Наиболее значимой функцией государства является создание условий, обеспечивающих каждому человеку возможность реализовать свои потребности с учетом принятой в обществе системы ценностей.
Социальная политика — часть внутренней политики государства, представленная в его социальных программах и приоритетных направлениях, в практической деятельности и реализующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
Социальную политику можно рассматривать как в широком — это решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни общества, государства и граждан, живущих в нем, так и в узком смысле — это перераспределение на основе действующего законодательства ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства.
Сегодня социальная политика — это теоретическая доктрина, разрабатываемая ведущими специалистами в области социальных наук в разных странах мира; это учебная дисциплина, которую преподают в большинстве высших учебных заведений России, Европы и США.
|
|
Сущностью социальной политики является деятельность государства, политических и социальных институтов, направленная на эффективное развитие социальной сферы, на совершенствование условий и качества жизни человека через систему социальной поддержки и социальной защиты.
Под социальной сферой понимаются все направления, обеспечивающие жизнедеятельность человека, семьи, общества и государства, где происходит реализация социальной политики государства. Она включает условия труда и отдыха людей, их быт и досуг, уровень материального благосостояния, образования, воспитания и здравоохранения и др. Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических и национальных отношений, связи между обществом, государством и личностью.
Наиболее значимой характеристикой в социальной политике является определение принципов, на которых она базируется:
- принцип социальной справедливости — целостная нравственная оценка отношений в обществе, определяющая как сами эти отношения, так и особенности взаимодействий между людьми;
- принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от человека, семьи, группы использовать максимум усилий для самопомощи, самообеспечения;
- принцип социального партнерства — согласование интересов разных общественных сил;
- принцип социальных гарантий — равные права и возможности всем гражданам в получении определенного законодательством минимума. Основным признаком гражданского общества является признание независимости за каждым из его членов. Это предполагает наделение граждан государства правами и обязанностями, которые определяют его статус в качестве свободной автономной личности. При помощи социальных гарантий обеспечивается социальная защищенность населения;
|
|
- принцип общественного контроля — законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере, приоритет отдан общественной инициативе.
Кроме того, выделяют принципы гуманизма, открытости, системности, непрерывности, сбалансированности, конкретно-исторической обусловленности и др. Большинство из них были выработаны в процессе развития общества и неотрывно связаны с построением России как демократического государства.
Под субъектами социальной политики понимаются самостоятельные и фактически действующие социальные группы и их представители (организации, структуры, институты). К субъектам, участвующим в разработке и реализации социальной политики, относят государство, общественные объединения, политические партии и граждан страны. Если субъектом ее реализации выступает государство, то такая политика является государственной социальной политикой. Ее формированием и реализацией занимаются федеральные и региональные органы государственной власти.
Государство берет на себя социальные обязательства (система законодательно закрепленных социальных благ), которые оно обязуется сделать доступным для всех граждан. Чаще всего они определены в законодательстве и реализуются за счет бюджетных средств. Часть ответственности может быть возложена на работодателей и на граждан. Эффективность в реализации социальной политики напрямую зависит от уровня развития экономики государства и регионов, конкретного предприятия.
Одними из первых документов, регламентирующих социальные отношения в стране, стали Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации (1993 г.), где было провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности (ст. 7).
Негосударственные субъекты (институты социальной политики) — это формы самоорганизации социальных групп, слоев, классов, которые дают им возможность представлять свои интересы и вести эффективное взаимодействие с другими социальными субъектами. Данный тип организационных структур присущ демократическому (гражданскому) обществу и является наиболее значимой социальной силой, принимающей участие в государственных и негосударственных структурах. Основными негосударственными субъектами являются профессиональные союзы, политические партии, общественные организации. Под социальными институтами понимают определенные элементы структуры общества, представляющие собой исторически сложившиеся типы и формы социальной деятельности, благодаря которым организуется общественная жизнь и сохраняется устойчивость, целостность государства.
Субъекты в социальной политике находятся в определенных отношениях к ее объектам. Объекты социальной политики — все население страны. При этом в узком смысле акцент сделан на социальную поддержку граждан, не способных в силу определенных причин обеспечить себе достойный уровень жизни. Для всех граждан государство должно создавать общую систему взаимодействия в обществе, единые принципы. Одновременно необходимо проводить дифференцированную адресную (приоритетную) социальную политику с учетом возможностей государства и общества, конкретного человека.
Основным механизмом реализации эффективного социального развития является социальная политика государства, функционирующая в рамках социальных программ. Социальная программа — комплекс целей и мероприятий (действий), необходимых для реализации плана по решению социальных проблем (в том числе социально-экономическая поддержка наиболее уязвимых категорий граждан). Центральным субъектом выступает государство, разрабатывающее и реализующее социальные программы в интересах граждан. Потребности человека являются основным стержнем для определения приоритетов в выборе целевых программ.
|
|
Под социальной целевой программой понимается целостная система мер, скоординированных по целям, задачам, содержанию и срокам реализации с учетом перспектив развития социальной политики и экономики государства.
Политика, осуществляемая в ходе реформирования социальной сферы, призвана сформировать не только новые условия, но и иную стратегию поведения человека, основанную на социально-экономической активности и ответственности всех субъектов. Социальная реформа нацелена на эффективное переустройство какой-либо стороны (сторон) существующего государства, направлений социальной политики при сохранении целостности действующего общественного строя.
Можно конкретизировать ориентацию социальной политики государства по двум линиям:
- учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: диагностика; профилактика; надзор; корреляция; терапия; адаптация; реабилитация; обеспечение; страхование; опека; помощь; консультирование; экспертиза; попечительство; нововведения; посредничество и подвижничество;
- направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие как инвалиды; безработные, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны, в других войнах и мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места жительства; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери; самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам.
|
|
Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.
Речь здесь идет о таком содержании социальной политики, в котором реализуется социальное обслуживание людей в широком плане. А это значит, что государство осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т. Д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно (и нужно) рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т. Е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить “социальные болезни”, но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т. Д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех иных видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер.
Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практикоорганизационной. Социальная работа — это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика — стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика — более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы, ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа — деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться (в конечном счете) на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.
Вопросы и задания
1. Что такое социальная политика?
2. Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики.
3. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?
4. Назовите основные направления социальной политики государства.
5. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества?
6. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между социальной политикой и социальной работой?