Цели, задачи, содержание финансового анализа.
Финансовый анализ деятельности предприятия включает в себя три взаимосвязанных блока:
- анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
- анализ финансового состояния;
- анализ деловой активности и эффективности.
Цель ФА – получение определенного числа основных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменение в структуре активов и пассивов в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Задачи ФА отражают его содержание. Задачи ФА:
- предварительный обзор бухгалтерской отчетности;
- характеристика имущество предприятия;
- характеристика источников формирования имущества (пассивов предприятия);
- оценка финансовой устойчивости;
- анализ ликвидности предприятия;
- анализ прибыли и рентабельности;
- анализ деловой активности и эффективности;
- разработка мероприятия по улучшению финансовой деятельности организации.
ФА проводится на основе данных публичной отчетности: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Бывает достаточно первых двух форм, чтобы сделать поверхностный анализ. Налоговая так и делает.
|
|
К субъектам (заинтересованным в лучшем развитии предприятия) ФА относятся:
А) внутренние пользователи – это собственники предприятия, менеджеры и руководители предприятия, рабочие предприятия;
Б) внешние пользователи – партнеры, инвесторы, кредиторы, контролирующие органы (налоговые службы, органы статистики, аудиторские фирмы).
Методы или способы обработки ФА:
- горизонтальный анализ – это сравнение показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов (горизонтальный, потому что анализ по строке горизонтальной, как строка отчетности на разных стадиях развития повиляла на результат в целом);
- вертикальный анализ – это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом (по столбцу, как каждая строка отчетности повлияла на результат в целом);
- трендовый анализ – основан на расчете относительных отклонения показателей отчетности за ряд периодов и выявлении тренда, то есть основной тенденцией изменения показателей, очищенной от случайных влияний (то есть, не учитываем результат с учетом чрезвычайных происшествий: пожар, техногенная катастрофа, засуха и т.д.);
- метод финансовых коэффициентов – это расчет отношений между отдельными позициями одной или нескольких форм отчетности (те коэффициенты, о которых говорили выше);
- сравнительный метод – проводится на основе внутрихозяйственного или межхозяйственного сравнения аналогичных показателей (если каждое СП имеет свою хозрасчетную систему, или же если мы сравниваемся с конкурентами);
- факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя.
Общая оценка динамики финансового состояния.
|
|
Для оценки общей динамики финансового состояния составляется агрегированный аналитический баланс. Аналитический баланс получается из исходного путем дополнения его показателями динамики структуры и структурной динамики. Агрегированный баланс составляется на основе исходного путем укрупнения статей актива и пассива.
Аналитический агрегированный баланс.
Статьи баланса | Сумма, тыс.р. | Структура, % | Динамика | Влияние статей на валюту баланса, % | ||||
суммы | Структуры, % | |||||||
На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | тыс.р. | % | |||
Актив, всего | ||||||||
1. Внеоборотные активы | Каждая строка 2 колонки делится на актив всего из 2 колоночки | Каждая строка 3 колонки делится на актив всего из 3 колоночки | 3 колонка – 2 колонка | (6 колонку / 2 колонку) * 100 | 5 колонка – 4 колонка | Итог 6 колонки принимаем за 100% и находим: (каждую строку 6 колонки делим на активы всего 6 колонки) * 100 | ||
2. Оборотные активы | ||||||||
2.1. Запасы (210) и затраты (НДС 220) | ||||||||
2.2. Дебиторская задолженность | ||||||||
2.3. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (250 + 260) | ||||||||
2.4. Прочие активы | ||||||||
Пассив, всего | ||||||||
1. Собственный капитал (3 раздел баланса + из 5 раздела баланса: доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов или платежей) | Каждая строка 2 колонки делится на пассив всего из 2 колоночки | Каждая строка 3 колонки делится на пассив всего из 3 колоночки | 3 колонка – 2 колонка | (6 колонку / 2 колонку) * 100 | 5 колонка – 4 колонка | Итог 6 колонки принимаем за 100% и находим: (каждую строку 6 колонки делим на активы всего 6 колонки) * 100 | ||
2. Заемный капитал | ||||||||
2.1. Долгосрочные кредиты и займы | ||||||||
2.2. Краткосрочные кредиты и займы | ||||||||
2.3. Кредиторская задолженность |
Баланс должен сходиться. Между пассивами и активами, и между своими подгруппами. С помощью аналитического агрегированного баланса выявляются признаки «здорового баланса». К ним относятся:
- увеличение валюты баланса;
- темпы прироста оборотных активов больше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
- собственный капитал организации больше 50%, а темпы его роста выше темпов роста заемного капитала;
- темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы (в этих условиях предприятие сможет расплатиться по своим долгам);
- доля собственных средств в оборотных активах более 10%: коэффициент обеспеченности собственными средствами = собственный капитал – внеоборотные активы/ оборотные активы > 0,1
- в балансе отсутствует статья – непокрытый убыток.
В целях объективной оценки финансового состояния предприятия необходимо сравнить изменения собственного имущества