Тезис № 1. Детерминизм от латинского слова determinare, что в буквальном толковании означает определённый, определённость

Детерминизм от латинского слова determinare, что в буквальном толковании означает определённый, определённость, следовательно индетерминизм (indeterminare) – неопределённый, неопределённость. Детерминизм есть философская научная концепция, утверждающая об определённости, регулярности, повторяемости процессов и событий в бытии, включая человека. Философский детерминизм включает в себя и моменты неопределённости, нерегулярности процессов и событий в мире бытия. Философский детерминизм нельзя сводить к варианту физического индетерминизма, в частности, в представлениях Гейзенберга. Философский детерминизм включает в себя органически 3 формы детерминизма (детерминизм есть некое умонастроение, направление, но есть и детерминант – причинно-следственная связь, их не надо путать, окончание изм – о концепциях, представлениях):

1. Первая форма получила название жёсткий или лапласовский детерминизм. Автором является великий учёный Лаплас, который подчёркивал, что исходное знание основных физических констант и величин (V, a, движение и т.д.) даёт нам возможность определить, какой была наша вселенная в прошлом и какой она будет в сколь угодно отдалённом будущем, т.е. жёсткий лапласовский детерминизм позволяет нам делать однозначные жёсткие прогнозы. Жёсткий лапласовский детерминизм выполняется в так называемых закрытых системах, например в механической. Жёсткий лапласовский детерминизм есть такая форма причинно-следственных связей, при которой данное состояние объекта в данных конкретных условиях определяет последовательное состояние объекта однозначно. Следовательно, в основе жёсткого лапласовского детерминизма положена недооценка объективного характера случайности. С точки зрения жёсткого лапласовского детерминизма, в смене состояний какого-либо объекта существует единственная реальная возможность, и она реализуется в действительность, иначе говоря, жёсткий лапласовский детерминизм есть однозначная возможность (от Демокрита).

2. Вторая форма детерминизма получила название тихестического детерминизма (от Эпикура феномен случайности?). В буквальном смысле от слова тихе, что в переводе с древнегреческого означает «случай, случайность». Тихестический детерминизм в противоположность жёсткому лапласовского детерминизму абсолютизирует случайность в смене состояний объекта, полагая, что космос и вселенная представляют собой различные формы хаоса, а регулярность и определённость – это не закономерность хаоса, а случайные временные явления, при этом в тихестическом детерминизме невозможность точного предсказания событий объясняется не просто объективным характером случайности, но и относительностью наших знаний о мире. С философской точки зрения, важно доказать, что является онтологическим референтом случайности, существует ли объективно случайность наряду с необходимостью? Здесь разворачиваются следующие аргументы:

1. Согласно Бранскому, в современном мире, а, следовательно, в философии и науке существует два типа причинно-следственных связей, цепей, процессов, а именно зависимые причинно-следственные процессы, знание о которых даёт форму жёсткого лапласовского детерминизма и возможность однозначного прогнозирования будущего состояния объекта.

2. Второй тип – независимые причинно следственные процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: