Деятельность – это совокупность действий, объединённых общими побуждениями.
Деятельность детей дошкольного возраста не исчерпывается только ведущими видами деятельности. Рядом с ними появляются и другие виды деятельности. Каждая из них делает свой вклад в психическое развитие ребенка.
В возрасте от 3 до 7 лет появляются такие продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, художественно-языковая деятельность.
Каждый вид деятельности способствует освоению таких действий и образованию таких психических качеств, которые необходимы для его исполнения и усовершенствования.
Влияние продуктивных видов деятельности на психическое развитие ребенка.
1. Усовершенствуются все психически процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, воля.
2. Формируются черты характера.
3. Усовершенствуются навыки и умения.
4. В процессе деятельности идет формирование: эстетических, моральных, нравственных чувств.
В продуктивных видах деятельности ребенок так же, как и в игре моделирует предметы окружающего мира, но в продуктивной деятельности ребенок еще и создает реальный продукт, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке конструкции, объемном изображении.
|
|
Изобразительная деятельность.
Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игра и труд выступают потребности малыша в самостоятельности и активности; подражании взрослому; освоение предметных действий; формирование координации движений рук и глаз.
Стадии развития рисования:
- свободное манипулирование карандашом (осваивает его функции, получая удовольствие от самого процесса).
-доизобразительная стадия развития (узнавание в каракулях предметов окружающего мира).
- возникновение изобразительной функции рисования (начало дош. воз., ребенок знает, что рисует) перемещение слова с конца на начало рисования является важнейшим достижением в изо деятельности ребенка.
- развитие графических образов.
Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему ее освоить, является средством познания.
Главными средствами выразительности является линия и цвет.
Особенности развития изо деятельности в дошкольном возрасте.
1.Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции и моделируя действительность расширяет границы ее познания.
2. Формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка.
3. Развитие умения создавать и воплощать замыслы.
4. Осваиваются специфические выразительные средства изо деятельности.
|
|
Конструктивная деятельность.
Предпосылки конструктивной деятельности: овладение предметными действиями; развитие зрительно двигательной координации; отделение действий от предмета и себя от своих действий.
Основные направления развития конструирования дошкольника (аналитико-синтетическая деятельность).
- формирование способов обследования образца и способов построения конструкции.
- развитие мотивов конструирования (сам процесс конструирования и конструирование для игры)- формирование контроля (самоконтроля и оценки, самооценки) в процессе конструирования.
Виды конструирования: конструирование-изображение, строительство для игры, конструирование по образцу (целостному, расчлененному, объемному, схеме, чертежу), по условиям, по замыслу.
Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.
1. Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций.
2. Дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов.
3. Расширяется область творческих проявлений.
Руководство продуктивными видами деятельности детей способствует быстрому их освоению и психическому развитию ребенка.