Возраст, развитие, периодизация – взаимно связаны:
1)возраст – это форма развития личности;
2)развитие формируется, результатируется в определённом возрасте ребёнка;
3)все индивиды проходят один и тот же путь развития, нельзя изменить последовательность фаз или исключить некоторые из них;
4)однако, разные личности проходят путь своего развития по-разному.
Психологическое развитие личности проходит ряд периодов. Возрастная периодизация зависит от критериев. сначала был положен возрастной критерий. Сейчас в отечественной возрастной психологии основные периоды выделяют по 3 критериям:
1- социальная ситуация развития ребёнка, содержание и формы воспитания и обучения (Социальная ситуация развития – это система соц. отношений ребёнка с окружающим, которая складывается на определённом возрастном этапе – это соц. среда. Включает 2 направления отношений: - отношения с общественным (взрослым) как представителем соц. институтов (воспитатель, руководитель кружка); - отношения с близкими людьми (семья, друзья). Системы эти динамичны, лабильны. В зависимости от зоны развития строится система отношений.);
2- анализ ведущей деятельности в соотношении с другими видами деятельности (Ведущая деятельность обуславливает появление и развитие основных новообразований);
3- основные личностные новообразования (Новообразования – психические и социальные изменения, которые происходят на определённом возрастном этапе и которые в самом основном определяют весь ход развития ребёнка в данный период).
Наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является – Возрастная периодизация предложенная Даниил Борисовичем Элькониным:
0-1 год – младенчество – ведущая деятельность непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия.
1-3 года – ранний возраст – ведущая деятельность предметно-манипулятивная.
3-6 лет – дошкольный возраст – ведущая деятельность ролевая игра.
6-11 лет – младший школьный возраст – ведущая учебная деятельность.
11-15 лет – подростковый – ведущая деятельность интимно-личностное общение со сверстниками.
15-17 лет – юношеский – ведущая учебно-профессиональная деятельность.
Внутри каждого периода процесс развития проходит 3 стадии:
1- развитие определённой стороны деятельности;
2- максимальная реализация, кульминация данного типа ведущей деятельности;
3- насыщение этой деятельности и актуализация другой её стороны.
Переходы меж периодами детского развития происходят очень интенсивно и бурно. Сопровождаются трудностями в отношениях детей и взрослых. Эти переходные периоды названы кризисами возрастного развития.
Личность – общая совокупность психологических качеств человека, составляет его индивидуальные качества и определяет его социальные поступки, поведение среди людей.
1 этап (до 3л.) – формирования характера и мотивации достижения успехов;
Составные личностного роста в раннем детстве:
- активная речь;
- самостоятельность;
- элементарный образ Я;
- наглядно-действенное мышление;
- ситуативно-деловое общение.
2 этап (3-6л.) – период развития самосознания и начало открытого проявления характера (формируется самооценка и уровень притязаний ребёнка, складываются личностные качества, проявляемые в работе, в деловом и личном общении с людьми);
Личностные новообразования в дош.воз.:
- внутренние этические инстанции (совесть=вина+стыд);
- соподчинение мотивов;
- личностное сознание – т.е. самосознание;
- синтез внешних и внутренних действий = единая интеллектуальная деятельность;
- внутренняя речь как средство мышления;
- с 2 до 5 позаситуативно-познавательное общение, а с 5 до 7 лет позаситуативно-личностное.
3 этап (с 6 до 11-12) – этап скрытого формирования мировоззрения и морали (ведущая деятельность – учебно-познавательная, в ней общение ребёнка со взрослым и сверстниками закладывает основы нравственной позиции индивида);
Характеристика младше школьного воз.:
- словесно-логическое мышление;
- перестройка всех познавательных процессов.
4 этап (с11-12л.) – первичный в открытых проявлениях мировоззрения и морали.
Условия развития личности:
1- общение
2- влияние семьи
3- влияние детской среды – группы (детская группа выполняет несколько функций:
а)функция общей социализации;
б)функция половой идентификации и дифференциации;
в)информационная функция формирования ценностных ориентаций;
г)оценочная функция – оценка ровесника влияет на формирование самооценки личности ребёнка)
4- притязания на признание – это потребность быть признанным другими – это двигательная сила развития личности. Притязание на признание – это более глобальный и обобщенный механизм развития личности чем мотивы, потому что мотивы – есть конкретное понуждение, направленное на объект, а притязания охватывают весь смысловой простор, в котором возникают мотивы.
Характеристика подросткового воз.:
- период становления личности;
- саморазвитие волевых качеств личности;