Деятельность железнодорожников региона в период Первой русской революции 1905 – 1907 гг

9 января 1905 года царское правительство в Петербурге организовало расстрел мирной демонстрации рабочих. «Кровавое воскресенье» потрясло Россию. Будучи по существу, по своему социальному содержанию, революцией буржуазно-демократичекой, она была в то же время революцией пролетарской.

В 1905 году впервые как метод борьбы стало использоваться чисто пролетарское средство борьбы – стачка. Она была тем явлением, которое поднимало на борьбу все более и более широкие массы; с ее помощью дезорганизовывалась деятельность правительства.

Шквал негодования поднял стачечную волну, которая в середине февраля докатилась и до Царицына. В жандармском донесении сообщалось: «С января месяца между заводскими рабочими Царицына и Урал-Волжского (французского) металлургического завода (ныне «Красный октябрь») было некоторое брожение в пользу забастовки.»[56] Рабочие выдвинули акционерам предприятия ряд требований, которые носили исключительно экономический характер. Среди требований об удешевлении цены угля и бесплатной бани для рабочих, были требования об увеличении размера заработной платы, выдачи ее каждые две недели, учреждение постоянной комиссии из рабочих для разбора столкновений между рабочими и администрацией и удаление рабочих только по решению этой комиссии.[57] Благодаря такой политике акционеров удалось на некоторое время предотвратить забастовку, которая вспыхнула месяц спустя. 14 февраля 1905 г. рабочие металлургического завода объявили стачку. Она всколыхнула весь Царицын и вскоре стала всеобщей стачкой царицынского пролетариата. Разрозненные группы социал-демократов объединяются в общегородскую группу.

Началось брожение и среди железнодорожников Царицынского отделения. Действия мастеровых и служащих не имели активного характера. Но среди них росло недовольство против царя, вызванное январским расстрелом рабочей демонстрации в Петербурге.

Забастовки на железных дорогах в ту эпоху имели очень важное значение, так как по ним стачечное движение распространялось на огромные расстояние и практически останавливалась вся общественно-экономическая жизнь страны. Как и прочее стачечное движение, забастовки на железных дорогах имели два этапа: в начале и в конце 1905 г. “С половины января 1905 г. в газетах стали появляться заметки о забастовках в отдельных депо, мастерских или на участках то одной, то другой железной дороги. Постепенно забастовка распространилась на большие территории, и уже в первой половине февраля забастовкой были охвачены 13 крупнейших железных дорог: Риго-Орловская, Привислинская, Варшаво-Венская, Владикаквказская, Юго-Восточная, Рязано-Уральская, Московско-Казанская, Московско-Виндаво Рыбинская и др. Забастовки носили стихийный характер, в действиях бастующих не было ни какой согласованности[58].”

В октябре 1905 года в Петербурге состоялся Всероссийский Делегатский съезд. Съезд принял политические резолюции: требование отмены смертной казни, немедленного объявления гражданских свобод, созыва Учредительного собрания.

Уже в том же месяце началась стачка на Московско-Казанской железной дороге, которая к 9 октября переросла в политическую стачку шести железных дорог Москвы, охватила затем почти все железные дороги страны, почту и телеграф, фабрики и заводы[59].

Первый период забастовочного движения на железных дорогах не нашел своего отражения в Царицыне, хотя на Юго-Восточной и Владикавказской железных дорогах забастовки имели место быть, но центром движения на последней был Ростов, и до Царицына оно не дошло. Особое место в подготовке забастовки сыграли социал-демократы, обратившие внимание на значение железнодорожных забастовок. Подобная работа проходила и в Царицыне.

На станции Сарепта забастовка началась 11 октября 1905 г. Рабочие выдвигали требования улучшения условий труда и прибавки к жалованию. 12 октября из Ростова была получена телеграмма о начале забастовки в Ростове. Для поездки в Ростов были собранны делегаты, но выезд не состоялся, т.к. все требования бастующих были удовлетворены.

Всероссийская октябрьская стачка сильно напугала правительство. Император Николай II 17 октября 1905 года издал манифест, в котором обещал дать народу свободу, созвать государственную думу с законодательными функциями[60].

17 октября текст манифеста прибыл на станцию Сарепта. Многие его встретили восторженно. Железнодорожники решили прекратить забастовку и возобновить работу, но вскоре пришлось разочароваться и убедится в лживости обещаний свободы. Прикрываясь лживыми обещаниями манифеста 17 октября, царское правительство готовилось потопить «бунт» в крови. По стране начались черносотенные погромы, провокации. Пролетариат Царицына ответил на это новыми стачками. В ноябре наиболее крупными выступлениями в городе были стачки железнодорожников депо Царицын станций Юго-Восточная и Волжская. Они сопровождались массовыми митингами и демонстрациями. 14 ноября на территории депо состоялся двухтысячный митинг. Выступавшие на нем ораторы призывали рабочих к дальнейшей борьбе с царизмом. Аналогичные митинги были проведены здесь 27 и 30 ноября. Саратовский губернатор П. А. Столыпин объявил Царицын и уезд «на положении усиленной охраны». В распоряжении по этому поводу указывалось, что «митинги приняли чисто революционный характер, сопровождаясь открытыми призывами к вооруженной борьбе против правительства». В самом Саратове также проходили незаконные собрания, на которых звучали призывы к свержению самодержавия и захвату власти, критика самодержавия, призыв к всеобщей политической стачке и так далее.

Массовые выступления пролетариата в течении всего 1905 г. привели к Декабрьскому вооруженному выступлению. Центром восстания стала Москва. 7 декабря Московский совет рабочих депутатов объявил всеобщую политическую стачку, которую решено было в ходе борьбы перевести в вооруженное восстание. К решению Московского Совета присоединились делегаты проходившей в эти дни конференции представителей 29 дорог. Конференция приняла резолюцию о немедленном объявлении всероссийской железнодорожной стачки.

Первыми включились в стачку 7 декабря железнодорожники Сарепты. У жандармов отбиралось оружие, арестовывались железнодорожные кассы и телеграф, руководство смещалось со своих должностей[61]. На другой день стачки вспыхнули на станциях Котельниково, Чир, Морозовская, Тихорецкая. 9 декабря объявили стачку рабочие депо Царицын и служащие царицынского железнодорожного телеграфа. К 12 часам этого же дня приостановилось движение поездов на всех направлениях: Царицын – Филоново, Царицын – Лихая, Царицын – Тихорецкая.

Как известно, первая русская революция продолжалась около двух с половиной лет. Отступление с боями началось после поражения Декабрьского вооруженного восстания. С середины 1907 года реакция перешла в решительное наступление.

Одним из требований работников железных дорог было предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков. Только с 1906 года работники Владикавказской и Юго-Восточных железных дорог добились 7-12 дневных отпусков. Большой оставалась продолжительность рабочего дня. Для паровозных бригад время работы составляло 12 часов, отдых — 18, сравнительно с другими странами: Германия — 10 и 16часов соответственно, Франция - 10 и 12 часов, Венгрия - 12 и 16 часов[62]. Хотя в 1905 году она не превышала 9,5 часов в сутки. Увеличивалось время для отдыха паровозных бригад и поездных агентов. Царицынские железнодорожники, участвуя в революции, получили закалку, а главное – они познали вкус свободы и демократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: