Участие железнодорожников региона в революционных событиях и в установлении Советской власти в регионе

Последующее развитие событий показало неспособность Николая II по настоящему разобраться в сложившейся ситуации. К началу 1917 года на вершине политического олимпа России при его активном участии оказались только «правые силы».

К началу 1917 года страна около двух лет жила в условиях экономического кризиса, более года в условиях хозяйственной разрухи и примерно столько же времени «кормилась» ставшими уже привычными политическими склоками власть имущих. Несмотря на это, для многих государственных деятелей Росси февральская революция началась незаметно: они были глубоко убеждены в нереальности социального взрыва пока идет война.

Крайняя нужда народа, измученного войной, и небывалая дискредитация власти в глазах всего общества определили стремительное развитие революционных событий. Чуть более двух недель (с 14 по 27 февраля) потребовалось восставшим, чтобы довести революцию в Петрограде до победного конца, 23 февраля революция победила в Москве, а в течении марта – по всей стране. Попытки царского правительства подавить революцию, или хотя бы приостановить ее расползание по стране и на фронт, заканчивалась неудачами. Мало кому хотелось защищать прогнивший николаевский режим. На сторону оппозиции переходили все, даже те, кто с гордостью причислял себя когда-то к российской аристократии или считал за честь быть когда то членом черносотенных союзов.

О свержении самодержавия в Царицыне стало известно 1 марта 1917 г. В Царицыне начались стихийные аресты полицейских и жандармов. Рабочие освобождали из тюрем политических заключенных. Стала разгораться яростная борьба за власть. Местная знать стремилась сдержать революционный порыв царицынцев. Меньшевики – члены военно-промышленного комитета совместно с эсерами взяли в свои руки создание Совета. Рабочие города тоже посылали своих представителей в Совет рабочих депутатов. От Царицынского железнодорожного узла были избраны железнодорожники И. Г. Родин, И. Е. Родин, И. Е. Кузнецов и другие. На деле осуществлялись слова из рабочего гимна: «Кто был ни чем, тот станет всем»[72]. Вслед за ним 5 марта образовался гарнизонный Совет солдатских депутатов, в котором преобладали эсеры. 16 апреля образовался объединенный Царицынский совет рабочих и солдатских депутатов. Большинство в нем составляли меньшевики. Председателем исполкома Царицынского Совета рабочих и солдатских депутатов стал меньшевик С. Е. Шевченко.

3 марта 1917 г. в Царицыне был создан Совет рабочих депутатов с санкции примерно 30 меньшевиков. Как и следовало ожидать, захватившие руководство в Совете меньшевики и эсеры ратовали за поддержку Временного правительства и за продолжение войны с Германией до победного конца. Для защиты своих прав рабочие Царицына стали создавать профсоюзные комитеты. Первым в городе 6 марта 1917 г. был организован районный профсоюзный комитет железнодорожников в рабочее коллективе станции Царицын, поставивший своей целью бороться за улучшение материального положения и строгое соблюдение прав своих рабочих. Отстаивая свои интересы, рабочие массы Царицына, выдвинули на первое место вопрос о введении 8-часового рабочего дня. Уже 21 марта он обсуждался в исполнительном бюро Совета рабочих депутатов, а с 1 апреля 1917 года в Царицыне был введен 8-часвой рабочий день, тогда как Временное правительство решение этого вопроса откладывало. Такие же комитеты создавались на станциях Сарепта, Морозовская, Котельниково, Арчеда, Филоново, Себряково. Большую роль в борьбе за интересы рабочих стали играть фабрично-заводские комитеты. 3 марта заводской комитет возник на Французском заводе (ныне «Красный Октябрь»), а 8 марта – на орудийном (ныне «Баррикады»), затем – на лесозаводах и других предприятиях города. К осени 1917 года фабзавкомы имелись на 40 крупных предприятиях, общая численность рабочих на которых составляла свыше 25 тыс. человек. В одном только союзе грузчиков состояло более 5 тысяч человек. 19 марта 1917 г. Совет рабочих депутатов принял резолюцию «О временном правительстве», в которой указывалось, что поддержка буржуазного правительства «должна быть всецело принята рабочим классом»[73]. Совет также подтвердил свою поддержку продолжения войны.

Конечно, в то сложное время многие железнодорожники питали себя иллюзиями, что Временное правительство способно покончить с войной и даровать народу мир, землю, хлеб и политические свободы. Подобные иллюзии всеми мерами подо­гревала железнодорожная администрация. Верноподданичество Временному правительству проявляли представитель Казанского округа — инспектор судоходства и временно начальник Царицын­ского узла железных дорог Миновский, начальник Царицынского отделения службы эксплуатации Владикавказской дороги Добро­вольский, начальник отделения Юго-Восточной дороги Нейман, начальник Царицынской дистанции пути Дойников, начальник стан­ции Царицын Усачев и другие.

12 марта 1917 года в Царицын возвращается из сибирской ссылки С. К. Минин[74], а также Я. З. Ерман. Минин в то время стоял на ошибочных позициях сближения с меньшевиками. Яков Ерман был интеллектуально гибкой личностью. Ранее Яков Зельманович был мобилизован в царскую армию и умел говорить на понятном низшим сословиям языке. Благодаря своим недюжинным способностям и организаторскому таланту Я. З. Ерман быстро завоевал себе широкую известность в массах солдат и рабочих. Его страстная и вместе с тем простая, доходчивая речь словно магнитом притягивала внимание слушателей[75]. Руководители царицынского пролетариата Я. 3. Ерман и С. К. Ми­нин были активными участниками организации городской милиции.

В двадцатых числах апреля 1917 года на территории грузового двора состоялся многолюдный митинг рабочих и служащих Царицына. На нем выступали С. К. Минин и Я. З. Ерман, которые пытались донести до собравшихся идеи социалистической революции. Председатель Царицынского Совета меньшевик Шевченко, това­рищ председателя меньшевик Д. Полуян и председатель от эсеров Федотов стояли за продолжение войны, настаивали послать войска гарнизона на фронт. Большевики же, напротив, хотели мира. Борьба между большевиками и меньшевиками все более обострялась. Подтверждением служит празднование 1 Мая на Никольской площади (ныне им. Ленина)[76]. Выступавшие на митинге большевистские ораторы призывали бороться за перход власти к Советам, за демократический мир, за передачу крестьянам помещичьей земли. В первомайской демонстрации приняло участие около 50 тысяч человек.

Окончательный разрыв между большевиками и меньшевиками произошел на партийном собрании 10 мая 1917 г., во время обсуждения вопроса об издании партийной газеты «Борьбы» (современная газета «Волгоградская правда»). При обсуждении вопроса о составе редакции газеты, меньшевики внесли предложение составить редакцию на паритетных началах. Но голосами большинства собрания предложение меньшевиков было отклонено. Тогда меньшевики во главе со своим председателем Полуяном (числом около 20-30 человек) демонстративно покинули собрание. Вместо убывшего меньшевика – члена комитета был доизбран 12-й член комитета – большевик. С этого дня (10 мая 1917 г.) большевики стали иметь в Царицыне свою партийную организацию, а меньшевики – свою[77].

Этот инцидент способствовал более четкому размежеванию линии пролетариата и линии мелкобуржуазной демократии в революции. Таким образом, большевики получили возможность издавать свою газету «Борьба».

Проводя тактику в борьбе за массы, большевики продолжали использовать митинги и собрания. 18 мая 1917 г. на Скорбященской площади солдаты гарнизона приняли решение о скорейшем прекращении войны. А накануне меньшевики попытались вступить в блок с большевиками при проведении выборов в городскую думу. Но на общем собрании большевики приняли решение: ни в какие коалиции с другими партиями не вступать. Также была принята резолюция об отношении к мировой войне и Временному правительству[78]. 19 мая эта резолюция обсуждалась в Совете, большинство в нем принадлежало меньшевикам. За ее принятие высказалось 59 депутатов, против – 70.

