Анализ производства и реализации продукции

1. Анализ объема, ассортимента и структуры продукции.

Первым этапом анализа является оценка динамики, объема произведенной продукции. Для этого рассчитываются базисные и цепные показатели динамики. На основе цепных показателей определяется среднегодовой темп роста. С помощью средней геометрической. (Темп роста среднегодовой = корень N-степени из T1 * T2 * Tn).

В процессе анализа необходимо оценить степень выполнения плана по выпуску продукции. Для этого рассчитываются абсолютные отклонения фактических показателей от плановых и относительная величина выполнения плана.

Важным элементом анализа является оценка выполнения плана по ассортименту и структуре. Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием количества по каждому из них. Выполнение плана по ассортименту определяется способом среднего процента, который рассчитывается как отношение фактического выпуска продукции в пределах плана к плановому выпуску. Структура продукции – это соотношение удельных весов, отдельных изделий в общем объеме выпуска. Выполнить план по структуре значит – сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных её видов.

Пример №3.

Вид продукции Объем,т.р. Структура,% Изменения Засчитывается выполнение плана по ассортименту Фактический выпуск в плановой структуре Засчитывается выполнение плана по структуре (сравниваем 3 и 10 и берем наименьшее)
план факт план факт в объема В структуре
т.р. (3-2) % (3/2 *100) % (5-4)
                     
А     35.2 31.4 – 36 87.5 -3.9   283.4  
Б     41.2 41.1 -6 98.2 -0.1   330.6  
В     23.5 27.5 +29 115.1 +4   188.9 188.9
Итого:         -13 98.4 -     770.7

СВПасор = 774/816 * 100 = 94.9% (структура выполнения плана)

ОВПстр = 770.7 / 803 * 100 = 96% (План недовыполнил план на 4 процента).

2. Анализ качества продукции и ритмичности производства.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, позволяющих удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.

Обобщающие показатели характеризуют качества всей продукции, независимо от её назначения. К ним относятся:

  • удельный вес аттестованной продукции;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • удельный вес продукции соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из свойств продукции:

  • полезность;
  • долговечность или надежность;
  • технологичность.

Косвенные показатели качества:

  • штрафы за некачественную продукцию;
  • объем и удельный вес забракованной продукции;
  • удельный вес рекламационной продукции (рекламация – это претензия от потребителя за некачественность).

В процессе анализа необходимо изучить динамику вышеперечисленных показателей, оценить степень выполнения плана по ним и выявить степень выполнения плана по качеству в целом.

Для оценки выполнения плана по качеству используется два метода:

  1. балльная оценка – заключается в определении средневзвешенного балла качества. Применяется если на предприятии нет разделения по сортам продукции. Они просто разделяются по баллам качества от 0 до 1.

А – 1 – 100 шт.

Б – 0.7 – 120 шт.

В – 0.5. – 160 шт.

Средневзвешенный балл качества = (100*1 + 120*0.7 + 160*0.5) / 100+120+160 = 0.76

  1. метод расчета коэффициента сортности: применяется когда продукция подразделяется по сортам (например, мука – первого, высшего сорта) определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к стоимости продукции по цене первого сорта.

I – 150 р./шт - 150

II – 120р/шт - 100

III – 80р/шт - 60

(100* 150 + 120*100 + 60*80)/ 280 *150 = 0.75

В заключение анализа качества необходимо оценить влияние изменения качества на изменение стоимостных показателей.

Изменение стоимости выпущенной продукции: ΔВП = (Ц1 – Ц0) * К1

Изменение стоимости реализованной продукции: ΔРП = (Ц1 – Ц0) * Кр1

Изменение прибыли от реализации: ΔП = ((Ц1 – Ц0) – (С1 – С0))* Кр1

Ц0Ц1 – это цена продукции до и после изменения качества соответственно.

К1 – это количество произведенной продукции измененного качества.

Кр1 – это количество реализованной продукции измененного качества.

С0С1 – это себестоимость единицы продукции до и после изменения качества.

Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствием с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренными планом. Различают прямые и косвенные показатели ритмичности. К прямым показателям относятся:

  • удельный вес продукции за декаду (три месяца вроде) в месячном объеме выпуска;
  • удельный вес продукции за месяц в квартальном выпуске.
  • удельный вес продукции за квартал в годовом выпуске.

коэффициент ритмичности: Критм = ∑(ВПплi - Нi) / ∑ ВПплi

ВПплi – это плановый выпуск продукции за i отрезок анализируемого периода.

Нi – это недовыполнение плана за i отрезок анализируемого периода.

Списать пример

Косвенные показатели ритмичности – это наличие доплат за сверхурочные работы, за оплату простоев по вине предприятия, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку готовой продукции.

3. Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств.

Анализ реализации проводится за каждый месяц квартал, полугодие и год. В процессе него фактические данные сравниваются с плановыми, с предыдущими периодами, и выявляется влияние факторов на изменение выручки от реализации.

Факторный анализ проводится балансовым методом с помощью следующего балансового уравнения: Онг + ДЗнг + ПТ – Окг – ДЗкг – ВР. (ДЗ – дебиторская задолженность на начало или конец года, ПТ – произведенные продукты, Онг – остатки на начало года, Окг – остатки на конец года, ВР – выручка от реализации).

ВР = Онг + ДЗнг + ПТ – Окг – ДЗкг

Анализ реализации продукции непосредственно связан с анализом выполнения договорных обязательств, который необходимо проводить в разрезе отдельных договоров, видов продукции и сроков поставки.

Относительная величина выполнения плана по договору:

ОВПД = (∑ (ОТплi – Нi) / ∑ОТплi) * 100

ОТплi – это плановый объем отгрузки I вида продукции в соответствии с договором, Нi – недопоставка I вида продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: