Основные категории педагогики - воспитание, обучение, образование, развитие, воспитательные отношения - относятся к числу методологических понятий. Мы их уже проанализировали. Остановимся более подробно на понятии «педагогический процесс».
Как известно, системообразующим фактором образования является его цель - развитие человека как личности в процессе воспитания и обучения. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что это «...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и технологии обучения.
Как систему образование можно анализировать в трех измерениях: образование в мире, стране, регионе; ступени образования: школьное, профессиональное и т.д.; профиль образования: общее, специальное.
Образование как результат может быть представлено в форме стандарта и как определенный результат, уровень готовности в виде знаний, умений и навыков, интеллектуального и социокультурного опыта.
Если образовательный процесс специально организован и управляется специалистами (педагогами), то его принято называть педагогическим процессом. Педагогический процесс также относится к методологическим понятиям педагогики. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов в учащихся, реализующее цели обучения и воспитания в условиях педагогической системы. Под педагогической системой будем понимать «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного... педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.П. Беспалько).
Педагогическая система может быть представлена в статике, как совокупность составляющих ее компонентов: педагогов, учеников, содержания образования и материальной базы (средств); и динамике - как педагогический процесс. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, т.е. она создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
Выделяют различные виды педагогических систем в зависимости от их назначения: педагогическая система «школа», реализующая общеобразовательную программу, педагогическая система «среднее специальное учебное заведение», реализующая программу среднего профессионального образования, и т.д.
В основе воспитания и обучения как педагогических понятий лежат воспитательные отношения, что мы выяснили уже ранее. Но так как это уже и педагогический процесс, то есть смысл остановиться на следующем в определении педагогического процесса. Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений посредством объединения компонентов, способствующих развитию личности.
Процессом принято называть явления, протекающие во времени и пространстве, внутри которых происходит смена состояний и стадий развития. Понятие «педагогический процесс» соответствует этому определению.
В рамках педагогического процесса осуществляется непосредственное межличностное взаимодействие педагога и учащихся посредством воспитания и обучения (рис. 14). Воспитание и обучение на уровне межличностного взаимодействия как составляющие педагогического процесса могут быть определены следующим образом.
Рис. 14. Составляющие педагогического процесса
Обучение - это процесс передачи педагогом и освоения учащимся знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования ее готовности к деятельности.
Воспитание - это процесс передачи педагогом и освоения учащимся социальных и духовных отношений в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования ее готовности к деятельности. Результатом воспитания будет формирование у обучающихся определенных личностных и профессионально важных качеств, характерных для тех или иных отношений, которые организуются педагогом.
Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями к обучаемому и его реальными возможностями по их выполнению. Это противоречие становится толчком к процессу познания и развития личности, если требования не являются слишком легкими или, наоборот, слишком трудными. Воспитательные отношения, лежащие в основе педагогического процесса, порождают педагогические ситуации, цепь которых и создает педагогический процесс. Педагогическая ситуация – такое состояние педагогического процесса, когда имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности.
Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру, состоящую из шести основных компонентов. Для наглядности представим структуру педагогического процесса в виде треугольника, в основании которого лежат принципы, а в вершине – цели (рис.15). Дадим краткую характеристику компонентам педагогического процесса.
Цель – предвосхищение в сознании конечного результата взаимодействия педагога и учащегося, но особенностью цели является ее представление в начале взаимодействия.
Принципы – основные идеи, положенные в основу педагогического процесса, следование которым позволяет достичь поставленных целей. Так, одним из основных принципов педагогического процесса является принцип природосообразности, который говорит о том, что строить педагогический процесс необходимо с учетом природы воспитанника, т.е. его состояния здоровья, физического, психического и социального развития.
Содержание – часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели в соответствии с выбранными принципами. Например, содержанием являются знания о природе, обществе, технике, опыт творческой деятельности и др.
Методы – последовательность действий педагога и учащегося, посредством которых передается и усваивается содержание, перерабатывается и затем воспроизводится (рассказ, беседа, инструктаж и др).
Средства – материализованные предметные и регулятивные посредники организации взаимодействия педагога и учащихся. Например, к средствам педагогического процесса относят: учебное оборудование, инструменты, технические средства обучения, учебники, наглядные пособия, правила и методы взаимодействия, действия и приемы.
Форма педагогического процесса - это устойчивая, завершенная его организация в единстве всех его компонентов.
Рис 15. Компоненты педагогического процесса
В педагогическом процессе все совершается последовательно: определив цели и принципы их достижения, педагог в соответствии с ними отбирает содержание, затем выбирает методы и средства его подачи и усвоения, и все это «объединяет» в форме.
Основной формой реализации педагогического процесса в профессиональном учебном заведении системы начального и среднего профессионального образования является урок. На уроке производственного обучения по теме «Пайка» мастер профессионального обучения ставит цель: научить учащихся процессу пайки проводников. Выбирает, например, такие принципы: единства теории и практики, политехнизма, профессиональной направленности. Содержание урока производственного обучения определяется учебной программой практики, в соответствии с которой мастер профессионального обучения отберет содержание темы под необходимое количество часов урока. Выбрав содержание, мастер отбирает методы и средства его передачи. Все это он проводит в такой организационной форме, как урок производственного обучения.
Аналогичные действия выполняет преподаватель, планируя проведение урока теоретического обучения. Рассмотрим урок теоретического обучения на тему «Электронные усилители».
Преподаватель ставит цель: сформировать у учащихся знания об устройстве и работе электронных усилителей. В качестве принципов могут быть выбраны следующие: научности и достоверности знаний, наглядности обучения, доступности обучения, систематичности и последовательности обучения. Содержание темы урока определяется соответствующим разделом учебной программы по учебному предмету. После отбора содержания осуществляется выбор методов и средств обучения.
Педагогический процесс создается педагогом для осуществления образования, обучения, воспитания, развития учащихся. У каждого учащегося есть своя цель и мотивы образования. Учащиеся также имеют и свои сформировавшиеся принципы, которые проявляются в отношении к учебе, другим учащимся, педагогам. Усвоение учащимися содержания материала происходит с использованием своих методов и средств, освоенных еще в общеобразовательной школе. Педагогический процесс, подготовленный педагогом, вовлекает учащихся в деятельность и отношения согласно поставленным целям и принципам. Происходит взаимодействие действий педагога (преподавание) и действий учащихся (учение) в рамках воспитательных отношений. Эффективность этого взаимодействия тем выше, чем ближе два процесса - преподавание и учение. Таким образом, педагог создает педагогический процесс для учащихся, вовлекая в него все внутренние силы самообразования, самовоспитания, самообучения учащихся. При этом самообразование, самовоспитание и самообучение выступают одновременно как условие педагогического процесса и как его результат.
Исходя из рассмотренной структуры педагогического процесса ясно, что, приступая к реализации педагогического процесса в практической деятельности, перед педагогом стоит нелегкая задача по выбору его компонентов. Этой работой педагог занимается бесконечно, и успешность ее зависит от многих факторов. В четвертом разделе учебного пособия компоненты педагогического процесса профессионального учебного заведения будут рассмотрены более подробно.
Необходима достаточно полная и взаимоувязанная по темам учебного предмета разработка перечня целей, принципов, содержания, методов, средств и форм, постоянное изучение и знание уровня развития учащихся, их внутреннего мира, степени сформированности механизмов самообразования, самовоспитания и самообучения, понимание социальной среды, ее особенностей, традиций, взглядов, отношений и привычек. Соблюдение этих и других условий помогает педагогу в сложном деле построения педпроцесса. Для более полного представления о педагогическом процессе с учетом различных условий его протекания, т.е. в динамике, его представляют в виде трех структур: педагогической, методической, психологической (рис. 16).
Рис. 16. Структуры педагогического процесса
Педагогическая структура была раскрыта ранее и включает в себя цель, принципы, содержание, методы, средства и организационные формы. Но педпроцесс осуществляется не как последовательная реализация этих компонентов, он имеет свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач (подцелей), в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагогов и учащихся. Так, при использовании на уроке теоретического обучения монологических методов деятельность преподавателя строится в следующем порядке: сообщение темы и плана урока, формулировка проблем, объяснение учебного материала, постановка эксперимента и т.п. Деятельность учащихся при этом связана, соответственно, с записью темы урока, уяснением основных проблем, наблюдением за экспериментом и т.д.
На уроке производственного обучения мастер профессионального обучения при использовании метода показа трудовых действий объясняет назначение формируемых умений, показывает весь трудовой процесс в нормальном темпе, выделяет операции, приемы и основные действия в трудовом процессе и т.п. Деятельность учащихся будет связана с уяснением значимости трудового процесса, наблюдением и целостным восприятием трудового процесса, анализом его состава и структуры и т.д. Типичный урок производственного обучения состоит из организационного момента; вводного инструктажа, распределения ученических работ, документов, материалов, инструментов; текущего инструктажа; сбора работ; уборки рабочих мест; заключительного инструктажа.
Психологическая структура, во-первых, задает последовательность и интенсивность протекания познавательных процессов у учащихся: внимания, восприятия, представлений, памяти, мышления, воображения и др. Ради развития этих процессов и на их базе строятся и педагогическая, и методическая структуры; во-вторых, к психологической структуре относится проявление и развитие у учащихся интереса, склонностей, убеждений, а также мотивации. Это имеет особенно важное значение при отсутствии у обучающихся внутренних мотивов познания или внешних мотивов деятельности: экономических, социальных, идеологических. В этом случае педагогу приходится эти мотивы создавать самому. В-третьих, в психологическую структуру также входит психофизиологическая нагрузка обучающихся и педагогов, выражающаяся в подъемах и спадах напряжения, как физического, так и нервной системы.
Следовательно, педагогический процесс организуется специально и целенаправленно по передаче и усвоениюобщественного опыта, при этом большая роль в приведении в действие его движущей силы, принадлежит педагогу. От его профессионализма зависит, как будут сформированы потребности и мотивы студентов к учебной и профессиональной деятельности, знания и умения, а, следовательно, и эффективность педагогического процесса в целом.
Как уже отмечалось, в основе педагогического процесса лежат воспитательные отношения, а еще ранее было дано определение воспитательных отношений как разновидности отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством образования, воспитания, обучения. Рассмотрим эти отношения подробнее.
Воспитательные отношения – это всегда отношения между людьми, и они всегда направлены на развитие человека как личности, т.е. на развитие его самообразования, самовоспитания, самообучения. Кроме того это обмен опытом, его передача, усвоение, использование. В них могут быть включены самые разнообразные средства: техника, искусство, природа и т.д. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как «человек - человек», «человек - книга - человек», «человек - техника - человек», «человек - искусство - человек», «человек - природа-человек» и т.д. (рис. 17).
Эти рисунки иллюстрируют также структуру воспитательных отношений. В нее входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его учащийся, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т.е. те, кто производит передачу, и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают субъект-субъектные отношения. В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства – объекты. Отношения между субъектами и объектами называют субъект-объектными отношениями.
Рис. 17. Типы воспитательных отношений:
1 - человек-человек; 2 - человек – книга - человек; 3 - человек - техника - человек; 4 - человек - искусство - человек; 5 - человек - природа – человек
Воспитательные отношения – это микроклеточка, где внешние факторы: образование, воспитание, обучение сходятся с внутренними человеческими: самообразованием, самовоспитанием, самообучением. В результате такого взаимодействия осуществляется развитие личности и формируется готовность к будущей деятельности.
Рассмотренная структура педагогического процесса и его компоненты позволяют мастеру профессионального обучения реализовывать его в своей практической деятельности. Но, как и любая практическая деятельность, так и организация педагогического процесса на практике в УПМ требует предварительной разработки предстоящей деятельности.
Такая предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов называется педагогическим проектированием. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность мастера профессионального обучения, т.е. сделать ее более эффективной.
Проектирование педагогического процесса необходимо для создания опережающей проекции того, что затем будет сделано в реальности. Такая упорядоченная деятельность сначала педагога, а затем и учащихся позволит организовать производственное обучение за более короткие сроки, исключить мешающие и негативные факторы, привести учебно-методическую документацию в соответствующий вид.
Педагогическое проектирование всегда связано со стремлением педагога организовать для учащихся такую учебно-воспитательную среду, в которой бы они полнее раскрыли свои возможности и способности, проявили необходимые личностные качества.
Следует отметить еще одно преимущество проектирования. Будучи составляющим любого технологического процесса, педагогическое проектирование также позволяет сделать учебно-воспитательный процесс технологичным, т.е. уже при проектировании обеспечить такой выбор принципов, содержания, методов, средств и форм педагогического процесса, которые позволяют реализовывать и диагностировать заданные цели обучения и воспитания.
Таким образом, педагогическое проектирование заключается в том, чтобы создать предположительные варианты предстоящей педагогической деятельности и прогнозировать ее результат. Для этого необходимо особое внимание обращать на механизм возникновения и протекания тех или иных действий и процессов, а также более четкое представление объекта проектирования.
Под объектом проектирования будем понимать, в первую очередь, педагогический процесс, а также педагогические ситуации. Педагогический процесс мы уже разобрали и можем сказать, что он состоит как бы из отдельных педагогических ситуаций, возникающих внутри него. Педагогические ситуации характеризуют переход педагогического процесса из одного состояния в другое.
Педагогическая ситуация – это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве взаимодействия. Ситуации всегда конкретны и создаются, возникают и разрешаются в ходе проведения урока, классного часа, экзамена и других формах педагогического процесса. Педагогические ситуации являются клеточкой, на уровне которой еще проявляются воспитательные отношения и концентрируются все достоинства и недостатки педагогического процесса в целом.
В основе педагогической ситуации осуществляется взаимодействие педагога и учащегося, которое строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности. Способ взаимодействия участников педагогической ситуации может охватывать любой компонент педагогического процесса и даже все компоненты, вместе взятые. Например, мастер профессионального обучения, желая показать хорошие профессиональные качества одного из учащихся, строит урок производственного обучения таким образом, чтобы вывести внимание всей группы на качество работы этого учащегося.
Педагогические ситуации заранее проектируются педагогом, но возможно их незапланированное возникновение, что связано с ошибками, допущенными при проектировании или воздействием на ход педагогического процесса неучтенных факторов.
Возвращаясь к приведенному ранее обозначению педагогического процесса в виде треугольника, мы можем представить его как бы наполненным педагогическими ситуациями более мелкими треугольниками (рис. 18).
Рис.18. Педагогический процесс
и составляющие его педагогические ситуации (п)
Педагогическое проектирование – это сложный многоступенчатый процесс. Поэтому при проектировании выделяют последовательность отдельных этапов, начиная от общей цели к точному описанию конкретных действий на уроке.
Выделяют три этапа педагогического проектирования: моделирование, проектирование, конструирование (рис. 19).
Рис. 19. Этапы педагогического проектирования
Рассмотрим отдельные этапы педагогического проектирования:
– моделирование (создание модели) – это разработка целей создаваемого педагогического процесса или педагогических ситуаций и основных путей их достижения.
– проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка целей (модели) и доведение их путей достижения до описания практического использования.
– конструирование (создание конструкта) – дальнейшая детализация практического описания модели до конкретных практических действий.
Кратко охарактеризуем этапы педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность начинается с цели, в качестве которой может быть взята идея, предложение или реальная учебная цель. В соответствии с определенной целью разрабатываются практические пути и предполагается реализация цели. При создании конструкта практические действия доводятся до конкретного исполнения.
Например, при разработке системы уроков производственного обучения по определенной теме мастер профессионального обучения исходит из учебных целей, определяемых учебной программой, и воспитательных целей, направленных на формирование необходимых профессионально значимых личностных качеств согласно модели специалиста.
При этом проектом будет являться разработка учебно-методического обеспечения уроков, а конструктом – план урока и технологическая карта.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Приведите определение понятия «образование».
2. Как связаны понятия «образование» и «педагогический процесс»?
3. Сформулируйте определение педагогического процесса.
4. Что является внутренней движущей силой педагогического процесса?
5. Приведите определения обучения и воспитания как составляющих педагогического процесса.
6. Какова структура педагогического процесса?
7. Приведите определения основных компонентов педагогического процесса.
8. В чем сущность и содержание психологической и методической подструктур педагогического процесса?
9. Приведите пример взаимодействия компонентов педагогического процесса на уроке теоретического, производственного обучения.
10.В чем состоит сущность воспитания как составляющей целостного педагогического процесса?
11.Определите взаимоотношение процессов воспитания и самовоспитания.
12.В чем сущность динамичности педагогического процесса?
13.Приведите различные типы воспитательных отношений.
14.В чем сущность педагогического проектирования?
15.Что понимается под объектом в педагогическом проектировании?
16.Каковы этапы педагогического проектирования?