Социальная работа как наука, теория; научные школы социальной работы

Идея освоения зарубежного опыта в области теории и прак­тики социальной работы и развития отечественных научных взглядов, позиций на социальное обслуживание населения в современных условиях перехода к рыночным отношениям в России возникла своевременно и именно в тот период, когда об­щество в ней наиболее остро нуждалось, когда исследователи, приверженные идеям социальной справедливости, добра и чес­ти, не могли остаться в стороне от развернувшегося кардиналь­ного изменения в обществе. Эти исследователи хорошо понима­ли, что опора на мировой опыт в области социальной работы не означает отрицание собственных традиций в профессиональной деятельности различных категорий людей, поставленных в уни­зительное и бесправное положение, что социальная работа в России имеет глубокие корни и свои традиции (общественное и государственное призрение, соборность и благотворительность, православная духовность и другие ценности народов, населяю­щих нашу страну), а потому слепое копирование наработанного исследователями других стран далеко не всегда приемлемо для российской обстановки и отечественного менталитета.

Первые теоретические исследования социальной работы были выполнены учеными в этой области науки: А. Г. Асмоловым, JI. В. Бадя, С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, С. И. Григорь­евым, JI. Г. Гусляковой. Н. С. Данакиным, В. И. Жуковым, И. Г. Зайнышевым, И. А. Зимней, А. А. Козловым, В. В. Колко- вым, В. А. Никитиным, П. Д. Павленком, А. М. Пановым, А.С. Сорвиной. JI. В. Топчим, М. Ф. Фирсовым, Е. И. Холостовой, Б. К. Шапиро, Т. В. Шеляг, Н. Б. Шмелевой, В. Н. Ярской и др.

Они предприняли попытку определить категориальный аппарат, предмет и объект социальной работы, ее взаимосвязь с другими науками, отразить роль и значение социальной рабо­ты в обществе и личности профессионала в этой деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что теория социальной работы как научное направление имеет объект, предмет, методы иссле­дования, но отражает прикладной характер.

В данном пособии мы опираемся на их точки зрения, обоб­щаем их подходы в разработке теоретических аспектов соци­альной работы.

Отличительной чертой социальной работы как теории явля­ется то, что она получила свое собственное развитие после при­знания социальной работы как профессии. Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, свое­образную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биоло­гических и социальных факторов. Новая теория создавалась как результат настоятельной потребности общества в научно-теоре­тических исследованиях в области социального развития и взаи­моотношений между личностью и обществом на новом социаль­но-политическом и экономическом этапе развития общества, а также учитывая потребности в научно- методологических и прак­тических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

Социальная работа как теория находится на стыке традицион­ных направлений: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики, антропологии, этики и др. В число ее про­блем входят специфические исследования, связанные с соотноше­нием социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а также с ответственностью общества за адекватное развитие личности. Таким образом, тематика исследований в обла­сти социальной работы достаточно широка и определяется рамка­ми сложной системы: “социальная среда — человек”.

Методология социальной работы подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимо клиента присутствует и сам социальный работник, а также социального контекста, в рамках которого происходит взаимодействие социального ра­ботника и клиента, структуры социальной работы и принципов функционирования отрасли. Большое внимание в социальной работе уделяется изучению и разработке технологий, т. е. спо­собов и методов конкретной практической социальной работы с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в со­циальных услугах. Особое место занимает разработка превен­тивных и коррекционных технологий, направленных на предот­вращение или исправление социальных болезней и девиаций.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. Становление социальной работы как науки еще продолжается, поэтому разные точки зрения на указанные компоненты являются лишь предвари­тельными, дискуссионными суждениями.

П. Д. Павленок определяет следующие основные закономер­ности социальной работы:

- взаимосвязь социальных процессов в обществе, социаль­ной политики и социальной работы;

- обусловленность содержания, форм и методов социаль­ной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельнос­ти различных групп, общностей, индивидов;

- решение социальных проблем через личностные потреб­ности и интересы клиентов;

- зависимость результативности социальной работы от про­фессионализма и нравственных качеств специалистов, возмож­ностей социальной системы государства и общества.

Исходя из того, что социальная работа является универ­сальным видом деятельности, а как наука она органично связа­на с целым комплексом других наук, можно выделить несколь­ко групп основных принципов теории социальной работы.

Это общефилософские принципы: детерминизм, отраже­ние, развитие. Общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная зна­чимость. Наконец, специфические принципы социальной рабо­ты. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании прин­ципов (их состава и содержания).

Назовем (как один из вариантов возможного решения про­блемы) эти принципы социальной работы с учетом их класси­фикации.

Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию обще­ственных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

К числу психолого-педагогических принципов можно отне­сти модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (при­влекательность), доверие, рефлексию.

Группу методических принципов составляют дифференци­рованно-гуманистический подход, преемственность, последова­тельность, непрерывность, интегративность, целостность и др.

Организационными принципами являются всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, явля­ются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, выделяют социально-психологические, педагогические, экономические, правовые, медико-социальные, административ­но-управленческие и др.

Итак, многие десятилетия ведутся споры, имеющие при­кладной характер: социальная работа — это наука, теория, научно-теоретическое направление? Ответ на данный вопрос сло­жен и пока не однозначен.

Но вместе с тем за эти десятилетия состоялись научные школы (В. Г. Бочарова, Н. Ш. Валеева, В. И. Жуков, И. А. Зим­няя, Л. Г. Лаптев, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, М. Б. Рамаза­нов, Е. В. Смирнова-Ярская, Л. В. Топчий, М. В. Фирсов,

В. А. Фокин, Е. И. Холостова, Т. В. Шеляг), которые занимаются вопросами теории, методики, технологий деятельности социаль­ной работы (см. Персоналий).

Вопросы и задания

1. На пересечении каких наук базируется социальная ра­бота?

2. Перечислите ученых, которыми были выполнены первые теоретические исследования в области социальной работы.

3. Назовите закономерности социальной работы.

4. Раскройте основные принципы теории социальной работы.

5. Кто из ученых являются основателями научной школы в сфере социальной работы?

6. Как вы считаете, социальная работа — это наука, теория или научно-теоретическое направление?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: