double arrow
Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии

Рыночные сделки зачастую заключаются в условиях асимметричной информации, то есть в условиях, когда одна сторона рыночной сделки обладает информацией, недоступной для другой стороны.

Во всех тех случаях, когда одна из сторон сделки знает о себе или предмете сделки что-то такое, о чем другой стороне не известно, говорят о наличии скрытых характеристик. Следствием существования скрытых характеристик благ является отрицательный отбор – ситуация, при которой неинформированная сторона имеет дело совершенно не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить сделку. Акерлоф показал, что в условиях асимметричной информации неинформированная сторона проводит отрицательный отбор информированных сторон, в результате которого высококачественныые товары «вымываются» с рынка и замещаются товарами низкого качества, а при наименее благоприятном развитии событий рынок прекращает существование.

Аналогичная ситуация возникает при асимметричной информации в пользу покупателя. Классическим примером, когда отрицательный отбор покупателей осуществляет продавец, является страхование здоровья. Поскольку покупатели страхового полиса лучше осведомлены о состоянии своего здоровья, чем страховая компания, данная ситуация подразумевает наличие скрытых характеристик.

Асимметричная информация снижает эффективность рынка в целом. Но прежде всего она не выгодна продавцам хороших товаров: они не могут получить «настоящую» цену за свою продукцию. Следовательно, они заинтересованы в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке. Одним из способов, при помощи которых продавцы могут донести до покупателей информацию относительно качества их товаров, являются сигналы.




Сигналы – это механизмы, позволяющие информированной стороне передать информацию о себе неинформированной стороне. Примерами сигналов являются гарантии, репутация, бренды, а также стандарты и сертификаты.

Весьма эффективным сигналом служат гарантии. Гарантии представляют собой обязательства производителя заменять по требованию потребителя некачественный экземпляр качественным, либо иным способом (ремонт, возврат денег) компенсировать несоответствие характеристик продукта параметрам, заявленным при продаже.

Этой же цели служит репутация продавца (производителя), основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю. Уменьшению информационной асимметрии способствуют также стандарты качества, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждения, в частности государственными. Стандарты – это набор критериев, которым соответствует высококачественный товар. Сертификация – определение соответствия того или иного товара стандарту.

На рынке труда сигналом может служить диплом об образовании, резюме, рекомендательные письма, на рынке кредита – залоги, поручительства, кредитная история.






Сейчас читают про: