Как было отмечено ранее, выделение оптимального потребительского сегмента (одного или нескольких) является основой успешной рыночной деятельности компании.
Сегментация рынка по группам потребителей – это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий – способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Признак – это способ выделения данного сегмента на рынке.
Маркетологи выделяют следующие признаки сегментации:
- географические (регион, административное деление, плотность населения, климат);
- демографические (возраст, пол, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, уровень образования, национальность, религия, раса);
- психографические (социальный слой, стиль жизни, личные качества);
- поведенческие (степень случайности покупки, поиск выгод, степень нуждаемости в продукте, степень готовности купить изделие, повод для совершения покупки).
Завершающей стадией формирования сегментных групп является «критериальная оценка» выделенных сегментов, в рамках которой рассматривается их соответствие ряду маркетинговых критериев успешности позиционирования на них услуг. Традиционно рассматривают следующие критериальные оценки: «соответствие емкости сегмента», «доступность сегмента», «существенность сегмента», «совместимость сегмента с рынком основных конкурентов». Критериальная оценка производится на основе оценки либо количественных показателей сегментов или экспертных оценок в отношении изучаемого сегмента [42].