Цель: сформировать умение диагностики и коррекции типа поведения А как одного из факторов профессионального здоровья менеджера.
План
1. Знакомство с концепцией профессионального здоровья в отечественной науке.
2. Проведение опросника поведения типа А (шкала Положенцева С.Д. и Руднева Д.А.).
3. Обсуждение результатов диагностики и возможностей применения опросника в практике психологического консультирования.
Оснащение и порядок работы
В начале занятия студенты знакомятся с основными положениями концепции профессионального здоровья в отечественной психологии. Систематизируются основные факторы профессионального риска, влияющие, влияющие на профессиональное здоровье менеджеров. Рассматриваются характеристики и последствия поведения типа А.
Далее каждый студент получает шкалу диагностики поведения типа А, ключ к обработке и знакомится с инструкцией по ее проведению. Работа с опросником проводится индивидуально.
На завершающем этапе занятия ответы испытуемых обсчитываются по показателю выраженности поведенческого стереотипа в целом и по каждой из 9-ти субшкал дифференцировано. Полученные результаты анализируются. Обсуждаются возможности применения опросника в работе практического психолога по ранней диагностике и коррекции данного поведенческого стереотипа у менеджеров.
|
|
Методические рекомендации по изучению темы
При обсуждении проблемы обеспечения профессионального здоровья менеджеров и необходимости ранней диагностики и коррекции у них поведения типа А следует обратить внимание на следующие положения:
- концепция профессионального здоровья имеет гуманистический характер и акцентирована на обеспечение безопасности профессиональной деятельности и профессионального долголетия;
- профессиональная деятельность менеджеров отличается высоким нервно-психическим и эмоциональным напряжением;
- одним из наиболее важных факторов профессионального риска у менеджеров выступает тип поведения А, который приводит к высокому уровню сердечно-сосудистых заболеваний в данной профессиональной группе;
- ранняя диагностика и психологическая коррекция поведения типа А у менеджеров позволяет повысить продуктивность их работы и сохранить профессиональное долголетие.
Литература
1. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - 463с.
2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.
3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с.
4. Психология менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова – 2-е изд., доп., перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639с.
5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №8 (4 часа *)