В повседневной жизни мы пользуемся словами, теми или иными терминами, понятиями, категориями. Слово служит для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Термин как слово имеет оттенок специального научного значения. Система терминов, называемая терминологией, служит основой какого- либо научного знания. Понятие (с философской точки зрения) — это форма мышления, которая отражает существенные свойства и связи предметов и явлений. Наиболее важные, ключевые, фундаментальные понятия какой-либо науки называются категориями.
Каждая наука имеет свою терминологию, свой понятийнокатегориальный аппарат.
Понятийно-категориальный аппарат вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе возникновения и развития данной науки, так и понятия других (особенно близких) научных дисциплин. Это относится и к социальной работе. В то же время, используя понятия родственных научных дисциплин, каждая отдельная наука придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета. Достаточно, например, сравнить такие термины, как “адаптация”, “взаимоотношения”, “голодание”, “группа”, “диагностика”, “конфликт”, “личность”, “общение”, “реабилитация” и др. При совпадении сущностного содержания они тем не менее имеют свой подтекст, свои оттенки в философии, социологии, социальной работе, психологии, социальной медицине, педагогике и других науках.
|
|
В теории и практике социальной работы используются как междисциплинарные категории (“цель”, “клиент”, “помощь”, “государство”, “здоровье”, “правовой статус”, “бюджет”, “семья”), так и достаточно специфические категории, например, “трудная жизненная ситуация”, “социальная работа”, “социальная защита”, “социальная помощь”, “социальное обеспечение”, “социальное обслуживание”, “социальная поддержка”. Остановимся на некоторых специфических категориях социальной работы.
“Трудная жизненная ситуация” — обстоятельства, нарушающие или грозящие нарушением жизнедеятельности человека, группы или сообщества, которые не могут быть преодолены без посторонней помощи.
“Социальная работа” — управление использованием ресурсов человека (семьи, общности).
“Социальная защита” — представляет собой деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения, социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.
“Социальная помощь” предполагает деятельность, возникающую только в моменты непосредственной нуждаемости, физических или психологических страданий: медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь.
|
|
“Социальное обеспечение” — социальная помощь, предполагающая непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.
“Социальное обслуживание” — деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий в социальных услугах — полезных действиях. В этом случае субъектами социальной работы используются кадровые и организационные (общественные) ресурсы.
“Социальная поддержка” направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необходимая для него.
JI. В. Топчий категории и понятия, используемые в отечественных теориях социальной работы, структурирует и классифицирует на основании следующих критериев.
В первую группу категорий и понятий включаются те из них, которые основаны на международном опыте разработки различных теорий, оказывающих существенное влияние на практику социальной работы. Эту группу базовых категорий и понятий относят к фундаментальным международным категориям и понятиям.
Во вторую группу относят категории и понятия, используемые в отечественных теориях социальной работы (общенаучные, междисциплинарные, собственные категории теории социальной работы). В то же время данную группу можно расчленить на основе таких критериев, как уровни социальной работы (первичные и вторичные), содержание (организация социальной работы с различными категориями населения; организация социальной работы в различных секторах социальной сферы и производства, социальная защита, образование, здравоохранение, пенитенциарная подсистема и др.), организация социальной работы в специфических особо сложных ситуациях (экологические и техногенные катастрофы, военные и этнические конфликты, социально-экономические кризисы и проч.).
Структурирование категорий и понятий согласно JI. В. Топчему осуществляется на основе отражения сущности профессиональной и непрофессиональной социальной работы. Такой подход позволяет говорить об использовании в отечественных теориях социальной работы таких категорий, которые не являются специфическими категориями теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками, категорий, которые по существу являются понятиями теории социальной работы, но используются другими науками, наконец, применение категорий и понятий, являющихся собственными категориями социальной работы, и этот факт признается другими науками.
На основе представленных критериев JI. В. Топчий выделяет следующие группы основных категорий и понятий теории социальной работы, которая сформировалась в России в последнее десятилетие.
Во-первых, в отечественных учебниках и учебных пособиях используются международные категории социальной работы. Это такие категории и понятия, как “социальная работа”, “структурная социальная работа”, “профессиональная социальная работа”, “профессия “социальная работа”, “модели социальной работы”, “клиническая социальная работа”, “семейная терапия”, “консультирование”, “индивидуальная социальная работа”, “групповая социальная работа”, “психосоциальная работа”, “технология вмешательства” и др. Необходимо заметить, что зарубежные термины следует употреблять лишь тогда, когда русскими словами нельзя выразить суть явления или процесса. Термин всегда должен отражать суть вопроса.
|
|
Во-вторых, категории и понятия, используемые в отечественных парадигмах социальной работы, можно подразделить на три группы. Как правило, в учебниках и учебных пособиях по теории социальной работы используются базовые общенаучные категории, которые имеют междисциплинарный характер. Первая группа — “человек”, “личность”, “социальная сфера”, “социальная группа”, “семья”, “дети”, “молодежь”, “пожилые и старые люди”, “население”, “социальные отношения”, “социальное поле”, “социальная деятельность”, “социальная активность”, “социализация личности”, “социальные конфликты”, “типы социальности”, “становление социальности”, “самореализация индивидуума” и др.
Во вторую группу можно отнести категории и понятия, находящиеся на стыке (пограничные) с содержанием понятий других научных дисциплин, нередко они являются производными категориями. Это “социальная реабилитация”, “психосоциальная работа”, “социально-медицинские услуги”, “психосоциальная терапия”, “социальные патологии”, “социальное здоровье”, “семейный патронат”, “семейный патронаж”, “социальное право” и др.
И, наконец, третья группа — специфические категории, которые являются собственными категориями теории социальной работы. К собственным категориям и понятиям отечественной теории социальной работы можно отнести такие, как “социальная защита”, “социальная поддержка”, “социальная помощь”, “социальное обеспечение”, “социальное обслуживание”, “социальное страхование”, “специалист социальной работы”, “социальный работник”, “социальные сети”, “благотворительность”, “общественное призрение”, “социальные службы”, “социальное обслуживание” и др.
Е. И. Холостова утверждает, что содержане любой науки составляют базовые категории (“несущие” понятия, которые и определяют ее предмет), принципы и закономерности. В данном плане Е. И. Холостова прежде всего выделяет такие группы категорий социальной работы:
- категории, которые не являются специфическими в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что явления, обозначаемые этими категориями, должны рассматриваться каждой наукой исходя из ее предмета). Например, “социальное”, “социализация”, “социальная субъектность”, “социальная деятельность”, “социальная активность”, “социальные отношения” и др.;
|
|
- категории, являющиеся прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками. Например, “психосоциальная работа”, “социальная реабилитация”, “социальное благополучие” и т. д.;
- категории, являющиеся собственно категориями социальной работы. Например, “призрение нуждающихся”, “благотворительность”, “волонтерство”, “меценатство”, “социальное обеспечение”, “социальное страхование”, “социальная биография”, “социальный работник”, “социальные сети” и др.
Предложенные классификации основных категорий социальной работы имеют относительный характер и являются отражением процесса становления социальной работы в условиях российской действительности. По мере развития теории социальной работы и ее различных видов, накопления данных эмпирических исследований и опыта практической социальной работы система категорий будет обогащаться, уточняться и расширяться. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.
Социальная работа — универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории и методики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными.
Эта взаимосвязь и взаимообусловленность предопределяются, прежде всего, объектами этих наук: общество, его структурные образования, человек как биопсихосоциальное существо. В то же время любая научная дисциплина изучает человека с учетом собственных объекта, предмета и функций. Отсюда вытекает разная субординация и соподчиненность социальной работы и других дисциплин.
В качестве объектов социальной работы можно также рассматривать сферы жизнедеятельности. Среди них важнейшими являются:
- сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры;
- городские и сельские, а также промежуточные формы расселения;
- сфера здравоохранения;
- сфера образования;
- сфера культуры;
- культурно-досуговая сфера;
- силовые структуры общества;
- пенитенциарная система;
- социально-этническая среда;
- сфера бытового обслуживания.
В каждой из этих сфер с учетом их специфики решаются вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказания помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей, а также всех групп и слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами.
Социальная деятельность базируется на различных гуманитарных и демократических идеалах. В основе имеется пять аспектов: социально-экономический, географический, политический, культурный, духовный.
Социально-экономический аспект. Основными чаяниями человека являются надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения и образования, к системам социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов.
Географический аспект. Вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, региона, муниципалитета.
Политический аспект. Каждая страна имеет свою политическую систему. Эта система определяет условия осуществления практической деятельности в зависимости от того, является она либеральной или репрессивной, социалистической, социал-демократической или капиталистической.
Культурный аспект. Должны учитываться традиции, убеждения, чаяния и культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран.
Духовный аспект. В любом обществе, где проводится социальная работа, существует своя система ценностей. С точки зрения социальной работы, работы с конкретным человеком (в группе лиц и т. д.), а также развития системы ценностей самих социальных работников очень важно принимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, а также чаяния и идеалы тех, с кем они работают.
Н.Ф. Басов определяет, что объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет родителей вследствие смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва отношений между ребенком и семьей); малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактическое отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушение человеческого “микромира”, что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновения супругов, детей и родителей, вызванные трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренебрежение жизненными нуждами); одиночество (субъективное состояние, показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).
П. Д. Павленок к объектам социальной работы относит людей, нуждающихся в посторонней помощи: пожилые и престарелые люди; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, — беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.
Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели — предполагаемого результата. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб с некоторой долей условности — социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественные организации, коммерческие) учреждения.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняют субъекты социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.
Профессиональных социальных работников не так много. Всего в мире их насчитывается около 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность “Социальный работник”. В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессионалов.
Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте специфические категории в социальной работе.
2. Категории из каких наук наиболее часто используются в социальной работе?
3. Какова отличительная черта объектов социальной работы?
4. Какие категории населения можно назвать объектами социальной работы?
5. Охарактеризуйте субъекты социальной работы.
6. Кого можно назвать профессиональным социальным работником?