Работа железнодорожного транспорта Нижнего Поволжья в военные годы

Уже в пер­вые дни после нападения Японии на Россию (28 января 1904 г.) у жителей Саратова и губернии, к которой относился до 1918 г. Царицын проявилось единодушное желание − понести все жертвы на общую пользу. Отовсюду стали поступать известия о материальных пожертвованиях на военные нужды. Многочисленные обращения в Управление Рязано-Уральской железной дорогой (РУЖД), расположенное в Саратове, с желанием принести посильные пожертво­вания для помощи раненным на войне, семьям погибших воинов и на другие нуж­ды, подвигли Управляющего РУЖД Д. П. Кандаурова организовать помощь фронту.

РУЖД также была мобилизована работать на войну. 12 февраля 1904 г. в по­мещении школы-церкви на станции Саратов II состоялось собрание служащих управления и линий дороги для обсуждения вопроса о пожертвованиях на нужды военного времени.

При голосовании представителей дороги, из 79 поданных голосов, 50 человек выска­зались за организацию санитарного поезда РУЖД из 16 вагонов для перевозки 250 легко раненных и 50 тяжело раненных воинов. Этому способствовало согла­сие Правления РУЖД на изъятие вагонов с линий и оплату обслуживания поезда, как за командировку.

О состоявшемся постановлении послали телеграмму министру путей сообще­ния с просьбой «повергнуть перед Его Императорским Величеством Государем Императором верноподданнические чувства служащих Ряз.-Ур. ж. д.». Правле­ние РУЖД, в свою очередь, открыло кредит в размере 15 тыс. руб. на оборудова­ние поезда. Казначей исполнительного комитета обратился к читателям журнала «…с убедительной просьбой единодушно присоединиться к решению большин­ства делегатов», так как, по расчётам, для нужд армии нужно было снарядить более 30 санитарных поездов, а на линии к этому времени действовал лишь один, сформированный великой княжной Марией Павловной. Предложение о санитар­ном поезде РУЖД поддержали более 18 тысяч служащих и мастеровых[63].

К пожертвованиям служащих присоединялись и подённые рабочие железной дороги, не имевшие возможности отчислять определённый процент из заработка, как служащие из жалования. Поэтому для них проводились кружечные сборы. В сбор средств включились и дети.

16 марта 1904 г. комитет по сооружению поезда постановил ходатайствовать о присвоении поезду имени «Военно-санитарный поезд Служащих и Общества Рязано-Уральской железной дороги» и о принятии его под покровительство императ­рицы, а на следующий день утвердил штаты для обслуживания поезда: старший врач (закрытой баллотировкой был выбран врач Константин Евдокимович Качурин), 2 младших врача, 1 старший и 3 младших фельдшера, 5 сестёр милосердия во главе со старшей, надзиратель, 18 санитаров, поездная прислуга в количестве 6 человек и три повара. Весь персонал предполагалось составить из служащих дороги, причём содержание сестёр милосердия, санитаров и поваров на счёт ко­митета, поездной бригады за счёт дороги. Саратов также готовился к приёму ра­неных.

Оборудование вагонов обошлось примерно в 10 тыс. рублей. Ещё 3 тыс. руб. затратили на устройство брезентовых переходов между вагонами (гармошек), покупку нужного количества образов и фильтров для воды по одному на два вагона.

Поезд, с личным составом из 41 человека, предоставлялся в распоряжение военного ведомства до 1 мая 1905 г. или на более короткий срок. О более продолжительных военных действиях даже не задумывались[64].

9 июня 1904 г. в 5 ч. 40 мин. утра, по воинскому графику, санитарный поезд отправил­ся в путь. Из-за раннего времени торжество проводов состоялось накануне вече­ром. Поезд получил наименование 885 эшелона и был подан к саратовскому во­кзалу. 12 июля, по прибытию в Харбин, было получено первое назначение.

По отзыву главноуполномоченного Красного Креста генерала Трепова пре­красно оборудованный поезд РУЖД считался одним из лучших.

Связь с поездом поддерживалась в различных формах. Персонал довольно регулярно получал из Саратова номера журнала «Вестник Саратовского отделения Императорского Русского Технического Общества», из которых узнавал о мест­ных новостях. В свою очередь поездные корреспонденты, переписываясь со своими родственниками и знакомыми, вместе с письмами отправляли фотографи­ческие карточки, сделанные на местах стоянок. В конце октября комитет в Саратове принимает решение выделить часть средств на приобретение подарков к празднику Рождества персоналу и раненым, находящимся в поезде, а недостающее собрать среди жён служащих дороги, на что откликнулось очень много лиц. В подарок были приготовлены кисеты, табак, махорка, папиросы, сигареты, мыло, бельё и тёплая одежда, средства личной ги­гиены, бумага и конверты, сухие фрукты и сладости и пр. и пр. Такого рода материальные весточки из родных мест, вместе с личными посылками, с благодарностью были приняты в санитарном поезде. 19 ноября было отправлено 93 пуда подарков, но гражданский груз дошёл до адресата лишь 5 февраля 1905 г

С 28 ноября по 7 декабря 1904 г. поезд ремонтировался во Владивостоке, а на фронт прибыл ещё один санитарный состав, по предложению МПС сформированный Управлением РУЖД и 9 ноября принятый военным ведомством, отметившим, что «всё оборудование поезда свидетельствует о глубоком сочувствии ряз.-ур. до­роги делу помощи больным и раненым». Поезд получил наименование «31-го Си­бирского Военно-санитарного поезда»[65].

Ко­мендант поезда подвел некоторые итоги: «За период времени от 12 июля 1904 г. по 12 января 1905 г. вверенным мне военно-санитарным Имени Вашего Императорского Величества поездом перевезено раненых: генералов 1, штаб-офицеров 5, обер-офицеров 77, нижних чинов 1076; больных: генералов 1, штаб-офицеров 9, обер-офицеров 175, врачей и военных чиновников 22, священников 2, сестёр милосердия 5, чиновников гражданского ведомства 8, нижних чинов 3048, китайцев 2 и раненых японцев нижних чинов 8». За полгода почти 4,5 тыся­чи человек. Но и людских потерь было много. В середине марта 1905 г. саратов­ский комитет выделил 7 тыс. руб. на оборудование ещё трёх вагонов для санитар­ного поезда, которому через две недели было предписано отправится для очередного ремонта в Тамбов, попутно доставив партию раненых в Москву (уже двадцатую) [66].

24 июня 1905 года отремонтированный поезд снова отправился на Восток, но в комитет по сбору средств, жертвуемых на нужды военного времени, стали посту­пать в значительном количестве заявления служащих дороги об отказе от пожерт­вований. Страну и, конечно, железные дороги беспрестанно лихорадили забастов­ки и стачки. Выдвигались политические и экономические требования, происходили восстания. С 12 часов дня 3 сентября 1905 г. вступило в силу пере­мирие.

Комитет санитарного поезда после его возвращения в Саратов в заседании 28 ноября 1905 г. постановил осво­бодить персонал поезда от служебных обязанностей с первого декабря 1905 г. Вагоны санитарного поезда в вагонных мастерских переделали для повсе­дневных нужд железной дороги[67]. 1905 год закончился. Закончилась и история са­нитарного поезда служащих РУЖД.

1 августа 1914 года началась Первая мировая война империалистических держав с целью нового передела мира. Ее истоки лежали в острейших политических противоречиях великих держав. В связи с войной резко ухудшилась и без того напряженная ситуация в стране. Начались антивоенные выступления, уже в ноябре 1914 года в Саратове и других населенных пунктах большевики распространили прокламации, в которых провозглашалось: «Долой войну! Долой самодержавие», «Да здравствует революция!»[68].

Много хлопот властям доставила забастовка, вспыхнувшая 25 февраля 1915 года в столярном цехе паровозного депо Царицын Юго-Восточной дороги. Ее активно поддерживали рабочие механического цеха, слесари ремонта паровозов, котельщики, машинисты, их помощники. И хотя забастовка продолжалась двое суток, движение поездов полностью приостановилось. Курсировал лишь раз в сутки единственный пассажирский поезд Царицын – Грязи[69].

Администрации пришлось частично удовлетворить требования рабочих – повысить зарплату кочегарам, уборщикам смотровых канав, промывальщикам.

Руководители забастовки были взяты под надзор железнодорожной жандармерией, лишены права выезда из города и обязаны были ежедневно в 5 часов вечера являться в жандармское управление на отметку.

В настоящий смотр сил пролетариата вылились маевки 1915 года. Они были хорошо спланированы. Так, участник маевки за Ельшанской горой в районе станции Садовая, телеграфист этой станции С. И. Кузьмичев в своих воспоминаниях писал, что накануне маевки ему вручили 20 прокламаций за подписью «Организационный комитет РСДРП г. Царицына». Он распространил их 30 апреля среди машинистов депо Волжская. На другой день на маевку собралось около трех с половиной тысяч человек, среди которых преобладали железнодорожники. Маевка закончилась в пять часов вечера дружным пением революционных песен. Отличалась она от других таких маевок ярко выраженными политическими требованиями и лозунгами. И это стало особой приметой тех лет. Примером может служить забастовка рабочих депо Царицын, состоявшаяся в конце 1916 г. Организовали забастовку Родин, Савкин, Кузнецов, Синицын. К деповским мастеровым примкнули рабочие и служащие всех служб станции. На митинге рабочие прямо заявляли о необходимости свержения царизма, по вине которого страна зашла в тупик. К 1916 году ухудшилось социально-экономическое положение в стране, усугублявшееся тяжелой войной с Германией. Во многих городах редела рабочая окраина: многих рабочих забрали на фронт. Вместо мобилизованных в основном работали женщины и старики. А помощниками часто становились подростки, гонимые голодом на непосильную работу. В Царицын, в Бекетовку пришел голод.

И все-таки власть всеми мерами боролась против назревавшей революционной ситуации. Свирепствовала железнодорожная жандармерия, вела пристальное наблюдение за «неблагонадежными» рабочими и служащими. В архиве бывшего жандармского управления Юго-Восточной железной дороги найден еще в феврале 1916 г. список железнодорожных рабочих и служащих, которые подлежали аресту «при могущих возникнуть беспорядках».

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война значительно повли­яла на состояние железных дорог России. Ряд защитных военных сооружений на фронтах строились из шпал и рельсов. Вагонный парк использовался для эвакуации людей и предприятий. Многие стан­ции России оказались буквально закупоренными вагонами с эваку­ированными. Одновременно произошло изменение потоков продовольст­вия. Поступать они могли только из Сибири, Средней Азии, восточных районовимперии. Железнодорожный транспорт с такими перевозками справиться не мог. Наступал голод, особенно в больших городах.

Провалы внешней и внутренней политики царизма привели к во­енным поражениям, хозяйственной разрухе и голоду в стране, а за­тем — к Февральской революции 1917 г., отречению царя Николая II от престола. Весть о свержении самодержавия пришла в Царицын 1 марта 1917 г. (по старому стилю). Рабочие и расквартированные в городе солдаты освободили арестованных из тюрьмы и с гауптвах­ты, разгромили полицейские участки. Жандармов и полицейских аре­стовали. Была разоружена полиция в Ольховке, Фролово и других населенных пунктах[70]. Так же поступали железнодорожники Цари­цынского узла. На станции Бекетовская, например, были разоруже­ны станционные жандармы Шостак и Кузьменко, после чего им было предложено немедленно покинуть поселок[71].

Октябрьская социалистическая революция привела к власти большевиков. Произошёл слом старого механизма государственного управления. Часть жандармских чинов ушла воевать за Белое движение, другие покинули Родину, определённое число оставалось в России в ожидании дальнейшей своей участи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: