Использование железных дорог большевистскими и антибольшевистскими армиями в борьбе за Нижнее Поволжье

Одним из важнейших фронтов, решавших судьбу молодого Советского государства, был Царицынский фронт. Именно поэтому казачьи армии атаманов Каледина, Краснова, генерала Деникина, активно поддерживаемые иностранными армиями, первоочередной своей задачей ставили захват Царицына. Царицын был узлом важнейших транспортных путей, связывающих центр страны с Донбассом, а через станцию Тихорецкую с Кубанью и Новороссийском. В те дни Царицын являлся единственным пунктом, через который можно было получать продовольствие из районов юго-востока страны и Северного Кавказа для центральных регионов страны. Борьба с уже начавшимся голодом была не менее важной, чем борьба на военных фронтах.

Значение Царицына определялось также и тем, что он являлся и военным арсеналом. Здесь находи­лись единственные в Нижнем Поволжье металлургический завод, крупные лесопильные и другие предприятия. Царицын с его тридцатипятитысячным отрядом промышленных рабочих оказывал огромное влияние на ход классовой борьбы на Дону и в южных районах страны, служа центром красного сопротивления белой контрреволюции. Царицын являлся своего рода водоразделом между силами двух контрреволюционно-белогвардейских группировок – южной (в районе Дона, Северного Кавказа) и восточной (в районе Средней Волги, Уральска, Оренбурга). Именно здесь в Царицыне, контрреволюция планировала соединиться с казачьей армией атамана Дутова.

Хронологически оборона Царицына делится на 4 этапа:

1. 1-я оборона Царицына (июль – сентябрь 1918 г) – первой обороной принято называть операции Красной Армии по обороне Царицына от белоказачьей армии генерала П. Н. Краснова.

2. 2-я оборона Царицына (сентябрь 1918 – февраль 1919) – белогвардейцы начали готовить новое наступление. Под Царицын было брошено 50 тыс солдат, 150 орудий, 3 бронепоезда, 68 аэропланов. Против Царицына была направлена Добровольческая армия А. И. Деникина.

3. 3-я оборона Царицына (май-июнь 1919 г.) – закончилась взятием Царицына войсками генерала П. Н. Врангеля.

4. 4-я оборона (август-ноябрь 1919 г.) – окончательный переход Царицына в руки большевиков.

1-я оборона Царицына. В условиях начавшейся гражданской войны руководство молодой советской республики придавало огромное значение юго-востоку страны, и прежде всего, работе Царицынского железнодорожного узла, с помощью которого осуществлялось организация обороны юго-восточных рубежей страны, самого Царицына и доставка продовольствия и топлива в центральные регионы страны.

В июне 1918 г. создается Царицынская Красная армия на базе рабочих отрядов по образцу и примеру добровольного народного ополчения. Царицын объявляется на осадном положении. Из членов губкома партии создается коммунистический рабочий батальон численностью 900 штыков. Всего в Красной Армии Царицына состояло на тот момент 23826 бойцов, имелись и подразделения интернационалистов. В город прибыли части Украинской Красной Армии в 80 эшелонах (25 тыс. штыков) под руководством К.Е. Ворошилова, Б.М. Думенко, С.М. Буденного, С.К. Тимошенко. Политическое руководство принадлежало после гибели Я.З. Ермана члену ЦК И.В. Джугашвили с партийной кличкой «Сталин» и местному Минину.

4 июля 1918 года в связи с развертыванием боев с армией Краснова в Царицыне была объявлена мобилизация граждан. Военный совет СКВО в этот же день принял постановление о мобилизации на борьбу с контрреволюцией всех боеспособных железнодорожных служащих и рабочих.

Первым был сформирован царицынский коммунистический батальон имени Совнаркома, в который вступило 960 коммунистов и членов Царицынского Союза рабочей молодежи III Интернаци­онала. Четвёртая рота этого батальона целиком состояла из железнодорожников — коммунистов станции Царицын, Царицын-II, Сарепта. Командовал ротой агент станции Царицын Владикавказ­ской железной дороги, член партии с 1918 года, А. П. Шмырев — сын машиниста Сарептского депо.

В историографии гражданской войны в Нижнем Поволжье во много раз преувеличена роль Сталина, Ворошилова и их команды. В исторической литературе тех лет имеется большое количество документов, и главным образом, докладов Сталина в центр о положении дел на фронте и ходе продовольственных заготовок. С тех давних лет укоренилось мнение, оставшееся непререкаемым до момента разоблачения культа личности Сталина на XX съезде КПСС, о том, что только Сталин понимал то огромное значение южной железной дороги, которое она должна сыграть в судьбе революции и всей страны в целом. Ленину оставалось только оформлять его требования и решения директивами ЦК РКП(б) и Совнаркома[89]. В информации, направляемой высшим руководителям партии и страны, Сталин и Ворошилов неизменно обвиняли во всех грехах военспецов, на их счет списывали поражения и неудачи, а победы и успехи изображали как дело рук неспециалистов — в первую очередь их самих[90].

29 мая 1918 г. Совнарком назначил Сталина на должность общего руководителя продовольственного дела на юге России. Сталин прибыл в Царицын 6июня 1918 г. с отрядом 4-го московского советского полка в 460 штыков. Этот отряд предназначался для охраны хлебных маршрутов. В Царицыне находился Чрезвычайный областной продовольственный комитет (ЧОКПРОД), председателем которого стал А. С. Якубов. ЧОКПРОД должен был организовать и поставить в центральные губернии страны 10 млн пудов хлеба и 10 тыс голов скота. В телеграмме Ленину Сталин докладывал: «В Царицыне, Астрахани и Саратове монополия и твердые цены Советами отменены, идет вакханалия и спекуляция. Добился карточной системы и твердых цен в Царицыне того же надо добиваться в Астрахани и Саратове, иначе через эти клапаны спекуляции утечет весь хлеб… Исследование показало, что в день можно пустить по линии Царицын – Поворино – Козлов – Рязань – Москва восемь и более маршрутных поездов. Сейчас занят накоплением поездов в Царицыне. Через неделю объявим «хлебную неделю» и пустим сразу около миллиона пудов со специальными сопровождающими из железнодорожников, о чем предварительно сообщу».

Вскоре в Царицыне были взяты на учет все запасы хлеба, введена монополия Совета на все жизненно необходимые товары. Крестьяне обязывались продавать хлеб только тем, кто имел соответствующие разрешение от советских органов. Для бесперебойной работы железной дороги направлялись комиссары. Одновременно хлебозаготовители направлялись не только на Дон и Северный Кавказ, но и в Саратовскую и Самарскую губернии.

А между тем военное положение Царицына становилось все более опасным. Первым организатором обороны города был бывший царский генерал А. Е. Снесарев. С первых дней Первой Мировой Войны Снесарев находился на фронте, в армии генерала А. Брусилова. В 1918 г. Снесареву был вручен мандат на руководство Северо-Кавказским военным округом (СКВО).

Прибыв специальным поездом в Царицын, Снесарев убедился, что ни фронта, ни округа здесь не существовало. 29 мая он докладывал в Москву: «Командный состав, за весьма редкими исключениями, совершенно не подготовлен к выполнению даже самых простых задач. Большинство из них вполне искренне хотят решить поставленную им задачу (охрана безопасности Грязи-Царицынской железной дороги), но все они решили ее в общем совершенно неудовлетворительно, в особенности начальники участков районов станций Филоново и Себряково: подчиненные им войсковые соединения в сущности сидят на самой дороге (к тому же в вагонах) или непосредственно у железной дороги. Таким образом, приняв во внимание современное несение службы войсковых частей, их безусловную не надежность в отношении сторожевого охранения, а в особенности почти полное отсутствие подготовленного командного состава, необходимо заключить, что о сколько-нибудь надежной охране Грязи-Царицынской железной дороги говорить не приходится»[91]. На южном направлении, в районе Царицын-Тихорецкая и на ростовском фронте дела также обстояли не лучшим образом, он сообщал: «1. Командный состав за малыми исключениями совершенно не подготовлен к исполнению своих обязанностей. Так, во главе войск боевого участка Кривая Музга — Ремонтная на протяжении около 200 верст и участка Ремонтная — Великокняжеская 125 верст стоят бывшие солдаты, до сих пор не смогшие организовать правильных управлений и не выяснившие границ своих внутренних флангов... 3. Состав отрядов и численность их представляют ту же импровизацию, как и на фронте к северу от Царицына. Имеются, например, полки: Волжский в 150 штыков, 500 сабель; Донецкий 600 штыков, 500 сабель; Ахтырский 3000 штыков, артиллерия придана неравномерно. Численность отрядов установить крайне трудно. Она постоянно меняется. Докладчики приводят даже причину, что, например, к моменту выдачи жалования отряд увеличивается, а затем уменьшается; в ожидании наступления на ту или другую станицу сила отряда растет, а по миновании опасности убывает и т. д. Во всяком случае, несомненно, что списков в частях ни каких не ведется, дневников в частях не нет и подавно, отчего не может быть и никакой правильной финансово-материальной отчетности»[92].

Как видно из доклада, А.Е. Снесарев, талантливый стратег и тактик, хорошо понимал, что без охраны железной дороги, без владения ею нельзя добиться победы. В условиях полной неорганизованности Снесарев принимается за организацию обороны, наведения порядка на железной дороге. В исключительно короткий срок военный руководитель всех сил округа грамотно и основательно организовал оборону на подступах к Царицыну. Все его действия были направлены на сохранение продовольственной и нефтяной артерии, не позволяя соединится белогвардейским армиям юга и востока.

Многое он успел сделать для обороны города. Однако все положительные действия Снесарева, других военачальников, направленные на укрепление Царицына, на бесперебойное снабжение продовольствием центра страны, на бесперебойную работу железной дороги, приписывались в прошлом Сталину, а все поражения и неудачи – «военспецам», которых «симпатичный» грузин называл «сапожниками».

Народный комиссар И.В. Сталин прибыл в Царицын 6 июня 1918 года с отрядом 4-го Московского советского полка в 460 штыков. Отряд предназ­начался для охраны хлебных маршрутов. Этот приезд являлся практическим воплощением в жизнь важнейшего постановления правительства от 3 мая 1918 года, о взятии под охрану железнодорожных линий Тихорецкая—Царицын, Торговая—Ростов, Лихая—Царицын и Ца­рицын—Борисоглебск и объявлении их на военном поло­жении.

10 июня 1918 г. В. И. Ленин отдал распоряжение наркому Сталину: «Шлите маршрутные поезда с тройной охраной. Саботажников и хулиганов арестуйте и присылайте сюда. Предсовнаркома Ленин».

Уже 9 и 10 июня 1918 г. Сталин предлагает Ленину: «Пусть Троцкий даст телеграфное распоряжение всем начальникам отрядов на фронте и штабу Снесарева не захватывать продовольственных грузов и мануфактуру, беспрепятственно про­пускать наши маршрутные поезда, оказывать содействие продо­вольственным комитетам, разослать «циркуляр телеграфный Ко­бозева, Невского всем комиссарам округов, узлов, всем железнодорожным комитетам, всем начальникам станций по линии Казань—Козлов—Балашов—Поворино—Царицын—Сарепта—Тихорецкая—Торговая- Екатеринодар—Кавказская—Арма­вир—Георгиевск исполнять распоряжение Сталина и его уполно­моченных по части составления маршрутных поездов, подачи паровозов, продвижения грузов. Копия за номером Сталину. Чем скорее исполните требование, тем скорее получите хлеб. Нарком Сталин»[93]. Так Сталин подчинил себе дорогу.

В исторической литературе никогда не освещалось, как Сталин, посланный на юг в качестве общего руководителя продовольственного дела, стал фактическим руководителем Военного совета Северного Кавказа[94]. Из донесений Ленину видно, что Сталин не испытывал неловкости в выдвижении себя на высокий пост. Он открыто обвинял военспецов в бездействии и в саботаже. Он добивается того, чтобы военные помогали продотрядам. Доказывает, что вопрос продовольственный переплетается с военным, говорит о необходимости наделения его военными полномочиями. Буквально на следующий день Сталин телеграфирует Ленину о том, штаб СКВО оказался совершенно неприспособленным к условиям борьбы с контрреволюцией и что он буде принимать меры вплоть до устранения губящих дело чинов и командиров. Смысл этой телеграммы сводился к одной цели: свалить, отстранить военспецов, военное руководство обороной Царицына. 19 июля 1918 г. последовал приказ наркомвоена Троцкого о передаче руководства всеми венными операциями из рук штаба СКВО во главе с военруком Снесарева в руки нового военного совета в составе Сталина и Минина[95]. 5 августа членом военного совета СКВО становиться К. Е. Ворошилов. Таким образом, в июле 1918 года вся военная власть в Царицыне сосредотачивается в руках Сталина.

Наверное, ни одна война в прошлом не была так связана с железной дорогой и так не была зависима от ее функционирования, как оборона Царицына. Военрук А.Е. Снесарев, участник сражений первой мировой прекрасно понимал значение дороги в боях за Царицын, так и вообще в гражданской войне. Об этом свидетельствует его исторический приказ, идея которого заключалась в том, чтобы обеспечить постоянное сообщение с центром Грязе-Царицынской и Царицынско-Тихорецкой железной дороге с одновременным удержанием самого Царицына, не допуская нарушения беспрепятственного сообщения с центром.

Такую общую задачу ставил и центр. 11 июля 1918 г. В. И. Ленин телеграфировал в Воронеж комиссару Иванову, что «все усилия необходимо направить на полную и надежную охрану пути от Тихорецкой к Царицыну и от Царицына на север, а не на продвижение вперед»[96].

Сталин назвал снесраевский приказ «предательским», не было принято к исполнению и указание Ленина от 11 июля. Сталин и Ворошилов стали осуществлять свою, наступательную тактику. Часть войск была снята с северного участка и брошена в наступление в южном и западном направлении от города.

Но пока Сталин находился две недели на юге, перебрасывая туда войска и расправляясь со штабом Снесарева, силы контрреволюции, получив в достатке вооружение, присланное Красновым, нанесли удар в направлении Урюпино, Филоново, Бударино и Ярыженской. Любой ценой они решили овладеть дорогой и тем самым прервать сообщение между Царицыном и центром, лишив его хлеба и другого продовольствия. Армия Сиверса и дивизии Киквидзе дрогнули и без боя отступили сначала на Поворино, а затем на Елань и Балашов. Туда же откатились со станции Серебряково и войска Ф. К. Миронова. К 3 августа 1918 года в руках контрреволюции оказалась линия Поворино-Липки, а также вся Донская область. Налаженная с большим трудом доставка хлеба прервалась на несколько месяцев. Этот факт в истории замалчивался.

Мажорные доклады об отправке продовольствия начали сменяться обещаниями. Сталин в разговоре с Лениным по прямому проводу 24 июля 1918 г. докладывал, что запасов хлеба на севере Кавказа много, но захват дороги не дает возможности осуществить отправку продовольствия на север. В ближайшее дни удастся помочь с хлебом. Линию надеются восстановить в течении десяти дней, но и через десять дней обстановка не улучшилась.

Во второй половине августа красновцы перерезали основной путь доставки хлеба – через линию Царицын - Поворино. 22 августа 1918 г. казачьи части Краснова атаковали пригород Царицына – ст. Воропоново, где вступили в бой с 1-м красным полком «Грузолеса». Осада Царицына началась. Рабочие дружины нанесли успешный контрудар по прорвавшимся казакам.

Чуть ранее, 21 августа 1918 г. в Царицыне начались массовые расстрелы буржуазии и взятие заложников под предлогом «заговора врагов народа». Был раскрыт «заговор инженера Алексеева». Алексеев был из уполномоченных Главкомнефти – при аресте у него были изъяты государственные 10 млн. руб., а также оружие. Расстрелян был также и правый эсер Котов – уездный комиссар при Временном правительстве.

По мере нарастания боев за Царицын многие железнодорож­ники брались за оружие, создавали военно-восстановительные летучки для восстановления путей, мостов, водокачек. В депо Царицын Юго-Восточной и в других депо был налажен ремонт бронепоездов. В условиях Гражданской войны приобретала особое значение борьба за крупные населенные пункты, рядом с которыми почти всегда были узловые станции железных дорог. Вблизи таких станций с большим успехом могли действовать бронепоезда.

Годы Гражданской войны в России стали периодом на­стоящего бума бронепоездов, которые использовались с невиданным до этого размахом. «Сухопутные броненос­цы» действовали на стороне всех воюющих сторон — у красных, белых, украинцев, петлюровцев, поляков и ино­странных интервентов. Но по размаху строительства и боевого применения бронепоездов Красная Армия, без со­мнения, опережала всех. Всего же с осени 1917 года по на­чало 1922 г. на железных дорогах бывшей Российской империи всеми воюющими сторонами было задействова­но более 500 бронепоездов различных конструкций.

Согласно приказу Революционного военного совета республики № 416/57 от 18 декабря 1918 года, подписанному Троцким, бронированный поезд с численностью поездной команды 136 человек состоял из паровоза, двух бронированных платформ, вооруженных пушками и пулеметами, подвижной базы из 6–7 вагонов с черным паровозом для перевозки технического имущества и боеприпасов.

В годы гражданской войны единого стандарта вооружения бронепоездов ни в Белой, ни в Красной армии не было. На бронеплощадки устанавливали все, что имелось в данный момент под рукой – от легких полевых пушек до корабельных орудий большого калибра, от винтовок до пулеметов. Причем подход к вооружению бронепоездов у белых и у красных был практически одинаковым.

Большим плюсом была высокая маневренность и быстрота передвижения. В походном положении скорость бронепоезда была 25–45 км/час, в боевой обстановке она снижалась до 8–10 км/час. Постоянное маневрирование, даже на коротких участках пути, повышало шансы уцелеть в бою. К тому же, никакие погодные условия не могли помешать движению бронепоезда, так же как ему не грозила потеря ориентировки.

Большую сложность представляла организация материально–технического снабжения бронепоездов, особенно паровоза. На десять километров пробега бронепаровоз расходовал полтора кубометра воды и полкубометра дров. Наряду с преимуществами у бронепоездов были и не­достатки. Из них главные: уязвимость от огня противника и зависимость от состояния железнодорожного пути и мостов.

При нахождении бронепоезда в постоянной готовности к движению, когда паровоз постоянно под парами, суточный расход составлял десять кубометров воды и семь кубометров дров. Стандартный трех–четырехосный паровозный тендер вмещал 14 кубометров воды (около 1000 ведер) и 12–15 кубометров дров (если имелся уголь – 6,5 тонны или нефть – 6 тонн). Поэтому ежесуточно надо было пополнять запас воды и через сутки топливом.

Впервые массированно бронепоезда белых и красных применялись при боях за Царицын. Бои за Царицын еще интересны и тем, что здесь большевистские бронепоезда применялись для стабилизации обороны, а не как ударное средство, что бывало гораздо чаще. Действуя по радиальным путям, бронепоезда представляли собой подвижные артиллерийские и пулеметные батареи, опираясь на которые, силы красных вели бои на рубеже Гумрак, Воропоново, Бекетовка[97]. Войска Донской армии генерала Краснова вели наступление на Царицын по четырем направлениям, три из которых совпадали с радиальными железнодорожными ветками, что создавало возможности для активного применения, и маневра всех, имевшихся к тому времени, восьми белоказацких бронепоездов.

Оборона Красной Армии строилась на рубеже железной дороги Гумрак - Воропоново – Сарепта, полукольцом охватывавшей город. С флангов ее прикрывали корабли Волжской флотилии. Вдоль железной дороги располагались линии окопов дивизий и полков 10-й армии. В составе Красной Армии имелось 15 бронепоездов: «Черноморец», «Брянский», 2–й Сибирский, 1–й Донской, «Большевик», «Артек», «Молния», «Гром», «Коммунист» и другие, что составляло более половины всего парка бронепоездов Красной армии на тот период.

Все бронепоезда по решению Воен­ного совета Северо-Кавказского военного округа были сведены в колонну, которой командо­вал луганский рабочий Ф. Н. Алябьев — один из талантливых командиров Красной Армии[98]. На вооружении колонны было в общей сложности 43 орудия и 119 станковых пулеметов[99]. Особо среди них надо выделить команду бронепоезда «Товарищ Ленин». Бронепоезд «Товарищ Ленин» водил царицынский машинист П. С. Грошев и его помощник Г. В. Мурыгин. Бронепоезд участвовал в боях под станциями Великокняжеской, Котельниково, Жутово, Кривая Музга, Воропоново.

К 6 сентября в результате контрудара рабочих отрядов при поддержке бронепоездов Ф. Н. Алябьева войска атамана Краснова были разгромлены и отброшены на правый берег Дона.

Довольно активно бронепоезда использовались и белыми армиями, однако масштабы применения бронепоездного дела у них было не таким грандиозным, как у красных. Причем наиболее активно и успешно действовали бронепоезда Вооруженных сил Юга России, входивших в состав Добровольческой и Кубанской армий. Первые белые броне поезда создавались из захваченных у красных бронеплощадок. Так, при взятии узловой станции Тихорецкая 1 июля (по старому стилю) 1918 г. войска Добровольче­ской армии взяли у красных несколько бронеплощадок, из которых были сформированы три первых бронепоезда Добровольческой армии — 1-й бронированный поезд (впоследствии легкий бронепоезд «Генерал Алексеев»), легкий бронепоезд «Вперед за Родину» и Батарея дальнего боя (впоследствии тяжелый бронепоезд «Единая Россия»). Личный состав белых бронепоездов состоял в основном из кадровых военных, имевших опыт боев в Первой мировой войне. Существовали и «морские» экипажи из моряков, уровень подготовки, которых был намного выше, чем у членов сухопутных бригад. Это было связанно с тем, что на бронепоездах (особенно тяжелых) стояли морские орудия, кроме того моряки были более привычны к замкнутому пространству. В целом, уровень подготовки экипажей белых бронепоездов был выше чем у красных, Это объяснялось тем, что на белых бронепоездах служило большое количество офице­ров и кадровых военных, хорошо подготовленных и часто имевших богатый боевой опыт (говоря современным язы­ком профессиональных военных). Сравниться с белыми экипажами могли только команды бронепоездов красных, укомплектованные моряками. Однако по техническому совершенству и качеству материальной части бронепоезда белых значительно уступали красным.

Как известно, оборона Царицына в 1918 году увенчалась успехом. Однако этот успех пришел только тогда, когда Сталин, Ворошилов и Минин после огромных потерь красноармейцев в боях взяли на вооружение снесаревскую линию: наладили дис­циплину, отстранили самочинных полководцев, стали учить людей строгой подчиненности, неукоснительному выполнению приказов. Крупные потери и ошибки на Царицынском фронте явились следствием необдуманных скоропалительных действий Сталина и его ближайших помощников, таких как Ворошилов, Буденный, Минин, Шаденко, Кулик, Харченко.

2-я оборона Царицына. Размах боевых действий на юге России вызвал необходимость организованного совершенствования Красной Армии. 11 сентября 1918 г. РВС организовал Южный фронт. Согласно приказу №3 от 11 сентября 1918 г. Южный фронт заключает в себе Брянский, Курский, Воронежский районы, Поворинский и Балашово-Камышинский участки, Отдельную Северо-Кавказскую армию и Астраханскую группу. Границы фронта от г. Рославля (включительно) до г. Калмыка на Урале (включительно)[100]. Шла подготовка к отражению нового наступления Краснова, армия которого насчитывала 45 тыс. штыков и 40 тыс. сабель, 150 орудий, 4 бронепоезда, 267 пулеметов, 68 самолетов. С советской стороны 93 тыс. штыков и 15 тыс. сабель, 200 орудий, 400 пулеметов, 13 бронепоездов и 6 самолетов.

11 сентября 1918 г. командующий Донской армией генерал Денисов издал директиву: «В настоящее время главнейшей задачей донской армии является обеспечение области с востока, что может быть достигнуто лишь взятием Царицына». На камышинском, качалинском, воропновском и сарептинском направлениях противник стянул 12 кавалерийских и 8 пехотных дивизий; 17 сентября началось новое наступление белой армии. В результате белым удалось захватить несколько населенных пунктов на подступах к Царицыну. С 27 по 30 сентября тяжелые бои шли в районе станции Кривомузгинской, частям Красной Армии удалось оттеснить противника за Дон. Белым пришлось перенести направление главного удара южнее Царицына, им удалось захватить станцию Жутово и отрезать 1-ю Донскую и Котельниковскую дивизии 10-й армии. Бои развернулись в районе Сарепты, Бекетовки, Отрады. В результате, Царицын оказался в белогвардейском полукольце от Пичуги – на севере до Сарепты – на юге. Защитники Царицына испытывали острую нужду в боеприпасах, обмундировании. 27 сентября в докладной записке в РВС сообщалось: «в настоящее время в царицынских складах: 1) нет снарядов (осталось 150 штук); 2) нет ни одного пулемета; 3) нет обмундирования (осталось 500 комплектов); 4) нет патронов (осталось всего миллион патронов).

Заявляем,что если в самом срочном порядке не удовлетворите требований (они минимальны с точки зрения общего количества войск Южного фронта), мы вынуждены будем прекратить военные действия и отойти на левый берег Волги»[101].

В ночь с 9 на 10 октября 1918 г. советские войска Котельниковского гарнизона, прорвав кольцо окружения превосходящих сил красновцев, начали отход к Царицыну. В конце колонны следовал бронепоезд «Борец», который вел ожесточенный огонь с наседавшим неприятелем. Особенно упорный бой завязался под станцией Жутово. В этом бою был серьезно подбит паровоз, дальнейшее движение стало невозможным. Было принято решение снять все вооружение и взорвать бронепоезд. По прибытию в Царицын команда получила новый бронепоезд, оборудованный рабочими Царицына. Бронепоезд также был назван «Борец». Он участвовал в отражение штурмовых атак на Царицын.

В боях с красновцами защитники города проявили высокий пример героизма. 15 октября 1918 г. белоказаки прорвали Царицынскую оборону на участке Бекетовка – Сарепта, Н. А. Руднев возглавил резервную бригаду и с нею ликвидировал прорыв. Но сам был смертельно ранен[102]. Положение на фронте улучшилось только с прибытием с Северного Кавказа Стальной дивизии Д. П. Жлобы. Дивизия прошла 800-километровый путь от Невинномысска до Царицына и вышла к Большим Чапурникам со стороны Котельниково из района Ставрополья и Сальска. По советским данным, соотношение потерь белых и красных при прорыве было минимальным – 13 убитых красных на 1400 убитых белых.

В эти тяжелые дни, когда командованию фронтом следовало сосредоточить все силы для разгрома врага, в реввоенсовете фронта между Сталиным, Мининым, и Ворошиловым, с одной стороны, Сытиным и Механошиным, с другой стороны, обострился конфликт – Сталин и его соратники не хотели считаться с линией партии на использование старых военных специалистов в строительстве Красной Армии, отвергали коллегиальное управление войсками. Конфликт крайне негативно сказывался на боеспособности Южного фронта, положение которого ухудшалось с каждым днем.

Назвав снесаревский приказ «предательским», Сталин сначала арестовал и заключил в трюм баржи, стоявшей на середине Волги, почти всех работник6в штаба военного округа — помощников Снесарева, а затем и самого военрука.

В целях ликвидации непримиримой борьбы за власть был образован новый реввоенсовет Южного фронта в составе команду­ющего фронтом П. П. Сытина и членов совета К. А. Механошина и Б. В. Леграна. 19 октября 1918 года И. В. Сталин был отозван в Москву. Забота центра о Царицынской железной дороге стала осуще­ствляться через ее руководителей — наркомов путей В. Невского, и Л. Б. Красина, чрезвычайного военного комиссара железных дорог Южного фронта М. К. Владимирова и других, а с начала 1920 года — через самого Л. Д. Троцкого[103].

Красновцы продолжали яростно атаковать позиции 10-й армии на центральном участке. 16 октября они снова захватили станцию Воропоново и вышли к станции Садовой. Командование 10-й армии сосредоточило на этом участке 27 артиллерийских батарей и 10 бронепоездов. 18 октября красногвардейцы перешли в наступление и оттеснили красновцев к Дону. Таким образом не было допущено объединения Донской армии с астраханскими и уральскими белоказаками.

Осенью 1918 г. положение на фронтах осложнилось. В этой свя­зи декретом СНК от 30 ноября на всей сети железных дорог страны было введено военное положение. В этот же день член Высшего военного революционного Сове­та Республики народный комиссар путей сообщения В. Невский при­казом НКПС объявил о передаче охраны железных дорог в ведение Наркомата по военным делам.

Все силы и средства направля­лись, в первую очередь, на выполнение военных задач, для чего на железных дорогах каждого фронта назначаются чрезвычайные во­енные комиссары. Согласно положению о чрезвычайных военных комиссарах, им вверялась высшая административная власть в по­лосе отчуждения подведомственных дорог, предоставлялись чрез­вычайные полномочия, в том числе отстранять виновных должност­ных лиц от должности; подвергать аресту до пяти месяцев; переда­вать за особо тяжкие проступки и преступления суду соответствую­щих революционных трибуналов.

Чрезвычайным военным комиссаром железных дорог Южного фронта был М. К. Владимиров. На Царицынский участок (в него вхо­дили также станции Балашов, Грязи и Лиски) был назначен член во­енно-революционного комитета Московско-Курской железной доро­ги Е. Ф. Кухмистров, до революции — организатор подпольного боль­шевистского кружка, молотобоец вагонного депо станции Москва-1. За короткий срок он сумел организовать работу железнодорожников на названном участке Юго-Восточной дороги, восстановить движе­ние поездов с юга к центру страны. Когда Кухмистров появился в Поворино, там все пути были забиты вагонами. Кухмистров приказал начальнику дистанции пути разобрать ненужные станционные пути, тупики, использовать шпа­лы как топливо на паровозах. Это только один пример деятельности одного из комиссаров на местах.

