double arrow

Тезис № 4. Кун уточняет понятие парадигма понятием дисциплинарной матрицы


Кун уточняет понятие парадигма понятием дисциплинарной матрицы. Дисциплинарная матрица как уточнение парадигмы включает в себя три признака:

1. Символические обобщения или законы.

2. Модели и онтологические интерпретации.

3. Образцы решения проблем.

Кун, в отличие от представителей логического неопозитивизма, вводит вновь так называемые метафизические высказывания в обоснование парадигмы и дисциплинарной матрицы, более того, сама парадигма у Куна представляет собой, по существу, большую метафизическую систему, которая детерминирует основоположения научной теории, её (теории) онтологию, её эмпирический базис.

Кун оперирует понятием научное сообщество, оно во многом синонимично понятию парадигмы. Парадигма – это научный взгляд на мир, разделяемый и принимаемый научным сообществом, а научное сообщество – это определённая историческая группа людей, учёных, объединённых вокруг определённой парадигмы (её (парадигму) разделяющих). Следовательно, Кун вслед за историками-марксистами вводит в науковедение понятие субъекта научной деятельности, в качестве которого выступает не сколько обычный человек, а научное сообщество в целом.

Согласно Куну, наука, развивающаяся в рамках используемой парадигмы, называется у Куна нормальной наукой, и это состояние науки является, по существу, нормальным для поколения или поколений учёных. решение проблем в период нормальной науки Кун называет головоломками, которые характеризуются, по Куну, двумя признаками:

1. Гарантированное законченное решение.

2. Решение может быть получено некоторым предписанным путём.

Центральным же понятием у Куна выступает (является) понятие научной революции, и к научной революции, т.е. смене парадигм, т.е. к смене нормального периода в эволюции и развитии науки и выступает революция.

Подвергают сомнению парадигму так называемые «аномалии», т.е. несоответствие и неспособность парадигмы решать новую научную проблему. Постепенное накопление аномалий свидетельствует о том, что она (парадигма) не способна решать головоломки и в науке наступает состояние, которое Кун называет кризисом. Период кризиса заканчивается, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами, объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть учёных, возникает новая парадигма, научное сообщество восстанавливает своё единство. Смену парадигм Кун называет научной революцией.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: