Субъекты, основные функции, понятия и определения рынка услуг

Рынок услуг – экономические отношения между продавцами и потребителями услуг, сфера обращения или совокупность актов купли-продажи различных видов деятельности, удовлетворяющие потребности отдельного человека, группы людей, организаций.

Рынок услуг различает материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам относятся услуги, направленные на удовлетворение материально-бытовых потребностей потребителя. Материальные услуги обеспечивают восстановление (сохранение, изменение) потребительских свойств изделия или изготовление нового изделия по заказу потребителя, а также обеспечивают перемещение грузов и людей и создают условия для потребления. Нематериальными услугами называют услуги, не связанные с товарами в их материальной форме. Стоимость товаров здесь не учитывает затраты труда на осуществление нематериальных услуг: это области здравоохранения, образования, банковские и консультационные услуги и т.д.

Основные характеристики услуг [34]:

- неосязаемость услуг: услуги невозможно потрогать, взять в руки, услышать, увидеть или попробовать на вкус до момента приобретения;

- неотделимость, неразрывность производства и потребления услуги: услуги предоставляются и потребляются одновременно т.е. могут быть оказаны только при поступлении заказа;

- непостоянство качества, изменчивость: качество услуг может существенно изменяться, в зависимости от того, когда, кем и при каких условиях они были предоставлены;

- недолговечность, неспособность услуг к хранению: услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи или использовании;

- отсутствие владения: потребитель услуги, как правило, пользуется ей на протяжении ограниченного количества времени;

- взаимозаменяемость услуг товарами, имеющими материальную форму: способность товаров заменять те услуги, которые удовлетворяют одинаковые или аналогичные потребности.

Субъектами рынка в сфере оказания услуг являются [29]:

- предприниматели, то есть лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;

- коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

- государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок;

- индивидуальные потребители услуг;

- наемный персонал, осуществляющий трудовую деятельность на контрактной или иной основе.

Функции рынка услуг [29]:

- ведущая экономическая функция рынка услуг состоит в обеспечении эффективного использования ресурсов для удовлетворения потребностей общества. Эта функция реализуется в установлении равновесия в области цен, что регламентирует (и ограничивает) использование имеющихся ресурсов, какими бы они ни были;

- социальная функция, выражается в реализации свободы выбора: производители, ориентируясь на динамично развивающиеся и изменяющиеся потребности, создают новые услуги и производства, совокупное предложе-

ние также растет и видоизменяется;

- воспроизводственная, обеспечивающая непрерывность и бесперебойность процесса производства всего многообразия услуг и товаров;

- регулирующая хозяйственную деятельность в масштабах отдельного региона и страны в целом (отражая происходящие изменения в производстве и потреблении услуг). Рынок помогает приспосабливать структуру производства услуг (товаров) к объему и структуре потребностей общества, формировать и поддерживать прямые и обратные связи производителей и потребителей услуг;

- стимулирующая, выступающая в роли эффективного инструмента снижения отдельных производственных затрат, экономии общественного труда. Выполнение этой функции связано с конкуренцией и рыночными ценами, учитывающими общественно необходимые затраты труда профильных специалистов и обеспечивающего персонала, потребительские качества услуг, предложения и спрос на них. Рыночный механизм заставляет

сервисную компанию повышать производительность и эффективность труда, улучшать качество услуг и развивать производственный процесс;

- конкурентная: профессиональное и социально-экономическое соперничество за достижение более качественных результатов в производстве услуг и обслуживании потребителей, за более полное удовлетворение их потребностей в услугах более высокого качества и сервиса в работе.

13.2. Фрагментированность рынка услуг [3]

Практически все отрасли сферы услуг относятся к высокофрагментиро-ванным секторам рынка как в силу отсутствия глобализации в потреблении, так и вследствие наличия потребительских сегментов, модели покупательского поведения которых различны в самой своей основе. Причем характерно, рынок поставщиков услуг также фрагментирован.

По сути понятие фрагментированности российского рынка в сфере услуг сводится к отсутствию явных рыночных лидеров национального масштаба, а также широкой, общенациональной приверженности потребителей к какому-либо типу потребления или продукта. Все рынки локальны и высокосегментированы.

Причины, лежащие в основе фрагментированности, достаточно очевидны:

- оказание услуг на платной основе возможно даже при полном отсутствии стартового капитала (частнопрактикующие врачи, журналисты, маркетологи и прочие «вольные» специалисты, именуемые в народе фрилансерами (free-lance – свободный художник;

- сама природа большинства услуг предполагает локальное потребление. Исключения из основной модели поведения потребителей – потребление по месту проживания (населенный пункт) – редки. Ситуация обусловлена, естественно, природой продукта – услуги, которая транспортировке не подлежит. Это дает конкурентные преимущества местным компаниям, знакомым со своими потребителями и условиями местного рынка.

Российскому рынку услуг свойственна естественная консолидация ко времени наступления зрелости (например, создание сетей). Медленный рост рынка услуг обостряет конкуренцию, ведет к вытеснению слабых, неэффективных компаний и усилению концентрации крупных. Естественно, в различных отраслях эти процессы происходят с различной степенью интенсивности и имеют свою специфику, но есть определенное сходство.

Можно отметить тенденцию к созданию филиалов в других городах. Однако эта тенденция в чистом виде наблюдается преимущественно в банковской сфере, в торговле, в незначительной степени – в туристическом и медицинском бизнесе.

Сферы транспорта (и логистики) по определению связаны с объективной необходимостью формирования представительств «на местах», поэтому здесь мы не будем определять это как тенденцию.

Бытовая сфера, за редким исключением, фрагментирована гораздо сильнее остальных, причины тому очевидны. Конкурентное соперничество в последние годы приобретает более жесткий характер (рынки близки к насыщению).

В области инноваций и нововведений сохранить лидерство в течение длительного времени практически невозможно: конкуренты сопоставимой рыночной силы, имея примерно одинаковый доступ к каналам распределения, достаточно быстро покупают и внедряют новые услуги, технологии и оборудование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: