Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Д.Вікова періодизація та критерії її визначення




Возраст, развитие, периодизация – взаимно связаны:

1)возраст – это форма развития личности;

2)развитие формируется, результатируется в определённом возрасте ребёнка;

3)все индивиды проходят один и тот же путь развития, нельзя изменить последовательность фаз или исключить некоторые из них;

4)однако, разные личности проходят путь своего развития по-разному.

Психологическое развитие личности проходит ряд периодов. Возрастная периодизация зависит от критериев. сначала был положен возрастной критерий. Сейчас в отечественной возрастной психологии основные периоды выделяют по 3 критериям:

1- социальная ситуация развития ребёнка, содержание и формы воспитания и обучения (Социальная ситуация развития – это система соц. отношений ребёнка с окружающим, которая складывается на определённом возрастном этапе – это соц. среда. Включает 2 направления отношений: - отношения с общественным (взрослым) как представителем соц. институтов (воспитатель, руководитель кружка); - отношения с близкими людьми (семья, друзья). Системы эти динамичны, лабильны. В зависимости от зоны развития строится система отношений.);

2- анализ ведущей деятельности в соотношении с другими видами деятельности (Ведущая деятельность обуславливает появление и развитие основных новообразований);

3- основные личностные новообразования (Новообразования – психические и социальные изменения, которые происходят на определённом возрастном этапе и которые в самом основном определяют весь ход развития ребёнка в данный период).

Наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является – Возрастная периодизация предложенная Даниил Борисовичем Элькониным:

0-1 год – младенчество – ведущая деятельность непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия.

1-3 года – ранний возраст – ведущая деятельность предметно-манипулятивная.

3-6 лет – дошкольный возраст – ведущая деятельность ролевая игра.

6-11 лет – младший школьный возраст – ведущая учебная деятельность.

11-15 лет – подростковый – ведущая деятельность интимно-личностное общение со сверстниками.

15-17 лет – юношеский – ведущая учебно-профессиональная деятельность.

Внутри каждого периода процесс развития проходит 3 стадии:

1- развитие определённой стороны деятельности;

2- максимальная реализация, кульминация данного типа ведущей деятельности;

3- насыщение этой деятельности и актуализация другой её стороны.

Переходы меж периодами детского развития происходят очень интенсивно и бурно. Сопровождаются трудностями в отношениях детей и взрослых. Эти переходные периоды названы кризисами возрастного развития.




Личность – общая совокупность психологических качеств человека, составляет его индивидуальные качества и определяет его социальные поступки, поведение среди людей.

1 этап (до 3л.) – формирования характера и мотивации достижения успехов;

Составные личностного роста в раннем детстве:

- активная речь;

- самостоятельность;

- элементарный образ Я;

- наглядно-действенное мышление;

- ситуативно-деловое общение.

2 этап (3-6л.) – период развития самосознания и начало открытого проявления характера (формируется самооценка и уровень притязаний ребёнка, складываются личностные качества, проявляемые в работе, в деловом и личном общении с людьми);

Личностные новообразования в дош.воз.:

- внутренние этические инстанции (совесть=вина+стыд);

- соподчинение мотивов;

- личностное сознание – т.е. самосознание;

- синтез внешних и внутренних действий = единая интеллектуальная деятельность;

- внутренняя речь как средство мышления;

- с 2 до 5 позаситуативно-познавательное общение, а с 5 до 7 лет позаситуативно-личностное.

3 этап (с 6 до 11-12) – этап скрытого формирования мировоззрения и морали (ведущая деятельность – учебно-познавательная, в ней общение ребёнка со взрослым и сверстниками закладывает основы нравственной позиции индивида);

Характеристика младше школьного воз.:

- словесно-логическое мышление;

- перестройка всех познавательных процессов.

4 этап (с11-12л.) – первичный в открытых проявлениях мировоззрения и морали.

Условия развития личности:

1- общение

2- влияние семьи

3- влияние детской среды – группы (детская группа выполняет несколько функций:

а)функция общей социализации;

б)функция половой идентификации и дифференциации;

в)информационная функция формирования ценностных ориентаций;

г)оценочная функция – оценка ровесника влияет на формирование самооценки личности ребёнка)

4- притязания на признание – это потребность быть признанным другими – это двигательная сила развития личности. Притязание на признание – это более глобальный и обобщенный механизм развития личности чем мотивы, потому что мотивы – есть конкретное понуждение, направленное на объект, а притязания охватывают весь смысловой простор, в котором возникают мотивы.

Характеристика подросткового воз.:

- период становления личности;

- саморазвитие волевых качеств личности;





Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 427; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10081 - | 7171 - или читать все...

Читайте также:

 

54.161.31.247 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.