Чтобы остановить рост революционных настроений, меньшевики и эсеры внесли в исполнительное бюро Совета постановление, запрещавшее любые митинги и собрания. Правда эта мера не возымела ни какого эффекта, рабочие и солдаты мало считались с Советом. Авторитет большевиков в массах рос с каждым днем.

В связи с ростом революционных настроений Временное правительство решило вывести из города «ненадежные» 141-й и 155-й пехотные полки. А. Ф. Керенский телеграфировал командующему Казанского округа о необходимости наведения порядка в Царицыне и принять меры к охране пассажирского и товарного движения. С целью наведения порядка из Саратова в Царицын 26 июля был направлен отряд полковника Корвин-Круковским[79], в составе 500 юнкеров саратовской школы прапорщиков и 500 оренбургских казаков при двух орудиях и 14 пулеметах. Начались аресты, была закрыта газета «Борьба». Однако казней и расправ не последовало, карательным отряд считался только на бумаге в советской историографии.

Царицыну и Саратову в конце августа 1917 г. стал угрожать новый противник – не опереточный Круковский, а казачий атаман генерал Каледин. На ставку «контрреволюционера» Каледина в начале сентября 1917 г. был совершен налет царицынских красногвардейцев. Таким образом, первый выстрел гражданской войны в Нижнем Поволжье прозвучал на разъезде Ковылкин Юго-Восточной железной дороги близ станицы Обливская. Трофеями отряда стали 2 автомашины, винтовки с зарядами и 8 пленных казаков. Каледин скрылся.

Врид начальника Генштаба генерал-майор Потапов 8 сентября 1917 г. требовал немедленного освобождения пленных и возвращения военного имущества казакам. Действия красного бандформирования были объявлены преступной провокацией.

В сентябре 1917 г. в Царицыне были проведены новые выборы, где Горсовет был переизбран. Теперь большевиков было почти 70% состава. Председателем Совета являлся С.К. Минин, председателем исполкома – Я. Ерман, заместителем председателя Рувим Левин.

Сентябрь и октябрь прошли в Царицыне в условиях борьбе рабочих за контроль над заводами и фабриками, против произвола работодателей, хозяев и администрации заводов и фабрик.

1 и 7 сентября 1917 г. на заседаниях царицынского комитета РСДРП(б) рассматривалась деятельность Революционного штаба во время борьбы с отрядами Каледина и Корнилова. В результате было принято решение о необходимости укрепления революционного порядка.

В этот сложный для всей страны период железнодорожники Царицына принимали активное участие во всех забастовках и политических акциях, направленных на срыв замыслов контрреволюции. Именно в этот период обнажилось крайне бедственное положение железнодорожников и плачевное состояние всего подвижного состава. Избранный на Всероссийском учредительном съезде желез­нодорожников в июле 1917 года исполнительный комитет железнодорожных рабочих и служащих (Викжель), призванный защищать интересы рабочих транспорта, оказался в руках мень­шевиков и эсеров, которые не стремились к радикальным преобразованиям в отрасли. Бедственное положение железнодорожников достигло крайних пределов. Зарплата выросла по сравнению с довоенным уровнем лишь в 2-2,5 раза, а цены на продовольствие и предметы первой необходимости повысились в 5-5,5 раза. Многие предприятия резко сократили объемы производства, а некоторые совсем остановили работу. Из-за отсутствия сырья осенью 1917 г. прекратили свою работу литейно-механический завод Шешминцева, лесозаводы Пименова, Богатенкова, Эншетейна и др. В глубоком кризисе находилось и городское хозяйство, прекратилось поступление налогов в городскую казну. Революция принесла разруху и голод и сама от этого теряла силу. На железных дорогах поднялась волна забастовок. Важную роль на городских предприятиях играли профсоюзы. На начало 1917 года они объединяли 35 тыс. рабочих и служащих Царицына[80]; большинство таких организаций находились под контролем большевиков. Под напором масс железнодорожников соглашательский Викжель был вынужден объявить 23 сентября всеобщую забастовку.

В Царицыне в этот же день было прервано движение по железной дороге по нескольким направлениям Царицын – Тихорецкая, Царицын – Грязи, Царицын – Лихая, тем самым выражая солидарность в борьбе за свои права с другими железнодорожниками страны. Так, рабочие депо станция Волжская на своем собрании высказали недоверие временному и выдвинули требование о немедленной передачи власти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов, так как именно этот орган, по их мнению, может вывести страну из тупика и прекратить кровавую бойню.

Чувствуя поддержку рабочих, царицынские большевики добились переизбрания Совета, в котором до этого момента не имели устойчивого большинства. Итог этих выборов оказался более чем удачным для большевиков, они получили две трети мест в Совете. На долю меньшевиков и эсеров пришлась лишь одна треть. 8 октября 1917 г. прошли выборы руководства Совета. Председателем Совета был избран С. К. Минин, его заместителем – А. Григорьев. Председателем исполкома Совета избрали Я. З. Ермана, его заместителями – Р. Левина, В. Сергеева и А. Выдрина. Все они были членами большевистской партии.

Вместе со всей партией большевики Царицына усиленно готовились к захвату власти. 18 октября Совет принимает решение о создании Красной гвардии, что было особенно важно после вывода из города революционных полков. Эта мера была направлена «на дальнейшее развитие и углубление революции и доведение ее до победоносного конца»[81]. В ее создании и укреплении большую роль сыграли большевики: И. В. Тулак, И. Ф. Павлюков, И. П. Изюмский, М. П. Батов.

17 октября 1917 г. состоялась антиправительственная манифестация рабочих железнодорожных депо и ряда других предприятий. 19 октября 1917 г. Царицынский комитет РСДРП(б) принял к рассмотрению вопрос о взятии власти Советом. Через несколько дней (22 октября) большевики провели смотр и многотысячный митинг рабочих и солдат, своего рода смотр сил перед решающим поединком.

25 октября 1917 г. победило восстание в Петрограде. После победы вооруженного восстания в Петрограде, ставшего детонатором Октябрьской революции, Второй Всероссийский съезд Советов принял воззвание «Ко всем железнодорожникам». В нем говорилось: «В Петрограде победила рабочая и солдатская революция. Министр путей сообщения арестован в числе других министров. Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов выражает уверенность, что железнодорожные рабочие и служащие примут меры к сохранению полного порядка на железных дорогах: движение ни на минуту не должно останавливаться. Усиленное внимание следует обращать на беспрепятственный пропуск про­довольствия в города и на фронт. Революционная власть Советов берет на себя заботу об улучшении материального положения железнодорожников. В министерство путей сообщения будут привлечены предста­вители железнодорожников».

Постепенно царицынский железнодорожный узел становился самым важным узлом на юге России. На станции сосредотачивались большие массы народу – дезертиры, фронтовики, организованно оставившие окопы, различного рода спекулянты, монархисты, двинувшие на юг из центра. Но железнодорожный красногвардейский отряд во главе с П. С. Водолагиным обеспечивал порядок на станции, не допуская погромов и бесчинств со стороны анархистов и других деклассированных элементов.

Вскоре пришлось решать более сложные задачи. На помощь Каледину по железной дороге через Царицын рвались боевые части. Железнодорожниками был получен приказ не пропускать эшелоны, идущие на соединение с белогвардейцами. На железнодорожном транспорте стали создаваться революционные комитеты с достаточно широкими полномочиями, дающими право «фильтрации» всех, кто по ней следовал. Проводилось массовое разоружение солдат и казаков возвращавшихся с фронта через Царицын. Такое же разоружение происходило не только в Царицыне, а также в Сарепте, Ельшанке, Бекетовке и на других близлежащих к Царицыну станциях.

В конце декабря 1917 г. для борьбы с Калединым и Филимоновым в Царицын из Петрограда прибыло три эшелона 4-го Донского казачьего полка под командованием атамана Платова. У полка было предписание Совета Народных Комисаров от 6 декабря 1917 г. В нем говорилось «Предписывается всем комиссарам железных дорог немедленно пропустить эшелон 4-го Донского казачьего полка, идущего для борьбы с Калединым и Филимоновым». Переброска полка была осуществлена по личному приказу В. И. Ленина.

На железнодорожном транспорте стали создаваться революционные комитеты с достаточно широкими полномочиями, дающими право «фильтрации» всех, кто по ней следовал. Проводилось массовое разоружение солдат и казаков возвращавшихся с фронта через Царицын. Такое же разоружение происходило не только в Царицыне, а также в Сарепте, Ельшанке, Бекетовке и на других близлежащих к Царицыну станциях.

В конце 1917 года в Морозовскую стали поступать эшелоны вооруженных казаков и солдат, ехавших с Кавказского и других фронтов мировой войны. Ревком поставил задачу: не пропустить ни одного эшелона и принять все меры к разоружению казаков и солдат. Задача эта была нелегкой, особенно, когда красногвардейцы были плохо вооружены. Пришлось применить хитрость. При известии о под­ходе эшелона к входному семафору высылался небольшой заслон красногвардейцев, основные же силы Красной гвардии оставались на станции. После этого обманным путем (якобы распоряжением военного командования) вагоны-теплушки снаружи запирались за крючки, а на станции открывались с одной стороны. Солдаты под угрозой применения силы обязаны были разоружаться.

В эти дни активно действовал ревком станции Волжская, возглавляемый дорожным мастером Леонидом Гавриловичем Ставровским и техническим конторщиком Сергеем Васильевичем Зеленским. Коллек­тив этого узла явился инициатором вооружения рабочих для защиты большевистской революции в Царицыне.

Когда в конце 1917 года активизи­ровались контрреволюционные войска генерала Каледина и на третьем войсковом круге в Новочеркасске Каледин провозгласил поход на Царицын, железнодорожники Волжской дали клятву беспощадно бороться с «врагами народа».

Призыв волжан, их готовность к бою с белоказачьими отрядами были поддер­жаны железнодорожниками Царицына, Сарепты, Котельниково, Себряково, Арчеды. К декабрю 1917 г. численность Красной гвардии составляла более 3000 бойцов, численность ее по сравнению с октябрем выросла в 4 раза. В начале 1918 года были сформированы несколько казачьих красногвардейских отрядов. И когда калединцы развернули наступление на Ростов, Царицын отреагировал незамедлительно, направив в январе 1918 г. для отражения контрреволюции отряды красногвардейцев, действовавшие на всех трех железнодорожных направлениях, отходивших от него. В боях за Ростов принимал участие первый красный бронепоезд «Победа или смерть»[82].

3 марта 1918 г. белоказаки заняли станцию Жутово. Штаб обороны Царицына обратился к железнодорожникам станции Сарепта и просил оказать помощь красногвардейским отрядам Тулака. К вечеру 5 марта 1918 г. на станции Сарепта по сигналу деповского гудка рабочие собрались в клуб. Председательствовавший на собрании А. У. Кравченко коротко доложил об обстановке. Собравшиеся приняли решение: немед­ленно организовать отряд, вооружиться и выступить на фронт. 6 марта в Сарепту прибыл также вооруженный отряд железно­дорожников станции Царицын II. Силами отрядов одну из плат­форм оборудовали под бронеплощадку, вооруженную трехдюймовым орудием.

В ночь на 7 марта объединенный отряд выступил. Во избежание кровопролития было решено вступить с белоказаками на станции Жутово в переговоры. В составе делегации находились: техник-путеец В.В. Аблесимов и казак Н. Попов. Казаки не соглаша­лись пропустить отряд и, вероломно нарушив условия перегово­ров, арестовали делегацию. Отряд открыл орудийный огонь по станции Жутово. Казаки отпустили задержанных и согласились пропу­стить отряд.

К середине марта 1918 г. захваченные калединцами станции Серебряково, Арчеда, Жутово, Котельниково, Чир и некоторые другие были освобождены без серьезного сопротивления контрреволюционеров. Авантюра Каледина провалилась, не выдержав позора, атаман застрелился. 16 мая 1918 г. новым атаманом донского казачьего округа стал генерал П. И. Краснов.

14 апреля 1918 г. приказом штаба обороны И. В. Тулак был назначен командующим всеми вооруженными силами царицынского гарнизона. 3 мая состоялось совещание комиссаров, на котором было решено организовать Царицынский военный комиссариат, в подчинение которого переходили все имеющиеся в Царицыне военные организации, штабы Красной Гвардии и Красной Армии. Военный комиссариат становится штабом обороны города.

Молодому Советскому государству пришлось решать две труд­нейшие задачи, оставленные ему царским правительством: доби­ваться выхода из войны и бороться с голодом. Продовольственный вопрос стал вопросом, от решения которого зависела судьба Совет­ской власти.

Второй Всероссийский съезд Советов наряду с декретами о мире и земле принял обращение «Ко всем железнодорожникам», в кото­ром выразил уверенность, что железнодорожные рабочие и служа­щие примут меры к сохранению полного порядка на железных доро­гах, с тем чтобы обеспечить беспрепятственный пропуск продовольст­вия в города и на фронт[83].

Однако контрреволюционеры по всей сети железных дорог орга­низовали саботаж и забастовки, нарушали движение маршрутных поездов, срывали ремонт подвижного состава. Продовольственные грузы на станциях расхищались анархично настроенным населением. Хищения грузов усугублялись спе­куляцией, которая приобрела весьма крупные масштабы.

К концу 1917-го — началу 1918 г. жители населенных пунктов, расположенных вблизи железных дорог, начали самовольно захва­тывать вагоны с продовольственными грузами, что сводило на нет попытки планомерного распределения продовольствия среди жите­лей городов и непроизводящих уездов. Значительную часть грузов расхищали демобилизованные солдаты старой армии, следовавшие железнодорожным транспортом к своим семьям.

Продовольственный кризис привел к значительному росту коли­чества хищений и злоупотреблений, совершаемых самими железно­дорожниками. На начальном этапе эти задачи решали многочисленные органы: военно-революционные комитеты, Народный комиссариат внутрен­них дел (НКВД), местные Советы, железнодорожные организации и союзы. Отсутствие на железных дорогах единого руководящего органа, указания кото­рого были бы обязательны по всей сети дорог, единой охраны, спо­собной защитить грузы, затрудняло преодоление продовольствен­ного кризиса, обеспечение общественного порядка и безопасности в стране.

В январе 1918 г. на Всероссийском съезде железнодорожников было принято положение «Об охране на железных дорогах в связи с демобилизацией армии». Организация охраны возлагалась на мест­ные Советы. Для этого выделялись особые отряды из не подлежа­щих демобилизации войск, а также Красной гвардии. В их задачи входили охрана железной дороги, сооружений, перевозимых грузов, самих железнодорожников[84].

Создание железнодорожной народной милиции должно было спо­собствовать установлению единой системы охраны общественного порядка на всей сети железных дорог. Однако в этот сложный пери­од плохо вооруженная народная милиция не могла решить возло­женные на нее задачи. Отвлечение железнодорожников от основной работы для выполнения обязанностей по охране порядка приводило и к резкому снижению производительности труда.

Полностью решить поставленные задачи железнодорожная ох­рана не смогла. В июне 1918 г. на 1-й Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий было внесено предложение о передаче охраны всех железных дорог в ведение ВЧК[85]. В августе 1918 г. это решение было реализовано, в ВЧК был создан железнодорожный отдел. Он осуществлял борьбу с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией на всех железных дорогах.

Еще 22 марта 1918 г. в газете «Известия ВЦИК» было опублико­вано Постановление ВЧК о создании местных чрезвычайных комис­сий по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. Советам на местах и в районах предлагалось «немедленно организовать означенные, с одинаковым названием, комиссии». На них возлага­лась борьба «с контрреволюцией, спекуляцией, злоупотреблениями по должности и посредством печати». При этом предоставлялись широкие права: производство всех арестов, обысков, ревизий, кон­фискаций, связанных с поименованными преступлениями.

Новый атаман донского казачества П.Н. Краснов начал готовить поход на Царицын и Москву. Постепенно накалялась обстановка в самом Царицыне, через который с запада и юга двигались эшелоны с демобилизованными фронтовиками. С одним из таких эшелонов в город прибыл полк Петренко, находившийся под влиянием анархистов. 12 мая 1918 г. Петренко спровоцировал контрреволюционный мятеж.

Анархист Петренко пытался мятежом и с помощью фронтовиков взять власть в городе. Этот отряд двигался в 10 эшелонах и представлял внушительную силу. Отходя на восток с Украины после оккупации ее немцами, по дороге анархисты награбили большое количество ценностей, золота. Часть эшелонов Петренко остано­вилась в Сарепте и Ельшанке, часть находилась на подходах к станции Котельниково.

Царицынский Совет предложил сдать ценности. В ответ на это мятежники захватили станцию Царицын-Владикавказский (ныне Волгоград II) и начали артилле­рийский и пулеметный обстрел города. Это было лишь предлогом, на самом деле мятежники имели целью взять город. На подавление мятежа выступили красногвардейские отряды царицынских рабочих, в том числе и отряд железнодо­рожников станции Волжская в составе 52 человек.

Объединенными усилиями царицынских красногвардейских отрядов, их энергичными действиями к вечеру 12 мая мятеж был подавлен. Этому немало способствовали также железнодорож­ники Сарепты и Котельниково.

По просьбе руководителей Царицынского Совета Минина и Ермана железнодорожники станции Котельниково и их красногвар­дейские отряды под руководством председателя штаба обороны Котельниковского округа машиниста А. С. Кивгила успешно ра­зоружили анархистов Черняка, Чередняка, которые спешили на помощь Петренко.

После этого были приняты срочные меры к укреплению обороны города. Городской комитет РКП(б) принял решение объединить все красногвардейские и партизанские отряды и ускорить формирование Красной Армии, а также привлечь к работе опытных офицеров царской армии.

Тем временем положение становилось все напряженнее. 23 мая 1918 г. белогвардейцами заняли станцию Кривомузгинскую (60 км западнее Царицына).

23 мая 1918 г. белоказаки устанавливают контроль над станцией Кривомузгинская Юго-Восточной железной дороги. Казачьи части были не обременены обозами и не брали пленных. Ими было собрано около 60 тыс. штыков и сабель. Восемь кавалерийских полков атамана Всевеликого войска Донского Краснова в июне 1918 года пошли в наступление со стороны станции Кременской в направлении железной дороги Поворино—Себряково—Арчеда—Царицын. Белогвардейцы ворвались 8 июня во Фролово (станция Арчеда), учинили погром и повесили 18 коммунистов. Затем на берегу балки Арчеда расстреляли 56 мужчин, в том числе много стариков, 22 июня того же года в присутствии многих жителей около водонапорного бака станции расстреляли 18 рабочих-дружинников.

На заседании штаба обороны была создана специальная комиссия по организации обороны города. В нее вошли Орджоникидзе, Ерман, Трифонов и другие. В тот же день Орджоникидзе телеграфировал Ленину: «Положение здесь неважное – нужны решительные меры, а местные товарищи слишком дряблы, всякое желание помочь рассматривается как вмешательство в местные дела. На станции шесть маршрутных поездов хлебом – в Москву, Питер – и не отправляются… Еще раз повторяю нужны самые решительные меры, - вокруг Царицына бушует контрреволюция»[86].

28 мая 1918 г. на заседании исполнительного комитета Царицын­ского Совета было принято решение о создании чрезвычайной ко­миссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем[87]. Общероссийская комиссия была создана ещё в декабре 1917 г. Первым председателем Царицынской ЧК был утвержден член партии большевиков с 1909 г. ла­тыш А. К. Борман[88]. Чрезвычайная комиссия располагалась в бывшем доме Голдобина за речкой Царицей.

Таким образом, над Царицыном, как и над всей страной, нависла большая угроза. Можно утверждать, что в июле 1918 г. началась одна из самых кровопролитных и страшных войн в истории Отечества, гражданская война.

Наступило время жестоких братоубийственных боев, где лицом к лицу в смертельной схватке подчас сталкивались братья, дети, отцы…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: