки учебников, учебных пособий и научных проектов, совершенствования дея­тельности научных преподавательских кадров, подготовки ма­гистров, аспирантов, кандидатов и докторов наук, работающих в области теории и методики социальной работы в России и за рубежом.

Данное представительное объединение и его президиум решают различные вопросы дальнейшего совершенствования подготовки профессиональных кадров социальной сферы, научно-практической деятельности и эффективности социальной работы в стране.

Безусловно, в современных условиях развития системы социального обслуживания населения, когда полномочия в об­ласти разработки стандартов перераспределены, имеют боль­шое значение национальные стандарты, регламентирующие деятельность учреждений по основным направлениям: “Соци­альные услуги детям”, “Социальные услуги гражданам пожи­лого возраста”, “Социальные услуги семье”, “Социальные ус­луги инвалидам”, “Социальные услуги женщинам” и др.

В настоящее время происходит отработка Государственного образовательного стандарта третьего поколения. Основные идеи и положения современного образования нашли отражение в многочисленных публикациях, и прежде всего в Вестнике УМО вузов России по образованию в области социальной работы (2006-2010 гг.), а также в специальных выпусках.

При заметном росте престижа профессии “Социальная ра­бота” этот рост остается в жизни общества недостаточно высо­ким. Поэтому, как и 20 лет назад, актуальны следующие задачи.

Во-первых, социальная работа в системе социальных служб нуждается в профессионально подготовленных социальных ра­ботниках.

Во-вторых, цели и задачи профессиональной социальной работы предполагают развитие теории и технологии социаль­ной работы, внедрение инновационных технологий и методик социального обслуживания населения, более полное удовлетво­рение нужд различных категорий населения в социальных ус­лугах более высокого качества и разнообразия. Сегодня, как никогда ранее, стране необходим новый федеральный закон, регламентирующий развитие социальной работы в России.

В-третьих, необходимо объединение усилий государствен­ных, общественных и неправительственных организаций в сфе­ре развития у социальных работников высокого профессиона­лизма, самостоятельности и высокой степени ответственности за качество решения проблем и полноту взятых на себя обяза­тельств в области социальной защиты и поддержки населения.

В-четвертых, в области социальной работы необходимо раз­витие динамики становления партнерства общественных орга­низаций социальной сферы и органов государственной власти, совершенствование механизма их взаимодействия в области социальной работы. Разумеется, такое сотрудничество возмож­но лишь на профессиональной основе и взаимной ответственно­сти перед народом и профессией “Социальная работа”.

В этом деле большие возможности имеются у обществен­ных организаций, которые прежде всего выражают интересы профессиональных социальных работников. Теперь, спустя де­сятилетие, необходимо отметить ведущую роль МОО “Ассоци­ация работников социальных служб” (президент А. М. Панов) в организации различных мероприятий, подготовке и переподго­товке социальных работников и разработке научно-методичес­ких основ профессиональной социальной работы.

Ассоциация работников социальных служб не раз демон­стрировала умение сотрудничать с органами государственной власти и неправительственными организациями по различным вопросам развития в России социальной работы. В конце 90-х гг. прошлого столетия ассоциация настойчиво добивалась введе­ния в России Дня социального работника и повышении заработ­ной платы работников социальных служб.

В настоящее время ассоциация, целью которой всегда была деятельность по профессиональной поддержке социальных ра­ботников, издает четыре журнала: “Отечественный журнал со­циальной работы”, “Работник социальной службы”, “Социаль­ное обслуживание” и “Профессиональная библиотека работни­ка социальной службы”. Управленцы и специалисты социаль­ной работы, преподаватели высшей школы и научные сотруд­ники имеют возможность публиковать свои научные и научно- методические разработки, различные рефераты с обобщения­ми опыта практической социальной работы, материалы о при­менении на местах традиционных и инновационных технологий, реализации социальных проектов и предложений в области со­вершенствования социального образования в России и за рубе­жом.

Итак, главные задачи становления и развития социальной работы на современном этапе:

- влияние на формирование социальной политики, ее эф­фективность;

- снижение социальной напряженности;

- гармонизация социальных отношений в обществе;

- рассмотрение человека и природы как единого целого.

Вопросы и задания

1. Представьте истоки зарождения профессиональных школ как обоснование деятельности социальной работы за рубежом.

2. Каковы исторические, социально-политические, эконо­мические предпосылки появления социальной работы в России?

3. Назовите представителей российской науки, стоявших у истоков создания социальной работы как профессии в России.

4. Каковы направления их деятельности в становлении со­циальной работы как профессии?

5. Какие проблемы необходимо решить для эффективного развития профессии “Социальная работа” в России?

6. Охарактеризуйте основные задачи, связанные с решени­ем социальных проблем в регионе. Какие из них можно решить при вашем участии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: