Маркетологи отмечают, что от того, на что ориентирована деятельность предприятия – на проблемы производителей или на нужды и потребности потребителей, зависят роль, задачи и содержание его маркетинговой службы. Поэтому ориентацию на производство либо на рынок следует рассматривать как два типа организационной культуры предприятия, в которой воплощаются и философия его жизнедеятельности, и система конкретных «инструментов» (методов, приемов), и типы хозяйственного поведения, соответствующего общепринятой (устоявшейся) внутрифирменной философии [4, с. 586].
Корпоративная (или организационная) культура — это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации [4, с. 586].
Если предприятие ориентировано на производство, то служба маркетинга играет подчиненную роль, а содержание ее деятельности сводится к решению следующих задач [4, с. 587]:
- проведение маркетинговых исследований с целью выявления дополнительных рынков сбыта, а также рынков для новых товаров, появляющихся в результате совершенствования применяемых технологий, производства;
- сбор данных об объемах продаж с целью корректировки планов маркетинга;
- разработка рекламных материалов;
- распространение информации о производимых предприятием товарах;
- организация выставок товара, ярмарок, рекламных компаний и других мероприятий по продвижению товара к рынку.
Цель и задачи маркетинговой деятельности на таких предприятиях состоят в формировании системы сбыта тех товаров, которые предприятие может производить (т.е. сначала производим, а потом тратим деньги на то, чтобы убедить покупателя приобрести выпускаемые товары).
В отличие от производственной, маркетинговая ориентация предполагает, что производственные подразделения играют вторую роль. В таких компаниях производство подчинено маркетингу и ориентировано на потребителя: сначала изучаются нужды и потребности и только потом формируется ассортимент выпускаемых товаров. Особо отметим, что в современных условиях наиболее предпочтительным является ориентация на клиента, а также внедрение на предприятии концепции маркетинга отношений, который предполагает персонификацию отношений и формирование длительных взаимовыгодных отношений между компанией -производителем, клиентами и деловыми партнерами (поставщики, посредники и т.д.).