Массовое сознание как объект рекламы.
Итак, каковы социальные условия проявления рекламы как массового явления:
1. Возникновение рынка производителей.
2. Формирование рынка информационных средств размещения рекламы.
3. Появление рынка потребителей рекламных товаров и услуг.
Рассмотрим каждое из этих условий в отдельности, и какие факторы этому способствовали.
Возникновение рынка производителей стало возможным, когда появился слой конкурирующих между собой производителей, когда производство товаров массовым и появилась проблема: не как произвести, а как продать товар!
Это произошло в конце XIX в. На фоне научно-технической революции (НТР) и технологической революции (конвейерная система, специализация, отдельные операции, а не производство от начала до конца). В результате у производителей появилась потребность и необходимость заботиться о продвижении своего товара к потребителю, а значит появилась особая сфера профессиональной деятельности в рамках производства – маркетинг, задача которого состояла в том, чтобы товар мог легко доходить до производителя. И наряду с этим возникает другая задача – как с наибольшей вероятностью оказать влияние на потенциальных потребителей, выбрать формы обращений мотивировок, средства распространения и т.п. А эти задачи решаются таким специфическим видом деятельности, как реклама.
|
|
Так стала создаваться специальная сфера деятельности и индустрия рекламы («на поток»).
Какие факторы этому способствовали?
В условиях многоликости и конкуренции производителей появилась – «оценочная», «качественная» надстройка под потребительскими свойствами товара. Определяющим главным стал вопрос: какой товар? (а не какой товар?). Это привело к наличию на рынке реального выбора предметов покупки для потребителя. Реклама – как массовое явление только там, где есть выбор. Именно здесь появилось широкое поле деятельности для рекламы.
Эта «оценочная», «качественная» надстройка под потребительскими свойствами товаров и услуг – стала определяющей характеристикой рекламы «золотой жилой», оказывающей свое влияние и на потребителей и на конкуренцию между производителями.
В ХХ в. появилась т.н. «неценовая» конкуренция, когда «образ товара» в сознании потребителя постепенно становятся частью самого продукта. Реклама участвует в производстве этого образа, социального мифа. Руководитель одного из американского рекламного агентства говорил: Женщины покупают не товар, а надежду. (Ланолин в мыле и в кремах, вспомните рекламу «Камей»; мужчина покупает не просто автомобиль, а символ успеха),
|
|
Таким образом, производство на данном этапе современного развития обеспечило рынок такой товарной массой, которая нуждалось в информационном обеспечении как гаранту выхода к индивидуальному потребителю.
Перейдем ко 2 фактору появления рекламы как массовое явление - формирование рынка информационных средств размещения рекламы.
Распространение информации – рекламоносители. Понятно, что речь идет о средствах массовой коммуникации (СМК – печать, радио, телевидение). Какие были раньше средства массовой коммуникации: глашатаи, зазывалы, слухи и т.п., печатная продукции (1654 г. – печатный станок), газеты.
Распространенность СМК должна была достичь такого уровня, чтобы могла удовлетворять рекламодателей – они должны стать ежедневной необходимостью повседневной жизни людей. Если говорить о газетах и журналах – то это произошло не ранее XIX в.