Категории социальной работы. Объект и субъект социальной работы

В повседневной жизни мы пользуемся словами, теми или иными терминами, понятиями, категориями. Слово служит для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Термин как слово имеет оттенок специального научного значения. Система терминов, называемая терминологией, служит основой какого- либо научного знания. Понятие (с философской точки зрения) — это форма мышления, которая отражает существенные свойства и связи предметов и явлений. Наиболее важные, ключевые, фун­даментальные понятия какой-либо науки называются катего­риями.

Каждая наука имеет свою терминологию, свой понятийно­категориальный аппарат.

Понятийно-категориальный аппарат вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе возникновения и развития данной науки, так и понятия других (особенно близких) науч­ных дисциплин. Это относится и к социальной работе. В то же время, используя понятия родственных научных дисциплин, каждая отдельная наука придает им своеобразие, определен­ную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета. Достаточно, например, сравнить такие термины, как “адаптация”, “взаимоотношения”, “голодание”, “группа”, “ди­агностика”, “конфликт”, “личность”, “общение”, “реабилита­ция” и др. При совпадении сущностного содержания они тем не менее имеют свой подтекст, свои оттенки в философии, социо­логии, социальной работе, психологии, социальной медицине, педагогике и других науках.

В теории и практике социальной работы используются как междисциплинарные категории (“цель”, “клиент”, “помощь”, “государство”, “здоровье”, “правовой статус”, “бюджет”, “се­мья”), так и достаточно специфические категории, например, “трудная жизненная ситуация”, “социальная работа”, “соци­альная защита”, “социальная помощь”, “социальное обеспече­ние”, “социальное обслуживание”, “социальная поддержка”. Остановимся на некоторых специфических категориях социаль­ной работы.

“Трудная жизненная ситуация” — обстоятельства, нару­шающие или грозящие нарушением жизнедеятельности чело­века, группы или сообщества, которые не могут быть преодоле­ны без посторонней помощи.

“Социальная работа” — управление использованием ресур­сов человека (семьи, общности).

“Социальная защита” — представляет собой деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от соци­альных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельно­сти различных категорий населения, социальная защита обе­регает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.

“Социальная помощь” предполагает деятельность, возни­кающую только в моменты непосредственной нуждаемости, физических или психологических страданий: медицинская по­мощь, юридическая помощь, психологическая помощь.

“Социальное обеспечение” — социальная помощь, предпо­лагающая непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различно­го рода открытых и скрытых выплат.

“Социальное обслуживание” — деятельность по удовлет­ворению потребностей различных категорий в социальных ус­лугах — полезных действиях. В этом случае субъектами соци­альной работы используются кадровые и организационные (об­щественные) ресурсы.

“Социальная поддержка” направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с пред­ставителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необ­ходимая для него.

JI. В. Топчий категории и понятия, используемые в отече­ственных теориях социальной работы, структурирует и клас­сифицирует на основании следующих критериев.

В первую группу категорий и понятий включаются те из них, которые основаны на международном опыте разработки различных теорий, оказывающих существенное влияние на практику социальной работы. Эту группу базовых категорий и понятий относят к фундаментальным международным катего­риям и понятиям.

Во вторую группу относят категории и понятия, использу­емые в отечественных теориях социальной работы (общенауч­ные, междисциплинарные, собственные категории теории соци­альной работы). В то же время данную группу можно расчле­нить на основе таких критериев, как уровни социальной работы (первичные и вторичные), содержание (организация социаль­ной работы с различными категориями населения; организация социальной работы в различных секторах социальной сферы и производства, социальная защита, образование, здравоохране­ние, пенитенциарная подсистема и др.), организация социаль­ной работы в специфических особо сложных ситуациях (эколо­гические и техногенные катастрофы, военные и этнические кон­фликты, социально-экономические кризисы и проч.).

Структурирование категорий и понятий согласно JI. В. Топчему осуществляется на основе отражения сущности профес­сиональной и непрофессиональной социальной работы. Такой подход позволяет говорить об использовании в отечественных теориях социальной работы таких категорий, которые не явля­ются специфическими категориями теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками, категорий, которые по существу являются понятиями теории социальной работы, но используются другими науками, наконец, применение категорий и понятий, являющихся соб­ственными категориями социальной работы, и этот факт при­знается другими науками.

На основе представленных критериев JI. В. Топчий выде­ляет следующие группы основных категорий и понятий теории социальной работы, которая сформировалась в России в после­днее десятилетие.

Во-первых, в отечественных учебниках и учебных пособи­ях используются международные категории социальной рабо­ты. Это такие категории и понятия, как “социальная работа”, “структурная социальная работа”, “профессиональная соци­альная работа”, “профессия “социальная работа”, “модели со­циальной работы”, “клиническая социальная работа”, “семей­ная терапия”, “консультирование”, “индивидуальная соци­альная работа”, “групповая социальная работа”, “психосоциаль­ная работа”, “технология вмешательства” и др. Необходимо за­метить, что зарубежные термины следует употреблять лишь тогда, когда русскими словами нельзя выразить суть явления или процесса. Термин всегда должен отражать суть вопроса.

Во-вторых, категории и понятия, используемые в отече­ственных парадигмах социальной работы, можно подразделить на три группы. Как правило, в учебниках и учебных пособиях по теории социальной работы используются базовые общена­учные категории, которые имеют междисциплинарный харак­тер. Первая группа — “человек”, “личность”, “социальная сфе­ра”, “социальная группа”, “семья”, “дети”, “молодежь”, “пожи­лые и старые люди”, “население”, “социальные отношения”, “социальное поле”, “социальная деятельность”, “социальная активность”, “социализация личности”, “социальные конфлик­ты”, “типы социальности”, “становление социальности”, “само­реализация индивидуума” и др.

Во вторую группу можно отнести категории и понятия, на­ходящиеся на стыке (пограничные) с содержанием понятий дру­гих научных дисциплин, нередко они являются производными категориями. Это “социальная реабилитация”, “психосоциаль­ная работа”, “социально-медицинские услуги”, “психосоциаль­ная терапия”, “социальные патологии”, “социальное здоровье”, “семейный патронат”, “семейный патронаж”, “социальное пра­во” и др.

И, наконец, третья группа — специфические категории, ко­торые являются собственными категориями теории социальной работы. К собственным категориям и понятиям отечественной теории социальной работы можно отнести такие, как “соци­альная защита”, “социальная поддержка”, “социальная по­мощь”, “социальное обеспечение”, “социальное обслуживание”, “социальное страхование”, “специалист социальной работы”, “социальный работник”, “социальные сети”, “благотворитель­ность”, “общественное призрение”, “социальные службы”, “со­циальное обслуживание” и др.

Е. И. Холостова утверждает, что содержане любой науки составляют базовые категории (“несущие” понятия, которые и определяют ее предмет), принципы и закономерности. В дан­ном плане Е. И. Холостова прежде всего выделяет такие группы категорий социальной работы:

- категории, которые не являются специфическими в тео­рии социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что явления, обозначаемые этими категориями, должны рассматриваться каж­дой наукой исходя из ее предмета). Например, “социальное”, “со­циализация”, “социальная субъектность”, “социальная деятель­ность”, “социальная активность”, “социальные отношения” и др.;

- категории, являющиеся прежде всего категориями соци­альной работы, но используемые и другими науками. Например, “психосоциальная работа”, “социальная реабилитация”, “соци­альное благополучие” и т. д.;

- категории, являющиеся собственно категориями социаль­ной работы. Например, “призрение нуждающихся”, “благотво­рительность”, “волонтерство”, “меценатство”, “социальное обес­печение”, “социальное страхование”, “социальная биография”, “социальный работник”, “социальные сети” и др.

Предложенные классификации основных категорий соци­альной работы имеют относительный характер и являются от­ражением процесса становления социальной работы в услови­ях российской действительности. По мере развития теории со­циальной работы и ее различных видов, накопления данных эмпирических исследований и опыта практической социальной работы система категорий будет обогащаться, уточняться и рас­ширяться. Приведенные определения можно при необходимос­ти изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.

Социальная работа — универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории и методики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными.

Эта взаимосвязь и взаимообусловленность предопределя­ются, прежде всего, объектами этих наук: общество, его струк­турные образования, человек как биопсихосоциальное существо. В то же время любая научная дисциплина изучает человека с учетом собственных объекта, предмета и функций. Отсюда вы­текает разная субординация и соподчиненность социальной ра­боты и других дисциплин.

В качестве объектов социальной работы можно также рас­сматривать сферы жизнедеятельности. Среди них важнейши­ми являются:

- сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры;

- городские и сельские, а также промежуточные формы расселения;

- сфера здравоохранения;

- сфера образования;

- сфера культуры;

- культурно-досуговая сфера;

- силовые структуры общества;

- пенитенциарная система;

- социально-этническая среда;

- сфера бытового обслуживания.

В каждой из этих сфер с учетом их специфики решаются вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, ока­зания помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей, а также всех групп и слоев населения, свя­занных прямо или косвенно с этими сферами.

Социальная деятельность базируется на различных гума­нитарных и демократических идеалах. В основе имеется пять аспектов: социально-экономический, географический, полити­ческий, культурный, духовный.

Социально-экономический аспект. Основными чаяниями чело­века являются надлежащие условия жизни, доступ к трудовой де­ятельности, системам здравоохранения и образования, к системам социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степе­ни от справедливого распределения имеющихся ресурсов.

Географический аспект. Вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, региона, муниципалитета.

Политический аспект. Каждая страна имеет свою полити­ческую систему. Эта система определяет условия осуществле­ния практической деятельности в зависимости от того, являет­ся она либеральной или репрессивной, социалистической, соци­ал-демократической или капиталистической.

Культурный аспект. Должны учитываться традиции, убежде­ния, чаяния и культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран.

Духовный аспект. В любом обществе, где проводится соци­альная работа, существует своя система ценностей. С точки зре­ния социальной работы, работы с конкретным человеком (в груп­пе лиц и т. д.), а также развития системы ценностей самих соци­альных работников очень важно принимать во внимание духов­ный мир, ценности, философию, этику, а также чаяния и идеа­лы тех, с кем они работают.

Н.Ф. Басов определяет, что объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной ло­кализованной территории (полностью или частично). Отличи­тельной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоро­вья со стойким расстройством функций организма, обусловлен­ное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при­водящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность вы­полнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утра­та лицами в возрасте до 18 лет родителей вследствие смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций над­зора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва отношений между ребенком и семьей); малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспо­собных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработ­ка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определен­ного места жительства (фактическое отсутствие социально при­емлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушение человеческого “микромира”, что проявляется в ски­таниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновения супру­гов, детей и родителей, вызванные трудноразрешимыми проти­воречиями, связанными с противоборством и острыми эмоцио­нальными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренеб­режение жизненными нуждами); одиночество (субъективное со­стояние, показывающее раскол сети отношений и связей внут­реннего мира личности).

П. Д. Павленок к объектам социальной работы относит лю­дей, нуждающихся в посторонней помощи: пожилые и преста­релые люди; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, — беду; под­ростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преоб­разования. Отличительным свойством субъекта становится нали­чие у него цели — предполагаемого результата. В качестве субъек­та социальной работы рассматривают, как правило, отдельных ра­ботников социальных служб с некоторой долей условности — соци­альные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественные организации, коммерческие) учреждения.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выпол­няют субъекты социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее со­циальную политику. Это и благотворительные организации, об­щества милосердия типа Общества Красного Креста и Красно­го Полумесяца. Это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педа­гогов и социальных работников, Союз офицеров и др.

Но главным субъектом социальной работы являются, ра­зумеется, не организации, не объединения, а люди, занимаю­щиеся социальной работой профессионально или на обществен­ных началах.

Профессиональных социальных работников не так много. Всего в мире их насчитывается около 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность “Социальный работник”. В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено не­сколько десятков тысяч профессионалов.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном за­нимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосред­ственно оказывает социальную помощь. Их условно можно на­звать практическими социальными работниками.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте специфические категории в социаль­ной работе.

2. Категории из каких наук наиболее часто используются в социальной работе?

3. Какова отличительная черта объектов социальной работы?

4. Какие категории населения можно назвать объектами социальной работы?

5. Охарактеризуйте субъекты социальной работы.

6. Кого можно назвать профессиональным социальным ра­ботником?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: