Социальная политика государства и социальная работа

Наиболее значимой функцией государства является созда­ние условий, обеспечивающих каждому человеку возможность реализовать свои потребности с учетом принятой в обществе системы ценностей.

Социальная политика — часть внутренней политики госу­дарства, представленная в его социальных программах и при­оритетных направлениях, в практической деятельности и реа­лизующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Социальную политику можно рассматривать как в широ­ком — это решения и мероприятия, затрагивающие все сторо­ны жизни общества, государства и граждан, живущих в нем, так и в узком смысле — это перераспределение на основе действу­ющего законодательства ресурсов между различными соци­альными группами населения, отраслями народного хозяйства.

Сегодня социальная политика — это теоретическая докт­рина, разрабатываемая ведущими специалистами в области со­циальных наук в разных странах мира; это учебная дисципли­на, которую преподают в большинстве высших учебных заве­дений России, Европы и США.

Сущностью социальной политики является деятельность государства, политических и социальных институтов, направ­ленная на эффективное развитие социальной сферы, на совер­шенствование условий и качества жизни человека через систе­му социальной поддержки и социальной защиты.

Под социальной сферой понимаются все направления, обес­печивающие жизнедеятельность человека, семьи, общества и государства, где происходит реализация социальной политики государства. Она включает условия труда и отдыха людей, их быт и досуг, уровень материального благосостояния, образова­ния, воспитания и здравоохранения и др. Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических и национальных отношений, связи между обществом, государ­ством и личностью.

Наиболее значимой характеристикой в социальной поли­тике является определение принципов, на которых она базиру­ется:

- принцип социальной справедливости — целостная нрав­ственная оценка отношений в обществе, определяющая как сами эти отношения, так и особенности взаимодействий между людьми;

- принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от человека, семьи, группы использовать максимум усилий для самопомощи, самообеспечения;

- принцип социального партнерства — согласование инте­ресов разных общественных сил;

- принцип социальных гарантий — равные права и возмож­ности всем гражданам в получении определенного законода­тельством минимума. Основным признаком гражданского обще­ства является признание независимости за каждым из его чле­нов. Это предполагает наделение граждан государства правами и обязанностями, которые определяют его статус в качестве сво­бодной автономной личности. При помощи социальных гаран­тий обеспечивается социальная защищенность населения;

- принцип общественного контроля — законодательное ре­гулирование взаимодействия государственных и негосудар­ственных структур в социальной сфере, приоритет отдан обще­ственной инициативе.

Кроме того, выделяют принципы гуманизма, открытости, системности, непрерывности, сбалансированности, конкретно-­исторической обусловленности и др. Большинство из них были выработаны в процессе развития общества и неотрывно связа­ны с построением России как демократического государства.

Под субъектами социальной политики понимаются самосто­ятельные и фактически действующие социальные группы и их представители (организации, структуры, институты). К субъек­там, участвующим в разработке и реализации социальной по­литики, относят государство, общественные объединения, по­литические партии и граждан страны. Если субъектом ее реа­лизации выступает государство, то такая политика является государственной социальной политикой. Ее формированием и реализацией занимаются федеральные и региональные органы государственной власти.

Государство берет на себя социальные обязательства (сис­тема законодательно закрепленных социальных благ), которые оно обязуется сделать доступным для всех граждан. Чаще все­го они определены в законодательстве и реализуются за счет бюджетных средств. Часть ответственности может быть возло­жена на работодателей и на граждан. Эффективность в реали­зации социальной политики напрямую зависит от уровня раз­вития экономики государства и регионов, конкретного предпри­ятия.

Одними из первых документов, регламентирующих соци­альные отношения в стране, стали Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Фе­дерации (1993 г.), где было провозглашено построение социаль­ного государства, обеспечивающего достойную жизнь и свобод­ное развитие личности (ст. 7).

Негосударственные субъекты (институты социальной по­литики) — это формы самоорганизации социальных групп, сло­ев, классов, которые дают им возможность представлять свои интересы и вести эффективное взаимодействие с другими со­циальными субъектами. Данный тип организационных струк­тур присущ демократическому (гражданскому) обществу и яв­ляется наиболее значимой социальной силой, принимающей участие в государственных и негосударственных структурах. Основными негосударственными субъектами являются профес­сиональные союзы, политические партии, общественные орга­низации. Под социальными институтами понимают определен­ные элементы структуры общества, представляющие собой ис­торически сложившиеся типы и формы социальной деятельно­сти, благодаря которым организуется общественная жизнь и сохраняется устойчивость, целостность государства.

Субъекты в социальной политике находятся в определен­ных отношениях к ее объектам. Объекты социальной политики — все население страны. При этом в узком смысле акцент сделан на социальную поддержку граждан, не способных в силу опре­деленных причин обеспечить себе достойный уровень жизни. Для всех граждан государство должно создавать общую систе­му взаимодействия в обществе, единые принципы. Одновремен­но необходимо проводить дифференцированную адресную (при­оритетную) социальную политику с учетом возможностей госу­дарства и общества, конкретного человека.

Основным механизмом реализации эффективного социаль­ного развития является социальная политика государства, фун­кционирующая в рамках социальных программ. Социальная программа — комплекс целей и мероприятий (действий), необ­ходимых для реализации плана по решению социальных про­блем (в том числе социально-экономическая поддержка наибо­лее уязвимых категорий граждан). Центральным субъектом выступает государство, разрабатывающее и реализующее со­циальные программы в интересах граждан. Потребности чело­века являются основным стержнем для определения приори­тетов в выборе целевых программ.

Под социальной целевой программой понимается целост­ная система мер, скоординированных по целям, задачам, содер­жанию и срокам реализации с учетом перспектив развития со­циальной политики и экономики государства.

Политика, осуществляемая в ходе реформирования соци­альной сферы, призвана сформировать не только новые усло­вия, но и иную стратегию поведения человека, основанную на социально-экономической активности и ответственности всех субъектов. Социальная реформа нацелена на эффективное пе­реустройство какой-либо стороны (сторон) существующего го­сударства, направлений социальной политики при сохранении целостности действующего общественного строя.

Можно конкретизировать ориентацию социальной полити­ки государства по двум линиям:

- учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: диагностика; профилактика; надзор; корреляция; терапия; адаптация; реабилитация; обеспечение; страхование; опека; помощь; консультирование; экспертиза; попечительство; нововведения; посредничество и подвижниче­ство;

- направленность на основные социальные объекты, нуж­дающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддер­жке, такие как инвалиды; безработные, участники Великой Оте­чественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военно­служащих, погибших во время Великой Отечественной войны, в других войнах и мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репресси­ям и впоследствии реабилитированные; беженцы, вынужден­ные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздей­ствию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выб­росов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заклю­чения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места жительства; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, упот­ребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов; се­мьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; мно­годетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; моло­дые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормя­щие матери; самостоятельно проживающие выпускники детс­ких домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или остав­шиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и под­ростки; дети и подростки девиантного поведения; дети, испы­тывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в ус­ловиях, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся се­мьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклима­том, конфликтными отношениями, семьи, где родители педаго­гически несостоятельны; лица, имеющие психологические зат­руднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам.

Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе под­готовки социальных работников и в дальнейшей их профессио­нальной деятельности.

Речь здесь идет о таком содержании социальной политики, в котором реализуется социальное обслуживание людей в ши­роком плане. А это значит, что государство осуществляет (пря­мо и косвенно) деятельность по социально-экономической под­держке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адап­тации и реабилитации граждан и семей, находящихся в труд­ной жизненной ситуации.

Обычно социальную работу рассматривают как деятель­ность, направленную на оказание помощи, поддержки и т. Д. со­циально уязвимым группам населения. Однако социальную ра­боту можно (и нужно) рассматривать и как деятельность по пре­дупреждению негативных последствий в поведении, в жизне­деятельности отдельных личностей, групп, слоев, т. Е. профи­лактическая работа должна занять в социальной работе в це­лом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить “социальные болезни”, но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать по­мощь, к примеру безработным, а делать все возможное для пре­дотвращения безработицы, обучения людей, развития произ­водства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т. Д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентри­рованного выражения всех иных видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворе­нии их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждаю­щий характер.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимо­связаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообус­ловленными сторонами: научно-познавательной и практико­организационной. Социальная работа — это своеобразная фор­ма, способ реализации социальной политики, а социальная по­литика — стержень, ориентир социальной работы. В этом со­стоит их единство и различие. Последнее проявляется, в част­ности, в том, что социальная политика — более широкое поня­тие, определяющая сторона социальной работы, ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более ус­тойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социаль­ной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Како­ва социальная политика, такова и социальная работа. Реализа­ция содержания, форм и методов последней целиком и полнос­тью определяется социальной политикой. В то же время соци­альная работа — деятельность по социальной защите, поддер­жке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться (в конечном счете) на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.

Вопросы и задания

1. Что такое социальная политика?

2. Охарактеризуйте государство как основной субъект со­циальной политики.

3. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?

4. Назовите основные направления социальной политики государства.

5. Каковы основные задачи социальной политики на совре­менном этапе развития российского общества?

6. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие меж­ду социальной политикой и социальной работой?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: