Плеханов георгий валентинович

(1856—1918)

— русский философ, публицист, общественный деятель. Родился в дворянской семье. Учил­ся в Горном институте, увлекся идеями народовольцев, но разоча­ровался в их тактике террора. С 1880 г. — в эмиграции в ряде стран Западной Европы. Развил там интенсивную литературную и политическую деятельность как пропагандист марксизма, пере­водчик и интерпретатор трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. После раскола Российской социал-демократической партии (РСДРП) на Лондонском съезде Г. В. Плеханов, вначале присоединившийся к меньшевикам, вскоре занял особую позицию. Вернувшись в 1917 г. в Россию, выступил против Октябрьской революции, полагая, что в стране отсутству­ют объективные условия для построения социализма. Как личность Г. В. Плеханов был благородным и нравствен­но-глубоким человеком. Будучи искренним последователем К. Маркса, он всегда оставался внутренне свободным.

Исходный пункт философии Г. В. Плеханова — тезис К. Маркса о том, что «не сознание определяет бытие, но бытие определяет сознание». Он признавал реальность сво­боды человека, хотя и видел зависимость ее проявления от социально-исторических условий. Он полагал, в частности, что духовный мир человека и формы его культуры зависят от экономических отношений, хотя зависимость эта не пря­мая. «В области идеологии многие явления могут быть объяс­нены только косвенным образом посредством влияния экономического развития». Познав социальную закономерность, человек способен подчинить ее своей воле, и «тогда кончает­ся царство необходимости, воцаряется свобода».

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

(1749-1802)

-русский писатель, просветитель, фи­лософ, считается родоначальником революционной традиции в России. Учился в Лейпцигском университете. В духе идей французских просвети­телей рассматривал идею «естест­венного права» (в наше время эта идея существует в виде концепции «прав человека»). В главном сочине­нии А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) высказаны идеи о бесплодности по­пыток помочь народу путем просве­щения монархов и о большей плодотворности революцион­ного просвещения народа. За нелегальное издание этого сочинения А. Н. Радищев был осужден на смертную казнь, которая была заменена ссылкой в Сибирь. В ссылке А. Н. Ра­дищев писал философский трактат «О человеке, о его смерт­ности и бессмертии» (остался незавершенным, впервые опубликован в 1809 г.), идея которого была навеяна траги­ческой судьбой автора и в котором он недвусмысленно отстаивал бессмертие души. В конце жизни разочаровался в результатах Великой французской революции, поскольку не видел оправдания диктатуре Робеспьера. Пережил А. Н. Радищев и разочарования в показном либерализме Александра I. Покончил жизнь самоубийством.

РАССЕЛ БЕРТРАН (1872—1970)

— английский фи­лософ, математик, логик, общест­венный деятель. Родился в аристо­кратической семье. Учился в Тринити-колледже в Кембридже, с 1895 г.—в Кембриджском уни­верситете. Лауреат Нобелевской премии (1931). Основная сфера научных интересов — математика и философия, с 1900 г. занимался разработкой оснований математи­ки и аппарата математической логики.

Автор теории типов (упо­рядочения предметной области теории и языка), позволяю­щей разрешать ряд парадоксов в основаниях математики и логическом анализе языков науки. Заложил основы фило­софских проблем математики.

Б. Расселу принадлежит обстоятельная «История запад­ноевропейской философии», написанная им как история европейского свободомыслия. Последним трудом Б. Рассела является историческое исследование «Мудрость Запада».

РУССО ЖАН ЖАК (1712—1778)

— французский фи­лософ. Родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. С 16 лет скитался по разным странам Ев­ропы, становясь ради заработка то лакеем, то музыкантом, то делоуправителем, то переписчиком нот. Оказавшись в Париже, вошел в круг просветителей, недолгое время сотрудничал в «Энцикло­педии» по отделу музыки. Писал драмы и стихи, сочинял оперы. Слава оригинального философа пришла к нему с опубликованием трактата «Способствовало ли вос­становление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», в котором он дал отрицательный ответ на этот во­прос. Сожжение его двух последующих книг и преследова­ния религиозных фанатиков толкнули его на новые вынуж­денные скитания. В эти годы он создал серию автобиографи­ческих произведений, в том числе знаменитую «Исповедь», полностью сосредоточившись на своей внутренней жизни. Этими мотивами, а также критикой цивилизации, науки и разума Ж. Ж. Руссо во многом предвосхитил романтическое мироощущение XIX в. Умер в нищете и одиночестве.

На протяжении своей жизни он разрабатывал многие проблемы философии, истории, морали, социологии, педаго­гики, психологии. Его интересовали все стороны философ­ской проблематики человека, а роман «Новая Элоиза» явля­ется проектом лучшей, «естественной» морали. В трактате «Эмиль, или О воспитании» содержится гуманистическая, в высшей степени демократическая концепция педагогики. Однако главным вопросом жизни была для Ж. Ж. Руссо проблема устранения всякого социального неравенства, считая, что неравенство между людьми существует не изначально.

Ж. Ж. Руссо одним из первых обнаружил противоречивый характер развития культуры, ее способность создавать «искусственные» человеческие потребности. Он утверждал, что расхождение морали и образованности ведет к тому, что человек, стремится «казаться» добродетельным, а вовсе не «быть» им. Желая жить лучше, люди ввергают себя в нрав­ственное оскудение. Платой за это является все возрастаю­щее в обществе чувство личного одиночества и отчужден­ности. Спасение от современной цивилизации, считал Ж. Ж. Руссо, может обеспечить только возврат к «естественному состоя­нию» человеческого общества.

Лозунг Ж. Ж. Руссо «Назад к природе!» не был призывом вернуться к грубому первобытному состоянию. Естествен­ное состояние общества было для философа тем идеалом, к которому нельзя прийти в будущем,— к нему лишь можно вернуться вновь. Каким же виделось Ж. Ж. Руссо это общество? В нем все равны, никто не возвышается над дру­гими; в нем люди не ведают, что такое имущество и частная собственность. Это — состояние свободы, самодостаточности и независимости каждого человека, нравственная неиспор­ченность и добродетельность. Не случайно Ж. Ж. Руссо считался главной предтечей Великой француз­ской революции.

САРТР ЖАН ПОЛЬ

(1905—1980)

— французский фи­лософ и писатель. С начала 30-х годов преподавал философию в ли­цеях. В годы второй мировой вой­ны был участником французского движения Сопротивления, поз­же — различных демократических движений и организаций. С 1944 г. целиком посвятил себя литера­туре.

В своей философии Ж. П. Сартр обращался прежде всего к «живо­му сознанию» индивида, забро­шенному в этот мир, пытающему­ся ориентироваться в нем. Специфика человека заключается в том, что он всему придает смысл, наделяет окружающее «значениями». Вне этого смыслообразования предметы сами по себе - лишь сырой материал, инертная «возможность». Человеческая деятельность имеет изначально творческий характер.

Современный человек, согласно Ж. П. Сартру,— это «отчужденное», потерянное и растерявшее себя существо. Индивидуальность стандартизирована, подчинена массовым формам быта, стихийным экономическим силам, обезличи­вающему государству. Но самое страшное то, что она — носитель «рабского сознания», поскольку вместо самостоя­тельных мнений, позиций, вкусов и пристрастий у человека возникают внушенные ему групповыми механизмами безлич­ные идеологические клише, иллюзорные требования «общест­венного мнения», подавляющая «власть молвы». Даже простое общение, воздействие «другого» есть акт несвобо­ды, попытка подавления и унификации.

Человек как личность несет ответственность за любые свои мысли и поступки, ни в чем не имеет права сослаться на «объективные обстоятельства», не может рассчитывать ни на какое «алиби». Субъект свободы — внутреннее единство собственного «Я». В условиях порабощенной фашистами Франции эти абстрактные философские рассуждения звучали как при­зыв к борьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: