Появление рекламы в обществе в массовых масштабах не могло состояться ранее, чем сформировались массы, которые могут, хотят и должны купить товар.
Очевидно, что когда работники стали получать жалованье, которое было хотя бы немного выше затрат на покрытие чисто физиологических потребностей, у них образовывалось некое количество лишних средств. Эти средства превращались в арену борьбы конкурирующих производителей разнообразных •товаров и услуг. Ясно, что массовым такое явление могло стать только в ходе технологических революций XVIII-XIX вв.
Индивидуальная специализация, а следовательно, рост технического (технологического) мастерства, являясь одним из условий црогресса, повышает уровень жизни и увеличивает общее свободное время. Именно последнее (а точнее способы его проведения) углубляет индивидуальные различия работников, что опять-таки ведет к прогрессу1.
Вследствие «конвейеризации» и стандартизации труда возникла объективная необходимость разрядки, отдыха от труда. Более того, стандартизация на производстве потребовала разнообразия вне его, в сфере свободного времени. Реально значимое свободное время у большинства членов западного общества появилось лишь в конце XIX в., когда в промышленности произошло сокращение количества рабочих часов, что, кстати, в специальной литературе отмечается как основное достижение рабочего класса в это время.
В дальнейшем время досуга в среднем стало увеличиваться больше, чем время, отводимое на гигиену, еду и сон, и те виды деятельности, которым человек посвящал досуг, привели к образованию системы ценностей, которые оказывают значительное влияние на образ жизни и культуру.
Таким образом, чрезвычайное усложнение социально-политической стратификации общества, мобильность масс, экономическая, политическая, религиозная и др., стали основой мобильности вкусов, потребностей, интересов, ценностей на протяжении жизни одного и того же индивида.
Урбанизация: возникновение новых потребностей
Еще раз обратимся к периоду, начиная с XVIII в. в западных странах, которым отвечает представленная модель массовизации ряда социальных явлений, которые мы брали в основном в со-циоэкономических координатах. Рассматривая этот период с точки зрения социологии расселения, мы найдем еще несколько объяснений процесса появления рекламы в обществе.
В городе человек имеет принципиальную, объективную возможность разнообразить свою культурную, информационную, потребительскую, социетальную деятельность. Массовое общество выработало определенные модели потребительского поведения. Понятие «иметь» рассматривается в реальной жизни, если хотите, даже исповедуется, как равносильное понятию «быть»2. Понятие «иметь» складывается в результате накопления внешних признаков, которые становятся частью социального положения, статуса, бытия, сущности индивида. Вы тот, какую модель автомобиля имеете. Известный американский публицист Олвин Тоффлер, характеризуя эту сторону современного общества, называет его обществом «выбрасывателей». «Как разительно, — пишет он, — отличается новое поколение девочек, с радостью обменивающих своих прежних Барби на новых, усовершенствованных, от их матерей и бабушек, которые не расставались со своей любимой куклой, покуда та не разваливалась от старости... Девочка, обменивающая свою Барби на новую, с младенческих лет видит, что у нее в доме вещи подолгу не задерживаются... Ее дом подобен большой перерабатывающей машине, через которую проходят различные предметы, появляясь и исчезая со все большей и большей скоростью.
С момента рождения ей прививается культура «выбрасывания»1. Заметим: прежде чем стать обществом «выбрасывания», общество стало обществом приобретения. Но если в первом приобретение обеспечивалось подергиванием трех, образно говоря, коммутаторских линий связи человека с обществом, то в обществе «выбрасывания» — подергиванием тридцати трех. Накопленные потребности с их принципиальной возможностью разнообразия определяют количество потребляемого.
Этим процессам отвечает такое определение рекламы, которое уже приводилось и которое часто встречается в специальной литературе. Реклама — это форма коммуникации, которая переводит качество товара или услуги на язык нужд и запросов потребителя.
Этим объясняется стремление ко все большему разнообразию окружающих нас и потребленных нами предметов. Жерар Пети, директор компании «Аксьон экзагон», которая занимается изучением общественного мнения французов, говорит об этом как о факте, подтвержденном в ходе многолетних исследований рынка: «Мы исходим из того, что изделия морально стареют — срок жизни многих продуктов 5—10 лет и надо постоянно адаптироваться к вкусам потребителя»2.
Массовое общество: зеркало для индивида
Этот, так сказать, «количественный» анализ потребительской ситуации необходимо дополнить социопсихологическим анализом. Заметим, что определенные товары, определенные модели поведения играют роль образца для подражания, а само приобретение товаров начинает рассматриваться индивидом как способ подключения к более высокой социальной группе. Потребительская стоимость товара как бы «удваивается» за счет престижной
стоимости, вследствие чего потребление получает престижный характер. Но поскольку в тот же процесс оказываются втянутыми и другие люди, от которых данный человек стремится себя отличить, престижное потребление в то же время становится средством обозначения принадлежности к своей среде. Желание возвыситься над своей средой сталкивается в сознании потребителя со страхом оказаться в числе отстающих или, наоборот, в числе «выскочек» и подвергнуться остракизму со стороны окружающего большинства.
В такой общественной ситуации резко повышается степень чувствительности индивида к ожиданиям'и оценкам окружающих. Он всегда настороже, зорко следит за динамикой общественного мнения. Возникает тип личности, которую американский социолог Д. Рисмэн назвал человеком-локатором. Главная его способность — это умение угадывать чужие ожидания. «Ныне людьми управляет мода, — писал Рисмэн в книге «Одинокая толпа», — причем мода быстро меняющаяся. Она выступает в качестве заменителя внутренней морали»1. Рисмэн же определял современную личность как личность, ориентированную на других (other-directed man). Такой тип ориентации, помимо всего прочего, позволяет индивиду жить без конфликтов в гармонии с другими и составляет проблему выживания личности в мегаполисах, и в то же время создает острую потребность в официальных подсказках, в постоянно поступающих советах относительно того, что именно считается сегодня должным. В связи с этим обостряется спрос на текущую нормативную информацию. Какие книги сегодня быстро исчезают с книжных прилавков? Не в последнюю очередь те, которые содержат такую информацию.
Характер взаимодействия индивида и общества определяет в данном случае психологический механизм, суть которого заключается в том, что угроза социальной изоляции для индивида оказывается важнее потери собственного мнения. Этой проблемой давно и углубленно занимаются исследователи общественного мнения, специализирующиеся на прогнозах исхода различного рода политических выборов. Они неоднократно наблюдали, что во время избирательных кампаний происходит изменение мнения избирателей в поддержку того мнения, которое уже доминирует в обществе1.
Таким образом, мы вправе рассматривать отмеченные выше характеристики современного, массового общества как определенные механизмы саморегуляции общества, адаптации индивида. В массовом обществе сменился механизм адаптации человека, и реклама заняла здесь свое место.
Покупка завершается в тот момент, когда покупатель остановился на одном предмете; до этого происходит выбор, который начинается с того, что покупатель знакомится с возможностями, какие предлагает рынок. Из этого следует, что наша «жизнь» при акте покупки сводится, главным образом, к переживанию предоставляющихся возможностей. Когда говорят о нашей жизни, обычно забывают то, что мне кажется самым существенным: жизнь наша в каждый момент состоит прежде всего в осознании наших возможностей. Если бы в каждый момент перед нами была лишь одна возможность, это была бы уже не «возможность», а просто необходимость. Однако вторая возможность всегда есть; как это ни странно, но в нашей жизни всегда есть варианты, которые дают нам
возможность сделать выбор. Жить — это значит пребывать в кругу определенных возможностей, которые зовутся «обстоятельствами»1.
Но гуманисты давно обсуждают эту проблему с другой стороны. Выбор — это еще и мучение для современного человека; впрочем, эту проблему можно найти даже в Библии, где проблема искушения трактовалась как возможность выбора: если бы его не было, не было бы и добродетели2.
Для индивида такая природа контакта создает ощущение свободы выбора, индивидуального решения: иначе говоря, возникает неперсонализированное взаимодействие индивида и рекламы, благодаря чему с получателя рекламы снимается огромный груз моральной и психологической «ответственности», в равной мере ощущаемой участниками контакта, который имеет место, например, когда коммивояжер стучится к вам в дверь, или членами Государственной Думы, решающими дилемму, как голосовать — тайно или открыто.
С усложнением социальной организации общества, с увеличением возможностей как вертикальной, так и горизонтальной мобильности человек, как уже говорилось, обрастал множеством социальных ролей. В этой связи процитирую современного исследователя проблемы массового сознания Б.А. Грушина:
«Еще какие-нибудь сто лет назад общее количество «социальных ролей» индивида, отмечающих его принадлежность к различным группам, в среднем, наверное, не превышало и десятка. Он был членом семьи, соседом, жителем какого-то поселения, принадлежал к какому-либо социальному классу, к какой-либо нации, мог трудиться в каком-то, как мы бы теперь сказали, «коллективе», входить в какую-нибудь общественную политическую организацию...
Конечно, процесс реализации роли конкретным человеком индивидуален, он зависит от целой группы факторов: психогенных особенностей личности, степени соответствия групповых эталонов личностным ценностным ориентациям, структуры группы, ее сплоченности, системы наград и санкций, степени идентификации индивида с группой и т.п. Но влияние группы, зависимость индивида от нее здесь налицо.
На более позднем этапе вхождения человека в общество устойчивую ориентацию человека в обществе создает фундаментальная информация, приобщающая его к профессии, науке, искусству. Такая информация поступает к человеку преимущественно по каналам социальных коммуникаций и формирует знания и интересы индивида более актуального, чем структурная, характера.
Соотношение этих слоев на информационном срезе общества позволяет сделать два вывода. Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим, ломающим все групповые (религиозные, половые, сословные и др.) перегородки внутри общества. Во-вторых, оперативная информация, ее положение имеет надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной и фундаментальной информации; влияние этой «массовой» оперативной информации всегда будет ограничено ее «поверхностным» положением относительно корневой системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и культуры сообщества.
Опираясь на этот теоретико-методологический постулат, любая конкретная наука, в частности психология, социальная психология, социология, имеющая дело уже с «готовым» индивидуальным сознанием, рассматривает это индивидуальное сознание как сплав различных влияний общества на индивида: семьи, школы, ближайшего окружения («первичной» группы), различных социальных институтов и т.д.; при этом формирование личности отнюдь не носит характера отношений молота и поковки. Реклама никогда не остается один на один с этим индивидуальным сознанием. Она лишь часть этих многочисленных влияний.
Итак, анализируя основные социологические факторы, способствующие массовости процесса существования рекламы в обществе, мы как равноправные рассмотрели три главных фактора:
во-первых, возникновение массы производителей товаров и услуг, которые объективно становятся конкурентами;
во-вторых, формирование системы массовых коммуникаций, которая жизненно зависима от рекламных поступлений как своего финансового фундамента, но при этом остается свободной в этих своих действиях от государства и зависимой от сферы спроса, т.е. своих потребителей;
в-третьих, появление адресата рекламы — ежедневного потребителя информации массовых каналов, что исторически совпадает с включенностью его в массовое общество, специфические характеристики которого делают индивида объективно и субъективно заинтересованным в утилитарной информации, в том числе и рекламе.