1. Анализ объема, ассортимента и структуры продукции.
Первым этапом анализа является оценка динамики, объема произведенной продукции. Для этого рассчитываются базисные и цепные показатели динамики. На основе цепных показателей определяется среднегодовой темп роста. С помощью средней геометрической. (Темп роста среднегодовой = корень N-степени из T1 * T2 * Tn).
В процессе анализа необходимо оценить степень выполнения плана по выпуску продукции. Для этого рассчитываются абсолютные отклонения фактических показателей от плановых и относительная величина выполнения плана.
Важным элементом анализа является оценка выполнения плана по ассортименту и структуре. Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием количества по каждому из них. Выполнение плана по ассортименту определяется способом среднего процента, который рассчитывается как отношение фактического выпуска продукции в пределах плана к плановому выпуску. Структура продукции – это соотношение удельных весов, отдельных изделий в общем объеме выпуска. Выполнить план по структуре значит – сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных её видов.
|
|
Пример №3.
Вид продукции | Объем,т.р. | Структура,% | Изменения | Засчитывается выполнение плана по ассортименту | Фактический выпуск в плановой структуре | Засчитывается выполнение плана по структуре (сравниваем 3 и 10 и берем наименьшее) | ||||
план | факт | план | факт | в объема | В структуре | |||||
т.р. (3-2) | % (3/2 *100) | % (5-4) | ||||||||
А | 35.2 | 31.4 | – 36 | 87.5 | -3.9 | 283.4 | ||||
Б | 41.2 | 41.1 | -6 | 98.2 | -0.1 | 330.6 | ||||
В | 23.5 | 27.5 | +29 | 115.1 | +4 | 188.9 | 188.9 | |||
Итого: | -13 | 98.4 | - | 770.7 |
СВПасор = 774/816 * 100 = 94.9% (структура выполнения плана)
ОВПстр = 770.7 / 803 * 100 = 96% (План недовыполнил план на 4 процента).
2. Анализ качества продукции и ритмичности производства.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, позволяющих удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.
Обобщающие показатели характеризуют качества всей продукции, независимо от её назначения. К ним относятся:
- удельный вес аттестованной продукции;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- удельный вес продукции соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из свойств продукции:
- полезность;
- долговечность или надежность;
- технологичность.
Косвенные показатели качества:
|
|
- штрафы за некачественную продукцию;
- объем и удельный вес забракованной продукции;
- удельный вес рекламационной продукции (рекламация – это претензия от потребителя за некачественность).
В процессе анализа необходимо изучить динамику вышеперечисленных показателей, оценить степень выполнения плана по ним и выявить степень выполнения плана по качеству в целом.
Для оценки выполнения плана по качеству используется два метода:
- балльная оценка – заключается в определении средневзвешенного балла качества. Применяется если на предприятии нет разделения по сортам продукции. Они просто разделяются по баллам качества от 0 до 1.
А – 1 – 100 шт.
Б – 0.7 – 120 шт.
В – 0.5. – 160 шт.
Средневзвешенный балл качества = (100*1 + 120*0.7 + 160*0.5) / 100+120+160 = 0.76
- метод расчета коэффициента сортности: применяется когда продукция подразделяется по сортам (например, мука – первого, высшего сорта) определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к стоимости продукции по цене первого сорта.
I – 150 р./шт - 150
II – 120р/шт - 100
III – 80р/шт - 60
(100* 150 + 120*100 + 60*80)/ 280 *150 = 0.75
В заключение анализа качества необходимо оценить влияние изменения качества на изменение стоимостных показателей.
Изменение стоимости выпущенной продукции: ΔВП = (Ц1 – Ц0) * К1
Изменение стоимости реализованной продукции: ΔРП = (Ц1 – Ц0) * Кр1
Изменение прибыли от реализации: ΔП = ((Ц1 – Ц0) – (С1 – С0))* Кр1
Ц0Ц1 – это цена продукции до и после изменения качества соответственно.
К1 – это количество произведенной продукции измененного качества.
Кр1 – это количество реализованной продукции измененного качества.
С0С1 – это себестоимость единицы продукции до и после изменения качества.
Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствием с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренными планом. Различают прямые и косвенные показатели ритмичности. К прямым показателям относятся:
- удельный вес продукции за декаду (три месяца вроде) в месячном объеме выпуска;
- удельный вес продукции за месяц в квартальном выпуске.
- удельный вес продукции за квартал в годовом выпуске.
коэффициент ритмичности: Критм = ∑(ВПплi - Нi) / ∑ ВПплi
ВПплi – это плановый выпуск продукции за i отрезок анализируемого периода.
Нi – это недовыполнение плана за i отрезок анализируемого периода.
Списать пример
Косвенные показатели ритмичности – это наличие доплат за сверхурочные работы, за оплату простоев по вине предприятия, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку готовой продукции.
3. Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств.
Анализ реализации проводится за каждый месяц квартал, полугодие и год. В процессе него фактические данные сравниваются с плановыми, с предыдущими периодами, и выявляется влияние факторов на изменение выручки от реализации.
Факторный анализ проводится балансовым методом с помощью следующего балансового уравнения: Онг + ДЗнг + ПТ – Окг – ДЗкг – ВР. (ДЗ – дебиторская задолженность на начало или конец года, ПТ – произведенные продукты, Онг – остатки на начало года, Окг – остатки на конец года, ВР – выручка от реализации).
ВР = Онг + ДЗнг + ПТ – Окг – ДЗкг
Анализ реализации продукции непосредственно связан с анализом выполнения договорных обязательств, который необходимо проводить в разрезе отдельных договоров, видов продукции и сроков поставки.
Относительная величина выполнения плана по договору:
ОВПД = (∑ (ОТплi – Нi) / ∑ОТплi) * 100
ОТплi – это плановый объем отгрузки I вида продукции в соответствии с договором, Нi – недопоставка I вида продукции.