В начале января 1919 г. Южный фронт перешел в наступление. 8-я и 9-я армии красных вели успешные боевые действия. На участке, где сражалась 10-я армия сложилось тревожное положение: 17 января красновцы переправились на левый берег Волги, чем создали прямую угрозу для города. Тем более в самом Царицыне назревала острая нехватка продовольствия. В течении января – марта горожане вообще не получали хлеба, в мизерном количестве выдавались только тыквенные семечки. И только с 1 апреля появилась возможность выдавать по 50 г хлеба на человека в день.

В феврале 10-я Красная армия пошла в наступление. Ощутимый удар по белоказакам нанесла вновь сформированная кавалерийская дивизия С. М. Буденного. Дивизия разбила конный корпус генерала Гусельщикова и ряд других частей, добыв множество трофеев и несколько тысяч пленных. Преследуя красновцев, 10-я и 11-я армии прешли Дон и тем самым отвели угрозу от Царицына, город получил кратковременную передышку. Однако ощутимого перелома в боевых действиях не произошло. Незадачливый атаман Краснов был вынужден уйти в отставку[104].

18 января 1919 г. по постановлению ВЧК РСФСР «железнодо­рожный отдел Северо-Кавказской прифронтовой ЧК 10-й армии ре­организуется в Окружной Транспортный Отдел при Царицынской ЧК. В его ведение переходят все железнодорожные ЧК, вхо­дящие в состав этого Округа». Борьба с преступностью на желез­ных дорогах Северного Кавказа, за исключением Самарского и Во­ронежского округов, временно поручается транспортному отделу при Царицынской ЧК. В структуре транспортного отдела имелись подот­делы: железнодорожный, шоссейный, судоходный и почтово-телеграфный. В их составе были отделения и участки ЧК[105].

2 февраля на объединенном заседании Царицынского губернской чрезвычайной комиссии рассмат­ривались вопросы организации транспортного окружного отдела ЧК Северо-Кавказского округа и назначения руководителей отделов и подотделов. Было принято постановление заведующим железно­дорожным подотделом наметить тов. Кошелева, а его заместителями — тов. Кноблоха и Сафрина[106].

После утверждения в должности руководителя окружного транс­портного отдела С. И. Голубева его аппарат 5 февраля приступил к работе.

Железнодорожный подотдел состоял из 9 человек. Кроме назван­ных трех руководителей, в штате были 4 должности инструкторов, а также делопроизводителя и машинистки[107]. Подотдел «организовал отделения на городских станциях "Юго-Восточная" и "Владикавказ­ская"... и при этих отделениях поставлены комиссары». На службу в подразделения ЧК подбирались «истинные стойкие коммунисты, ра­ботающие не за страх, а за совесть»[108].

Штаты царицынских железнодорожных отделений ЧК были мало­численны. Так, во втором отделении, обслуживавшем участок Юго-Восточной железной дороги от Царицына до Поворино (включитель­но), предусматривалось всего 42 сотрудника. Структура отделения: коллегия из 3 человек, комиссаров-разведчиков — 6 человек, аген­тов уголовного розыска — 2, такое же количество контролеров, заве­дующих пропусками, и протоколистов, а также машинистка, дело­производитель, конторщик, рассыльный и сторож. В должности за­ведующего отделением состоял Федоров. На станциях Поворино и Арчеда работу чекистов возглавляли старшие комиссары, при кото­рых имелось по одному конторщику. Остальные комиссары распре­делялись следующим образом: на узловой станции Царицын (Юго-Восточная дорога) их предусматривалось 5 человек, а на станции Волжская (в пределах города) — 4. На таких крупных станциях, как Арчеда, Филоново, Себряково и Урюпинская, — по 3 комиссара, в Иловле — 2. По одному участковому комиссару было на станциях Гумрак, Котлубань, Качалино, Лог, Липки, Кумылга, Панфилово, Бан­ная, Соляная, Бударино и Раковка[109]. «При насаждении комиссаров принималось во внимание положение станций как в смысле техни­ческого расположения, так ее грузоспособности.»[110].

В первом отделении, дислоцировавшемся на станции Царицын-Владикавказская, были образованы комиссариаты на станциях Жутово, Великокняжеская и Зимовники. В сводке деятельности Северо-Кавказского окружного транспортного отдела за первую половину апреля 1919 г. указывалось, что работа в «открытых отделениях и комиссариатах в полном разгаре... Составлено протоколов о раз­личного рода происшествиях в 1-м отделении 39, во 2-м отделении — 45»[111].

Так, серьезное происшествие произошло 8 апреля 1919 г.: на 448-й версте — между станциями Лог и Иловля в 17 часов 10 минут произошло кру­шение поезда, в составе которого следовало 54 вагона. Несколько вагонов было занято военно-полевым госпиталем. В результате кру­шения «по приблизительному подсчету убитых около 20 человек, ра­неных около 50-ти, причина крушения поезда выясняется»[112]. Чеки­стами проводилось тщательное расследование, в том числе уста­новление виновных в возможном террористическом акте[113].

За время второго штурма Царицына белыми в окрестностях осажденного города даже велось строительство новых железнодорожных веток. Это железнодорожное строительство можно считать первым в Советской России.

21 января 1919 г. Совнарком РСФСР принял Декрет о программе железнодорожных работ на 1919 - 1920 г.г. По декрету было намечено строительство линий: Владимировская (Ахтубинская пристань) – Царицын, Баланда - Ильмень (Елань)[114]. Гораздо раньше – ещё в сентябре 1918 г. Царицынский Совет решил приступить к строительству заволжской левобережной ветки Царицын-Владимировка. Эта работа легла на плечи Отдела Общественных Сооружений (ООС) при Царицынском Совдепе.

ООС был образован в апреле1918 г. Он состоял из талантливых инженеров старой закалки и опытных техников-строителей трудившихся до 1917г. на Орудийном, Французском заводах, в городском хозяйстве и на других предприятиях, служивших в царской армии.

Управлял ООС опытный инженер Константин Константинович Васильев - Васильков. Первые документальные данные о начале работы Отдела по постройке железной дороги относятся к 20 сентября 1918 г.[115]. С октября по декабрь 1918 г. продолжалась кропотливая работа инженеров и техников по проектированию и подготовке трассы железнодорожной ветки на Владимировку.

8 января нового 1919 г. Отдел Общественных Сооружений получил новый приказ Исполкома. Дорогу ради ускорения работ (срок - один месяц) решено было сделать однопутной и узкоколейной (ширина 75 см.)[116]. В тот же день Васильев - Васильков предоставил по личному распоряжению Левина от 7 января 1919 г. доклад о ходе работ по постройке временной узкоколейной железной дороги Царицын - Владимировка.

Самые печальные последствия для начинающейся стройки имело отсутствие песчаных карьеров. Подбивка шпал мёрзлым грунтом не оправдывала усилий, т.к. глина держала конструкцию до первой оттепели, а затем раскисала. При быстрой смене оттепели заморозками поднять и вправить вмёрзшие в грунт шпалы представлялось возможным лишь с огромной затратой времени и сил.

В докладе талантливого инженера впервые более - менее определялся вопрос о примыкании заволжской ветки к Царицыну. После переправы через Волгу направление было выбрано по левому незатопляемому берегу до выхода на заахтубинское плато. Остановились на разумном решении не строить дорогу по Краснослободскому тракту до Средней Ахтубы - около 20 вёрст, а готовить трассу от станции Банная (около нефтебаков Нобеля) на переправу через Волгу - Букатинский затон севернее Красной Слободы - озеро Денежное - левее хуторов Старенький и Лебяжий - берег р. Ахтуба - северная окраина села Безродное (12 - 15 вёрст).

Масштаб работ должен был быть весьма значительным[117].10 января 1919 г., передав руководство своим Отделом Павлову - Рышкову и помощнику А.Е. Колесникову Васильев - Васильков с партией техников вышел на личную рекогносцировку участка Царицын - Безродное[118].

С 14 января Отделу выделялись 30 тыс. шпал со шпалопропиточного завода ст. Банная в Царицыне. Рельсы, накладки и костыли служба пути не давала, мотивируя это необходимостью восстановительных работ в районе боевых действий против белых[119].

19 января 1919 г. в рапорте Председателю Совдепа В. - Васильков доносил, что «…во - первых, на участке Букатинский затон - село Безродное возможно немедленно приступить к укладке пути на протяжении около 8 вёрст»[120]. По сведениям, собранным инженерами - в Царицынском узле имелось несколько оборудованных ремонтно - технических поездов, а при них запас готовых к укладке путей на 20 вёрст с техникой, инструментом и рабочей силой.

По состоянию на 19 января рабочими Отдела выполнены следующие работы: 1) Закончены полевые работы по изысканию участка Букатинский затон - с. Безродное.; 2) Заготовлены материалы на капитальную постройку телефонной линии на 40 вёрст.; 3) В распоряжении Отдела имелось 30 тыс. шпал и лесной материал для временных построек, предоставленный зав. Царицынским лесоскладом Юго - Восточных железных дорог А. Соловьёвым.; 4). Подготовлен шанцевый инструмент на 500 человек и необходимый штат служащих для начала работ[121].

23 января 1919 г. комиссар Царицынского железнодорожного узла Теряев положительно решил вопрос о подчинении двух технических поездов с материалами и рабочей силой Отделу Общественных Сооружений[122]. 28 января 1919 г. состоялось заседание исполкома Царицынского Совета, на котором присутствовал и держал доклад инженер К.К. Васильев - Васильков[123]. Он говорил о том, что произведённые изыскания показали, что место, предназначенное для постройки линии очень удобно, никаких особых сооружений не потребуется, «… рельсы прокладывать можно прямо на положенные шпалы с небольшой подбивкой балласта». Военсовет 10-й армии (краскомы Егоров, Ефремов, Легран) и Царёвский Комиссариат Труда издают особые распоряжения по привлечению к работам местных крестьян с гужевым транспортом. Уже строилась, по словам инженера, по всей длине трассы телефонная сеть. Рельс на 40 вёрст Отделом было найдено в Царицыне в результате разбора подъездных тупиков на заводах, ещё около 100 вёрст ожидали из Саратова во Владимировке. Таким образом строилась уже ширококолейная магистраль, а не облегчённая узкоколейка. Для переправы через Волгу и Ахтубу намечались следующие плавсредства: Волга - баржа - паром, Ахтуба - уже имевшийся понтон.

1 февраля 1919 г. Васильев - Васильков срочно сообщил председателю Царицынского Совдепа Левину о том, что на постройке дороги одновременно собираются трудиться 2000 человек рабочих партиями по 500 человек. Каждой партии полагался питательный пункт. Рабочим выдавался красноармейский паёк. Аналогично питанию на партии по 500 человек организовывалась и врачебно - санитарная помощь[124].

12 февраля 1919 г. Васильев - Васильков прибыл на стройку в сопровождении комиссии в составе инспектора инженеров армейского контролёра, представителя Исполкома и Орудийного завода т. Платова для выяснения технического состояния постройки для заключения о целесообразности окончания постройки участка до Безродного[125].

Через 6 дней - 18 февраля некий представитель Комиссии по постройке железной дороги Царицын - Владимировка (была изготовлена даже её печать[126]) - его подпись разобрать не удалось - по уполномочию Царицынского Исполкома доносил Р. Левину, Царицынскому и Царёвскому военкоматам о том, что на постройке дороги и на возке материалов трудятся множество местных добровольцев - крестьян[127].

Осмотрев ход строительства подъездных путей и ряжей переправы, Комиссия Платова признала, «что отношение к постройке всего персонала было в высшей степени сознательное и добросовестное.» А 19 февраля последовал приказ Реввоенсовета 10 армии о продолжении постройки железной дороги от Букатинского затона до Безродного с обязательством закончить работы в течении 5 недель, начиная с 19 февраля. То есть пробный поезд должен был пройти от Волги до Ахтубы примерно 26 марта.

Напряжённая работа по строительству заволжской железной дороги внезапно прервалась приказом Реввоенсовета 10 армии Южного фронта за № 100 от 24 февраля 1919г., который инициировало командование армией в лице Егорова, Ефремова и Леграна[128].

На следующий день 25 февраля военинженер Викентьев издал окончательный приказ о прекращении всяких работ за Волгой[129]. К 25 февраля уже была практически окончена переправа - приспособлена для перевозки локомотивов и вагонов большегрузная баржа - паром «Анна Кашинская», уложены подъездные пути на причалах по берегам Волги, наведён понтонный мост через Ахтубу.

Викеньтьев распорядился оставить для демонтажа рельсов и шпал, снятия с судов приспособлений под паромы небольшой штат рабочих и служащих. Пароход «Черемис» и баржу «Анна Кашинская» передали обратно Коллегии по управлению нефтяными фирмами. На станцию Качалино с переправы через Волгу была перевезена копровая баба с двигателем и арматурой[130].

В последующем, в связи со временными успехами Красной Армии на Южном фронте, от Царицына до Арчеды развернулся широкий фронт работ по восстановлению путей и мостов (в частности Иловлинского), разрушенных и взорванных белоказаками. Кроме того, сотрудники и рабочие Отдела провели электрификацию Царицынской больницы, переполненной тифозными, укрепили причалы на Волге, оборудовали штабной вагон для комсостава 10-й армии.

Позднее, 13 марта 1919 года, В. И, Ленин произнес речь на десятитысячном митинге рабочих, матросов и красноармейцев Петрограда в оперном зале Народного дома, в которой заявил, что победа над казаками обеспечена. «В настоящее время мы держим в руках линию Царицын—Лихая, ту линию, которая соединяет запасы хлеба и запасы угля. Итак, мы имеем два источника запасов — Украину и Дон».

Отмечалось, что чехословаки и казаки продолжают свою тактику — разрушают, что могут. Взорвав железнодорожный мост через Волгу, они вслед за тем уничтожили все мосты и привели в полную негодность все заволжские магистрали. Совет Народных Комиссаров принял меры к восстановлению двух железнодорож­ных линий: Лиски—Ростов и Лихая—Царицын.

В марте была объявлена мобилизация в Красную Армию бывших царских офицеров и военных чиновников. Отдел Общественных Сооружений, несмотря на свой новый статус военной организации, лишился 14 своих сотрудников, тех, которые организовывали и создавали этот рабочий штаб[131].

Предвидя последствия начатой в Заволжье созидательной работы для будущих поколений граждан нашей Отчизны, Васильев - Васильков считал, что молодые работники Отдела должны перенять для службы трудовому народу те качества, которыми обладали мобилизованные инженеры. «Вы работали не ради денег… - писал инженер - личным примером вы служили образцом исполнительности и дисциплины. … Вы работали не за страх, а за совесть и дай Бог, чтобы заложенные Вами традиции честного отношения к обязанностям и труду сохранились навсегда в нашем Отделе и чтобы поскорей наступили условия, позволяющие Вам вернуться к продолжению нашей работы»[132].

В конце апреля 1919 г. на время было восстановлено движение на Москву теми, кто голодал, мёрз, но тянул ветку от Царицына в заволжскую степь, а затем с болью в душе разбирал построенное. Демонтажём уже сделанного занимались 189 человек, из них 50 красноармейцев (данные на 2 апреля 1919 г.). Весенние паводки постепенно уничтожили земляные сооружения, не подлежавшие сносу и стёрли их с лица земли[133].

3-я оборона. Передышка полученная полученная зимой 1919 года оказалась кратковременной. Весной 1919 г. по мере освобождения от белогвардейских формирований участ­ков Юго-Восточной железной дороги движение поездов и перевозки грузов возобновляются, однако ощущается громадный недостаток паровозов и подвижного состава. В этой связи советское правительство пошло на принятие непопулярной меры — прекращение с 18 марта 1919 г. пассажир­ского движения (за исключением пригородного сообщения). Высво­бодившиеся паровозы использовались для перевозок продовольст­вия, а также угля из Донецкого бассей­на.

23 января 1919 г. ВЦИК принимает печально известную директиву о расказачивании. Поднимется Вешенское восстание, жестоко подавляемое красными. Донская область к лету 1919 г. была красными потеряна и на Царицын теперь наступает лучшая Кавказская армия Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) под командованием генерала Петра Врангеля. Верховным командующим ВСЮР являлся генерал А.И. Деникин.

Уже в марте 1919 г. белогвардейцы, поддерживаемые интервентами, начали активное наступление на всех фронтах. На Восточном фронте наступал Колчак. С юга угрожал Деникин, с запада – Юденич, с севера - Миллер.

В мае 1919 г. начался новый период Граж­данской войны. Войска Кавказской армии генерала Вран­геля и Добровольческой армии генерала Май-Маевского выходили из узких пределов Манычского фронта и Донец­кого каменноугольного бассейна на широкие просторы Юга России. В это время в армиях советского Южного фронта числилось до 100 000 человек против примерно 50 000 человек Кавказской, Донской и Добровольческой армий. Но это не помешало развитию наступления белых войск. Директива Главнокомандующего генерала Деники­на ставила подчиненным ему армиям следующие задачи: Кавказской армии — овладеть Царицыном; Донской ар­мии — разбить Донецкую группу противника и войти в связь с восставшими против красных Донскими округами; прочим фронтам — вести активную оборону.

На царицынском направлении противник перешел в наступление 4 мая, на донском – 19 мая 1919 г. Белогвардейцы имели численный перевес в силах. На 73 тыс. бойцов Южного фронта приходилось 100 тыс. деникинцев, особенно превосходили они в кавалерии. На Царицын наступала вновь сформированная Кавказская армия барона Врангеля, белым удалось захватить Сальск и к 1 июня выйти на рубеж речки Аксай. 10-я армия не имела возможности остановить продвижение противника. В тяжелом положении также находились 9-я и 11-я армии. Контратаки красной кавалерии носили локальный характер и не приносили ощутимого эффекта. Царицын оказался под угрозой полного окружения. 11 июня белогвардейцами удалось захватить Сарепту. Царицынский комитет РКП(б) вновь объявляет мобилизацию. Несмотря на голод в городе в Царицыне за 13 месяцев обороны проведено 28 мобилизаций, через военкоматы прошло 58 тыс. человек плюс проведено 9 трудовых мобилизаций.

12 июня 1919 г. в Царицыне вновь оказывается на осадном положении. Белогвардейцы уже находились на подступах к Бекетовке. В. И. Ленин 14 июня 1919 г. телеграфировал в РВС 10-й армии о необходимости удержания Царицына. Одновременно Ленин направил телеграмму в Реввоенсовет Южного Фронта: «Принимаете ли все меры по поддержке Царицына? Оттуда просят 15000 тыс. пехоты и 4000 тыс. конницы. Удержать Царицын необходимо. Сообщайте, что сделано и делается»[134].

С 15 по19 июня проходили самые ожесточенные бои, в ходе которых красногвардейцам удалось выбить деникинцев со станции Воропоново. 17 июня после одновременной концентрированной атаки 17-ти танков, сформированных в Екатеринодаре, и пяти бронепоездов: легких «Орел», «Генерал Алексеев», «Атаман Самсонов» и тяжелого «Единая Россия», Царицын пал. В боях были задействованы бронепоезда и корабли Волжской Военной флотилии. 20 июня удалось освободить Басаргино и Карповскую, но коренного перелома это не внесло. 29 июня деникинцы начали новое наступление и прорвали фронт 10-й армии. На ликвидацию прорыва были направлены последние резервы – школа красных курсантов. К исходу дня 37-я стрелковая дивизия и 6-я кавалерийская бригада получили приказ оставить Царицын и отойти на новый рубеж.

На протяжении более двух недель (10—27 июня) Царицын под­вергался систематической бомбардировке белогвардейскими аэро­планами. Бомбы сбрасывались на Александровскую и Пушкинскую площади[135], Донскую[136], Балашовскую, Царевскую и другие улицы. Вражеские пилоты неоднократно пытались нанести ущерб Царицынскому железнодорожному узлу. В ежесуточных сводках, направляемых ми­лицией председателю Царицынского исполкома, указывались фак­ты гибели гражданского населения, в том числе детей. Так, 10 июня в 11 часов на железнодорожном переезде сброшенной с аэроплана бомбой были ранены мужчина и женщина[137]. 24 июня «от налета не­приятельских аэропланов... бомба упала на дом № 52 на Донской улице, где убиты два человека и трое мужчин ранено. В четвертой части города сброшено 12 бомб, убито 8 человек, в том числе 3 маль­чика... В районе железнодорожной станции вблизи завода «Гардиен Валлос» убито двое работавших каменщиков»[138]. 27 июня около стан­ции Царицын Юго-Восточная от сброшенных двух бомб погибли 13 человек, ранено 14 человек, убита лошадь[139]. Одна бомба была сброшена в зверинец, что на Александровской площади. Убиты мед­ведь, волк и обезьяна. К счастью, человеческих жертв не было[140].

21 июня 1919 г. председатель Совета народных комиссаров (СНК) В.И. Ленин телеграфирует в реввоенсовет Южного фронта об экстренных мерах по укреплению обороны города Царицына: «Только что узнал от путейцев, что связи с Царицыном по железной дороге нет с 18 числа. Головная станция, по их словам, — Лог. Верно ли это? Если верно, почему скрывали и не доносили? Какие меры приняты к восстановлению положе­ния?»

Вскоре становится ясно, что удержать Красный Царицын не удастся. Центр дает указание об эвакуации города. Фронт распадался и красные части сдавались в плен. Судами Волжской военной флотилии было выведено на 100 баржах и пароходах 1,5 миллионов пудов нефти, сухопутными частями взорваны все бронепоезда.

Подавляющее большинство жителей эвакуироваться не успели. Органы Советской власти губернии, аппарат управления гу­бернской милиции, в том числе железнодорожной, были эвакуирова­ны в город Камышин.

Рано утром 30 июня 1919 г., войска генерала Врангеля вошли в город. Части 10-й армии практически без боя покинули город. О возможной панике в рядах Красной армии, говорит тот факт, что ими были брошены несколько исправных бронепоездов, пополнивших броневой парк белых[141]. Падение Царицына была большой потерей для Советской России. 3 июля в город торжественно въехал А. И. Деникин, где он подписал так называемую «Московскую дерективу», которая Царицын наводнили помещики, купцы, иностранные миссии; начались аресты и казни. Репрессиям со стороны белогвардейцев подверглись около 3500 человек.

После взятия Царицына войсками Кавказской армии генерала Врангеля Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России генерал Деникин отдал 20 июня 1919 г. директиву о дальнейшем развитии летней кампании 1919 г. Эта директива получила известность под названием «Мос­ковской директивы». По мнению самого Врангеля директива «являлась смертным приговором войскам Юга России»[142], так как нацеливала белые войска на сверхусилия, на захват Мо­сквы. Для достижения этой цели предписывалось всем армиям Вооруженных сил Юга России продолжать реши­тельное наступление. В частности, Кавказской армии над­лежало выйти сначала на фронт Саратов — Балашов, а от­туда продолжать наступление на север. Донской армии предписывалось наступать на Воронеж и Елец. Доброволь­ческой армии была дана важнейшая задача — наступление по кратчайшему оперативному направлению на Москву, через Курск и Орел.

Выполняя «Московскую директиву», войска Кавказ­ской армии продвинулись в течение месяца, с 20 июня по 20 июля, примерно на 230 верст к северу от Царицына и заняли город Камышин на Волге. Добровольческая же ар­мия не имела возможности приступить столь же быстро к выполнению всех возложенных на нее громадных задач. Для общего наступления на широком фронте она не могла получить крупных подкреплений извне, из состава других армий. Между тем протяжение фронта Добровольческой армии уже увеличилось за полтора месяца в три раза.

В конце июля – начале августа 1919 г. наступление Белой ар­мии, успешно развивавшееся после взятия Царицына в те­чение почти месяца, было остановлено упорными совет­скими контратаками в районе примерно на 80 верст к северу от Камышина.

Одновременно с этим ЦК РКП(б) и СНК РСФСР принимают срочные меры для укрепления Южного фронта; войска 9-й и 10-й армий и кавкорпус Буденного были сведены в особую группу, которой командовал В. И. Шорин.

18 августа 1919 г. советские войска перешли в контрнаступление им помогали корабли военной флотилии и десантный отряд моряков И. К. Кожанова. 22 августа от белых очищен Камышин, 1 сентября – Дубовка, 3 сентября – Качалино, 4 сентября – Рынок-Орловка. 5 сентября Красная Армия начала штурм Царицына, однако с ходу город взять не удалось. Удачи добился лишь десант Кожанова, поддержанный моряками. 28-я и 38-я стрелковые дивизии не смогли прорваться и прийти на помощь десантникам. Матросский десант бна Французский завод(ныне «Красный Октябрь») был разгромлен. Пленных белые не брали. Атака красных войск на захваченный белыми Царицын велась до середины сентября.

В боях с обеих сторон активно участвовали бронепоезда. Вот описание лишь одного типичного боя бронепоездов в конце августа 1919 г. сделанное белыми офицерами.

24 августа 1919 г. атаки красных продолжались по всему фрон­ту Кавказской армии. Контратаки войск, которыми командовал генерал Писарев, позволили им удержать укрепленную позицию к северу от Царицына. Но для белых бронепоездов, попавших в крайне не­выгодные условия местности, бой 24 августа был неуда­чен. Около 7 часов бронепоезд «Генерал Алексеев» вступил в бой у мос­та через реку Сакарка (приток Дона) между станциями Котлубань и Качалино и вскоре оказался в тяжелом поло­жении. Он подвергался одновременному обстрелу совет­ской артиллерии спереди, со стороны Качалино, и с пра­вого фланга, от древнего оборонительного вала. В 8 часов бронепоезд получил уже 5 попаданий снарядами, и на нем были безвозвратные потери.

К этому времени белые части генерала Улагая были оттеснены красными от южного берега реки Сакарка и отошли на юго-запад от полотна железной дороги. Обстановка для обоих бронепоездов становилась все хуже. Фланговый огонь укрытой советской артиллерии преследовал их на всем протяжении боевого участка длиной около 15 верст. Бронепоезда получили еще несколько попаданий снаряда­ми. Другие снаряды перебивали железнодорожный путь. Около 13 часов снарядами советской артиллерии был по­врежден мост через реку Котлубань, в тылу бронепоездов.

Около 14 часов снарядами красных была зажжена пулеметная площад­ка бронепоезда «Генерал Алексеев». Среди обслуживавшей ее команды было несколько убитых и раненых. Часть пу­леметов была разбита. Осколком снаряда был поврежден бронепаровоз.

Для того, чтобы не позволить крас­ным увезти боевой состав бронепо­езда «Генерал Алексеев», последний был пущен на сошед­ший с рельс бронепоезд «Вперед за Родину». Произошло крушение. При виде этого красные двинулись в атаку при поддержке сосредоточенного артиллерийского огня. Пер­выми выскочили из выемки на железнодорожном пути советская кавалерия и тачанки с пулеметами. Однако цепи команд бронепоездов отбили эту атаку пулеметным и ружейным огнем. Затем команды продолжали отходить цепями, залегая и отстреливаясь от наседав­шей кавалерии красных.

25 августа 1919 г. был сформирован сводный белый бронепоезд из двух бронеплощадок, которые не принимали участия в бою, так как были оставлены накануне в ремонте в Царицын­ском депо. Это были орудийная платформа системы пол­ковника Голяховского, от бронепоезда «Генерал Алексе­ев», и пулеметная бронеплатформа от бронепоезда «Впе­ред за Родину». Сводный бронепоезд обслуживался личным составом от обоих этих бронепоездов. Сводный бронепоезд подошел в этот же день, 25 августа, к повреж­денному мосту через реку Котлубань.

26 августа наступле­нием белых красные были оттеснены за реку Са­карка и к станции Качалино. К ночи боевой состав бронепоезда «Генерал Алексеев» был отведен в тыл, на станцию Гумрак близ Царицына. 27 августа со­вместными действиями войск генерала Писарева со сторо­ны Царицына и конной группы под командой генерала Бабиева из района станции Котлубань красные были от­брошены дальше на север. Под прикрытием сводного бро­непоезда были тогда закончены работы по подъему боевой части бронепоезда «Вперед за Родину» с помощью ре­монтного поезда Царицынского депо, в составе которого был большой паровой подъемный кран. После первона­чального ремонта в депо станции Царицын бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперед за Родину» были отправле­ны 31 августа в капитальный ремонт в Дебальцево, в До­нецком бассейне.

С 21 по 26 сентября 1919 г. проходил Пленум ЦК РКП(б), который принял дополнительные меры по укреплению Южного фронта, который уже с 27 сентября был разделен на Южный и Юго-Восточный фронты. В конце ноября 1919 г. войска Юго-Восточного фронта перешли в наступление. Ощутимый эффект принес рейд сводной кавалерийской группы Б. М. Думенко по тылам противника; был разгромлен шеститысячный корпус генерала Топоркова. 10-я армия смогла улучшить свои позиции и подготовится к новому наступлению на Царицын[143], бои за который начались. В то же время из-за Волги наступала 50-я Таманская дивизия Е. И. Ковтюха, входившая в 11-ю армию. 11-ой армии предписывалось «покончить с противником в районе Букатино и изыскать средства для переправы действующей в этом районе группы на правый берег Волги у колонии Сарпета для удара на Царицын с юга в направлении Воропоново. Для объединения действий в районе хутора Букатина (ныне Краснослободск) левобережный отряд 10-й армии, находящийся в районе Безродное, временно передается в распоряжение командарма 11»[144]. По правому берегу к Царицыну продвигалась 37-я дивизия П. Е. Дыбенко из 10-й армии. В ночь на 3 января 1920 г. войска Красной Армии вступили в Царицын.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: